ВТОРОЙ ХРАМ
ВОПРОС:
Добрый день!
Танах содержит ряд пророчеств о Втором Храме, его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства – духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем.
Тем не менее, Храм Зоровавеля был не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона.
Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое – что Израиль не оказался достоин, «не искоренил грех».
Важный текст, на который ссылаются последователи этой точки зрения, в частности, таков:
Дан. 9:24 «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых».
То есть после вавилонского плена для Израиля «включался счетчик благодати». Либо он решал вопрос – преступление покрывал, грехи запечатывал и беззакония заглаживал, приводил вечную правду, либо всё – случалось непоправимое.
Вопрос такой:
Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И даже Давид, кажется, с ними находился как минимум в опасном соседстве (взять хотя бы некую статую размером с мужскую фигуру в его собственной спальне – 1Цар. 19:13-16).
А ведь после вавилонского плена была действительно произведена реформация. Идолы отныне были вне закона, Тора действительно стала основой повседневной жизни возвратившихся в землю Израилеву иудеев (см. книги Ездры и Неемии). Как минимум видимым образом иудаизм отказался от попыток поклоняться иным богам, перестал изображать Яхве и навел порядок в ряде социальных вопросов.
Заранее спасибо за ответ. Прошу отвечать развернуто, чтобы я мог публиковать ответ.
ОТВЕТ:
Спасибо за вопрос. Начну с самого первого предложения этого вопроса. Оно гласит так: «Танах содержит ряд пророчеств о Втором Храме, его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства – духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем» (конец цитаты).
Да, действительно, мы имеем ряд пророчеств о втором храме; однако Захария и Малахия дают слишком общие намеки на этот храм. Исаия и Иеремия также просвещают этот вопрос слишком кратко, давая лишь констатацию о том, что город будет построен и храм будет существовать (см. Ис. 44:28 Иер. 30:18). Пророк Аггей говорит о славе последнего храма, что она будет больше, чем в прежнем храме, но он имеет в виду, что придет Желаемый всеми народами, и храм будет наполнен славой (см. Аггей 2:7-9).
И только Иезекииль слишком подробно описывает план второго храма, посвятив этому описанию целых девять глав (40-48 главы). В связи с пророчеством Иезекииля возникает вопрос, и он так и поставлен:
«Тем не менее, Храм Зоровавеля был не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона».
Вот тут-то и начинается ряд мнений, как подчеркивает автор, поставивший этот вопрос. В принципе, я приветствую тех, кто задает подобные вопросы, пытливый ум всегда достигает чего-то. И ряд мнений – это тоже нормально, из ряда мнений можно сделать какие-то выводы или даже добавить свои коррективы.
Вопрос о втором храме хотел бы начать с первого, ведь здесь все так взаимосвязано. Для чего вообще был учрежден храм? Что Бог имел в виду, давая указание о его строительстве? А разве не могло все оставаться так, как было до Соломона? Ведь жертвоприношения совершались, начиная со времен первого грехопадения на земле. Они совершались и допотопными людьми. Информация о жертвоприношениях скудна, и, если бы не случай с убийством Авеля, мы бы так и не узнали о том, что они совершались в те ранние времена истории. О жертвоприношениях Ноя мы имеем уже более-менее конкретную информацию. Далее на сцену библейской информации выходит фигура Авраама. Он и его потомки совершали жертвоприношения, возлагая свое упование на грядущего Избавителя человечества от их грехов. Ну, так бы все и оставалось. Каждый согрешивший приносил бы жертвы за свои грехи, и так было бы до самого первого Пришествия Христа, и с Его пришествием и смертью эта система отпала бы.
Почему нужен был храм? Что он дополнял к обычному жертвоприношению? С одной стороны, жертва указывала только на смерть Христа за грехи человечества. А что дальше? Какова дальнейшая судьба грехов? Выведя народ из Египта, Бог учредил расширенное служение. Скиния была хоть и примитивная, но олицетворяла полное служение Христа: и Его смерть, и служение в первом отделении, затем и во втором, и конечная судьба грехов вместе с их виновником и отцом всякого греха, когда грехи возлагали на козла отпущения и отправляли в пустыню.
Казалось бы, все символы служения Христа удовлетворены. Ну, и оставалось бы все так до самого первого Пришествия Христа. Но чего-то все же еще не хватало. Зачем нужен был храм, если символика в нем оставалась та же, что и в скинии? Вот тут-то раскрывается замысел Божий более широкомасштабно. Народ, избранный Богом, – это не конечная Его цель. О конечной цели Бога по отношению к человечеству мы читаем в Писании:
14 И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому,
15 Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Иоан. 3:14-17).
Вот здесь раскрыт и характер Бога, и Его цель. Кого Он желает спасти? Только народ Израильский? Нет. Мы читали: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Цель Божья всегда была – предложить спасение всему человечеству. И для этого Бог избрал определенный народ. Избирая народ Израильский, Бог планировал, чтобы этот народ был и сохранителем, и распространителем воли Божьей по всему миру.
По имеющейся у нас скудной информации нам кажется, что ко дням Авраама весь мир утонул в идолопоклонстве, и Бог избирает Авраама, чтобы с нуля начать что-то новое в служении Ему. Однако в Писании проскакивает информация о служении Богу кого-то еще, кроме Авраама, и о священнослужителях, которые были здесь на земле, они священнодействовали и совершали богослужения, и все это помимо Авраама и его потомков. Вот первый пример при жизни Авраама:
18 И Мелхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18).
Это интересная информация: он был и царем, и священником. А царь не может быть без подданных его царства; и говорить о священнике немыслимо без поклоняющихся Богу. В свете этой информации мы видим целое царство, которое служило Богу во дни Авраама. Хотя следует обратить внимание на то, что царства того времени нельзя сравнить с царствами в последующие времена, такими, как вавилонское, мидо-персидское, греческое и римское. Царством во дни Авраама был один какой-то город. Мелхиседек был царем города Салима.
Если мы возьмем времена Моисея, то увидим такую же картину. Народом Божьим были не только израильтяне, находившиеся в египетском плену. Мы читаем:
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского (Исх. 3:1).
Кем был Иофор? Идолопоклонником? Нет, он был священником мадиамским. А раз он был священником, значит, у него был и народ, поклоняющийся Богу. Его служение заключалось также в жертвоприношениях. Мы читаем:
12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом (Исх. 18:12).
А какова дальнейшая судьба Иофора и его сыновей? Они соединились с израильтянами. Мы читаем:
16 И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа (Судей 1:16).
Со времен Моисея и далее этот клан был тесно связан с Израилем, не теряя при этом своего независимого и обособленного существования. Поскольку они были в союзе с Израилем и присоединились к ним в походе, им было разрешено разделить награды и поселиться на территории Иудеи. Позже одна ветвь их клана поселилась далеко на севере на территории Неффалима (Суд. 4:11, 17).
Таким образом, мы видим, что, кроме израильтян, были и другие народы, которые поклонялись живому Богу. Просто мы имеем больше информации о народе израильском, потому что Моисей описал и оставил нам летопись именно о своем народе.
Но Бога не удовлетворяло такое малочисленное служение. Его нужно было расширять до мирового уровня. И вот здесь вырисовывается цель строительства грандиозного храма. Для чего? Неужели для того, чтобы народ израильский просто гордился этим храмом, чтобы он самоудовлетворялся Божьим благоволением к нему? Вовсе нет. Хотя, к сожалению, народ именно в это русло и направил всю свою гордыню. И это горделивое хвастовство своим храмом продолжалось до времен Иисуса Христа. Не говоря уже о народе и лидерах того времени, ученики Христа также не отстали далеко от всеобщей массы. Представьте себе, Христос рассказывает ученикам о том, что Ему предстоит пострадать и быть убитым, а они как не слышат Его: кто-то пытается продвинуть свою кандидатуру на самую высокую должность в Его царстве, а кто-то предлагает Ему полюбоваться храмом, говоря; «Посмотри, какие камни и какие здания!» (Марк.13:1).
Но что имел в виду Бог, повелевая построить грандиозный храм? Почему Он избрал именно эту территорию для народа, который должен был быть центром всех народов? Стратегически эта земля являлась местом пересечения всех коммерческих дорог. Караваны с товарами проходили через землю Палестины. С юга был Египет, с северо-востока Ассирия и Вавилон. По Средиземному морю корабли отправлялись из Рима, Греции и Азии, и причаливали они к берегам обетованной земли, а люди продолжали путь по суше во все возможные направления. Разве это не стратегически выгодное место, в которое поселил Бог Свой народ? Бог имел в плане, что многие люди, проходящие через Обетованную землю, будут видеть народ, поклоняющийся истинному Богу. Миссионеры будут посланы во все цивилизованные земли, и в Иерусалимский храм будут стекаться народы на поклонение. Размечтались? Давайте теперь спустимся с небес в реальную жизнь и посмотрим, что на самом деле произошло.
Во дни Соломона храм был отстроен. Мир был заключен со всеми народами, военные действия закончились. Ну, теперь-то уже пора, наконец-то, посылать миссионеров в языческие страны. Ведь храм-то и был построен для того, чтобы принимать прозелитов в первую очередь. Не в скинию же из шкур животных принимать гостей, а в грандиозный храм. Но не тут-то было. Теперь им не до прозелитов, самим стало как-то уютно, горделиво. – Это все наше, а язычники кто? – Да, это же «псы». Так их считали израильтяне, и не стеснялись об этом говорить открыто. И вместо того, чтобы приобретать людей из язычников, радостно приветствовать их в своей среде, народ Божий, избранный быть светом миру, ненавидел не только язычников, но и прозелитов, присоединившихся к народу Божьему, считая их второсортным народом.
Вопрос в самом начале стоял о «его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства – духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем». Я не знаю, что автор вопроса имеет в виду под «прочим», но Бог имел в виду в основном первое прилагательное: «духовное», а социальное, экономическое и политическое – как способствующее главному – духовному. А под «прочим» я выдвинул бы на второе место и обозначил его как «миссионерское». Духовное и миссионерское – это два аспекта влияния, как всего израильского народа (и первого храма при этом), так и иудейского народа (при первом и при втором храме), так как народ должен был быть и сохранителем истины о живом Боге, и распространителем этой истины народам мира. Для этого Бог искал все пути и возможности, способствуя народу, который Он избрал, благословляя его как материально, так и давая ему политическую свободу.
Египетское рабство Бог допустил, чтобы там народ размножился. Без Египта семья Израиля не выжила бы. Вы же видите, как коалиции трех-четырех царей собирались, чтобы захватить другие царства. Развивающемуся, процветающему и богатеющему обществу потомков Израиля другие народы просто не дали бы возможности существовать. Лишь под крылом Египта они размножились до такой степени, что фараон был уже обеспокоен избытком населения и опасался восстания и свержения его власти.
Таким образом, Бог использовал Египет для размножения народа. Ассирию Бог использовал для наказания северного израильского царства, жители которого были первыми отступниками от Бога, и уже не было речи о миссионерстве у этого народа. Неудивительно, что при Соломоне, когда не только народ Божий был единым, но и все другие народы были объединены вокруг Соломона, это была самая благоприятная возможность нести весть язычникам. Но что произошло под руководством Соломона? При политическом, социальном и экономическом благополучии, каково было духовное состояние народа? Оно было нулевым. Материальное благосостояние, предназначенное для развития духовного, превратилось в самолюбование и эгоистичное наслаждение материальным в ущерб духовному. Ассирия сокрушила гордость северного израильского государства. Бог не дал им шанса на национальное восстановление. Их взяли в плен, землю заселили язычниками, которые смешались с остатками израильтян, и таким образом образовалась полуязыческая Самария.
С иудейским народом Бог поступил иначе. Он не стал растворять этот остаток израильского народа в других народах, а отправил их в исправительное пленение на семьдесят лет, потому что именно из этого иудейского народа должен был произойти Мессия. Для этого Бог избрал следующее всемирное государство – Вавилон. Навуходоносор, вавилонский царь, естественно, захватил город, разрушив его, и сокрушил и разграбил храм, забрав все священные предметы. Иными словами, все, что было предназначено для духовного развития, созерцания величия Бога через эти материальные предметы и будущего служения Мессии в небесном святилище, все то, что они превратили в культовые предметы, чуть ли не как амулеты, приносящие им счастье и благополучие, все это Навуходоносор вынес в Вавилон. – Вот вам ваши святые предметы, которые вы превратили в идолов. Иудеи гордились храмом, они хвалились ковчегом. Они не видели в них символ присутствия Бога, а уповали на эти предметы, надеясь, что они их спасут. Но Бог показал, что не на предметы следует полагаться, а на Него Самого.
Вот теперь мы подходим к рассуждению о втором храме. Что дало вавилонское пленение народу? Они исправились? Они признали свои ошибки? Конечно, мы не можем однозначно ответить на этот вопрос. Это индивидуальное дело. Однако, факт остается фактом, многие не захотели идти на родину и восстанавливать город и храм. Почему? Им было хорошо и в Вавилоне. Возможно, кто-то уже смешался браком с местными жителями, и они решили разделить свою дальнейшую судьбу с ними. А что произошло с теми, кто все же вернулся и, придя на родину, приступил к строительству храма? Давайте прочитаем один текст Писания и проанализируем его:
12 Впрочем, многие из священников, левитов и главных представителей поколений среди стариков, которые видели прежний храм, плакали громко, когда видели основание этого храма, но многие также радостно восклицали громким голосом (Ездр. 3:12).
Обратите внимание на контраст. Он не между первым и вторым храмом, а между разными отношениями ко второму храму. Народ разделился. Кто-то, как мы читаем, радостно восклицал, а другие громко плакали. Кто в основном были эти плачущие? Священники, левиты и главные представители поколений. О чем они плакали? О том, что закладываемый фундамент второго храма сулит иметь в перспективе храм не настолько великий и грандиозный, каким был первый храм Соломона. Что мы в этом усматриваем? Поняли ли они – в основном священники, левиты и главные представители – свою ошибку? Почему бы не радоваться со всеми тому, что, наконец-то храм будет построен и мы начнем посылать миссионеров в языческие страны, и они будут приходить в храм на поклонение живому Богу. Этим были озадачены главы народа? Вовсе нет. Их упование, как было, так оно и оставалось: красота, грандиозность, величие храма и тщеславие тем, что это храм наш – язычники, смотрите на нас и завидуйте нам. Этот дух остался до дней Христа (точней, до разрушения этого храма в 70 году).
Бог создает такую обстановку, чтобы, с одной стороны, храм все же был восстановлен и выполнял свою основную функцию, но Он также имел намерение сбить гордыню и самодовольство, связанное с материальными благами, и приблизить народ к Себе, направляя их на осуществление основных задач.
Итак, фундамент второго храма был заложен и храм был отстроен. В вопросе есть следующий фрагмент рассуждения. Я цитирую его:
«Тем не менее, Храм Зоровавеля был не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона. Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое – что Израиль оказался недостоин, "не искоренил грех"» (конец цитаты).
Здесь выражены две радикальные мысли. Первая – храм не был таким великим, как видел его Иезекииль. Да, это факт. Вторая мысль является началом рассуждений, направленных на поиск ответа на первый вопрос: «Почему не получилось построить храм таким, как описывает его пророк Иезекииль. Автор вопроса, обращаясь к различным мнениям, делает вывод, что ключевая мысль заключается в том, что Израиль оказался недостоин, потому что не искоренил грехи. Но что означает «искоренить грех»? А кто из нас смог это сделать? И что из этого следует, исходя из этого рассуждения? Бог посылает народ в плен для исправления в Вавилоне. При этом через пророка Иезекииля дает параметры нового храма, в надежде, что народ в Вавилоне искоренит свои грехи. Однако оказалось, что народ не смог искоренить грехи, таким образом все девять глав Иезекииля оказываются неактуальными?!
Как тогда связать эту мысль со словами последнего абзаца из заданного вопроса? Я цитирую его:
«А ведь после вавилонского плена была действительно произведена реформа. Идолы отныне были вне закона, Тора стала основой повседневной жизни вернувшихся иудеев в землю Израиля (см. книги Ездры и Неемии). Явные проявления иудаизма включали отказ от поклонения иным богам, прекращение изображения Яхве и наведение порядка в ряде социальных вопросов» (конец цитаты).
И слава Богу, если все пошло таким образом. А какое отношение здесь имеет фраза «Израиль оказался недостойным, потому что он не искоренил грех»? Если они не искоренили грех во время рабства, то они провели реформу по возвращении на родину. Разве Бог не знал об этом? Зачем же тогда ограничивать их в строительстве великолепного храма, предсказанного пророком Иезекиилем?
А может быть, Бог предусмотрел другой сценарий? Возможно, у них не было достаточно сил, чтобы с самого начала завершить строительство храма по плану Иезекииля, ведь не все вернулись из Вавилона. Может быть, Бог не желал, чтобы они стали посмешищем для окружающих народов, которые бы говорили: «Смотрите, этот народ начал такое великое строительство, а затем все остановилось из-за иссякших ресурсов и сил». Возможно, Бог желал, чтобы сначала храм был восстановлен в пределах их возможностей. Затем, по мере размножения народа и отправки миссионеров к язычникам, люди будут присоединяться к народу Израиля. И затем совместными усилиями они бы пристроили здания к существующему храму, расширяя его до размеров, предложенных Богом через Иерекииля. Ведь эти детали не были даны безрассудно. Таким образом, слава храма разделилась бы с прозелитами, и храм стал бы центром поклонения для израильтян и всех народов. Но, к сожалению, это не осуществилось.
А вот еще один аспект вопроса автора. Я цитирую и его:
«Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И даже Давид, кажется, был с ними в опасном соседстве (например, с некой статуей размером с мужскую фигуру в его собственной спальне – 1Цар. 19:13-16)».
Интересный и интригующий риторический вопрос: «Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами?» И какой вывод из этого следует? Израиль не расставался с идолами, и при этом переживал периоды политического величия! А Египет, Ассирия, Вавилон – разве они расстались с идолами? Почему тогда эти государства были на политическом олимпе? А может быть, все наоборот? Политическое величие, несмотря на грехи, укрепило сердца народа в безнаказанности и привело к еще большему отступничеству. А в самом деле, Бог дал политическое величие израильскому государству авансом в перспективе, чтобы это государство с городом Иерусалимом и с храмом стало центром просвещения языческих народов.
А пример того, что Давид оказался в опасном соседстве со статуей размером в мужскую фигуру – это всего лишь «цветочки», в народе были идолы и более серьезные.
Еще у Иакова были идолы в доме. Мы читаем:
9 И когда Лаван пошел стричь свое стадо, Рахиль похитила идолов, которые были у ее отца (Быт. 31:19).
И это еще не все, идолы были не только у Рахили. Мы читаем, что сделал впоследствии Иаков со всеми идолами, которые были в его доме:
«И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:4).
И об идолах в народе израильском в последующие времена мы читаем следующее, что они не только имели идолов, но и приносили им жертвы:
7 Чтобы они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми они блудно ходят. Это должно быть вечным законом для них и их потомков (Лев. 17:7).
5 Разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, убивая детей у потоков, между расселинами скал? (Ис. 57:5).
Что по сравнению с этими мерзостями статуя размером с человеческое тело – это всего лишь «мелочи». К тому же, статуи мужчин и женщин могли быть вообще не идолами, богатые люди подобными изваяниями украшали свои дома.
Теперь рассмотрим вопрос, связанный с текстом из Даниила 9:24. Чтобы читающие и слушающие эту тему не потеряли мысль, я повторю вопрос автора, который задал этот вопрос:
«Существует несколько мнений о том, почему эти пророчества не сбылись. Ключевым является то, что Израиль оказался недостойным, так как он не искоренил греха. Важный текст, на который ссылаются сторонники этой точки зрения, звучит следующим образом:
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых (Дан.9:24).
То есть после вавилонского плена для Израиля “начался отсчет благодати”. Или Израиль решал вопрос – покрывал преступление, запечатывал грехи и заглаживал беззакония, приводя вечную правду, или всё случится так, как случилось» (конец цитаты).
Давайте прежде всего выяcним, о чем вообще это пророчество Даниила и какое оно имеет значение. Текст Дан. 9:24 в своей структуре имеет семь взаимосвязанных фрагментов. Давайте поговорим о них. Однако, это сделаем мы во второй части.
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев