Памятный стих: «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:9).
Обетование Его пришествия
1. Ин.14:1–3; 1 Фес.4:13–18 и Тит.2:11-14 – о каком величайшем событии в истории великой борьбы сказано в этих отрывках? Ис.25:9 – какая надежда помогает нам жить в наше непростое время?
Ин.14:1-3 - Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
1 Фес.4:13-18 - Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.
Тит.2:11-14 - Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
2. Второе пришествие Иисуса — это одна из центральных тем Библии. Как вы считаете, почему обетование о Втором пришествии Христа оказывало колоссальное влияние на жизнь христиан на протяжении веков, наполняя радостью и надеждой их сердца?
Второе пришествие Христа указывает на конец болезней, страданий и смерти, возвещая о конце нищеты, несправедливости и угнетения. Оно предвещает конец раздоров, конфликтов и войн. В нем содержится предсказание о будущем, исполненном счастья и близкого общения со Христом и искупленными всех веков на протяжении вечности.
Протестантские реформаторы и странствующие проповедники, отправлявшиеся из Голландии в Новый Свет, жаждали пришествия Иисуса. Для них Второе пришествие Христа было радостным событием, которого они ожидали с нетерпением. Джон Уиклиф с нетерпением ожидал пришествия Христа как надежды церкви. Кальвин выступал от имени всех реформаторов, когда говорил о славном возвращении Христа как о «самом знаменательном из всех событий». Для верных Богу Второе пришествие Христа было чем-то ожидаемым, а не пугающим.
«Пришествие Господа во все века окрыляло надеждой Его истинных последователей. Прощаясь с учениками на Елеонской горе, Спаситель обещал возвратиться, и это осветило будущее Его учеников радостью и надеждой, которые не могли вытеснить или притупить никакие скорби и испытания. Среди страданий и преследований „явление великого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа“ было для них „блаженным упованием“. Когда фессалоникийские христиане со скорбью и печалью хоронили своих близких, тех, кто так твердо надеялись живыми встретить пришествие Господа, апостол Павел, их наставник, указал им на воскресение мертвых, которое произойдет во время явления Спасителя. Тогда мертвые во Христе воскреснут и вместе с живыми „будут восхищены“, чтобы встретить Господа на воздухе. „И так, — говорит он, — всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами“ (1Феc.4:16–18)» (Уайт Э. Великая борьба. с. 302).
3. Почему ученики Христа всем сердцем ожидали Его возвращения? Насколько факт Второго пришествия важен для вашей личной веры? Как это влияет на вашу жизнь?
Ученики лично были знакомы со Христом, имели с Ним близкие взаимоотношения, Он был дорог им.
1 Ин.1:1-4, ИПБ - Мы пишем вам о Слове Жизни, Которое было от самого начала. Мы сами слышали Его, видели своими собственными глазами, да, мы видели Его и прикасались к Нему руками своими. Явной Жизнь эта стала, мы увидели ее и вот свидетельствуем о ней, возвещаем вам Жизнь вечную, Которая вместе с Отцом была в начале всего и наконец открылась нам. 0 том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы могли разделить общение с нами, а вместе с нами — и с Богом Отцом общение и Сыном Его, Иисусом Христом. 4Пишем это, чтобы преисполнились мы все радости.
Так же и для нас – если мы, живя на земле, познаем Его и обретем с Ним тесные взаимоотношения, мы с искренним сердцем будем ожидать Его Второго пришествия.
1 Пет.1:8,9, ИПБ - Хотя вы и не видели Его, любите Его; и ныне, всё еще не видев Его, всё равно верите в Него и исполнены чудной, неописуемой радости, достигая цели веры [вашей] — спасения своего.
В ожидании назначенного срока
1. Какое представление о миссии Христа имели Его ученики и люди, для которых Он трудился?
Ин.6:15 - Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Деян.1:6, ИПБ - Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?»
Лк.24:21 - А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Ученики Христа неверно понимали природу Первого пришествия Мессии. Они думали, что Он придет как полководец-победитель, который сокрушит иго римского рабства, а не как Избавитель от проклятия и оков греха.
2. Каким, согласно Деян.1:9–11; Откр.1:7 и Мф.24:27,30-31 будет Второе пришествие Христа?
Деян.1:9-11 - Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Откр.1:7 - Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Мф.24:27 - ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого
Мф.24:30,31 - тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Когда Христос пришел в первый раз как Младенец в вифлеемских яслях, очень мало людей распознали Его пришествие. Но когда Он придет во второй раз, «всякое око» увидит Его. Каждое ухо услышит трубный глас Его возвращения. Каждый на земле узрит Его славу. Мы не должны обманываться. Священное Писание предельно ясно описывает события, связанные с Его возвращением.
Протестантские реформаторы верили в буквальное, видимое, слышимое и славное возвращение Христа, но постепенно это понимание библейской истины изменилось. После того, как Реформация в Европе потерпела крах из-за разногласий и раздоров, тем не менее многие стремились подхватить эстафету истины, включая истину о Втором пришествии. Среди них был фермер-баптист по имени Уильям Миллер.
3. 1 Фес.5:2–5 и Евр.9:28 - какое ободрение дают нам эти стихи в отношении Второго пришествия?
1 Фес.5:2-5 - ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы.
Евр.9:28 - так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение.
4. Что делать и как жить в ожидании назначенного срока? Как приготовиться к этому великому событию?
2 Пет.3:10-12, ИПБ - И всё же придет День Господень, когда никто не будет ждать его. Тогда с шумом великим обрушатся и исчезнут небеса, распадутся раскаленные стихии и вся земля с делами людскими будет предана суду. А раз так всё это будет, если всё будет уничтожено, какой же святой и благочестивой жизнью должно жить [вам] в ожидании и стремлении приблизить наступление Дня Божия, когда рухнут пылающие небеса и расплавятся раскаленные стихии!
1 Пет.1:3-12 - Прославлен да будет Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа! По великой Своей милости через воскресение Иисуса Христа из мертвых вернул Он нас с вами к жизни, к живой надежде, к тому наследию, что неподвластно ни тленью, ни оскверненью, ни увяданию, что сберегается на небесах для вас. Вас же хранит, по вере вашей, сила Божия, чтоб достигли вы спасения, что предуготовлено уже и явится в последний День. Радуйтесь этому, даже если вам и приходится переносить какое-то время невзгоды или испытания. Как золото огнем испытывается, так и подлинность веры вашей — неизмеримо драгоценнейшей, нежели обреченное на уничтожение золото, — в испытаниях явит себя к похвале, и славе, и чести вашей в день, когда придет Иисус Христос. Хотя вы и не видели Его, любите Его; и ныне, всё еще не видев Его, всё равно верите в Него и исполнены чудной, неописуемой радости, достигая цели веры [вашей] — спасения своего. Всё, что было связано с этим спасением, ревностно изучали и исследовали пророки, предсказавшие уготованную вам благодать. Они пытались постичь, на какое время и на какие обстоятельства указывал говоривший в них Дух Христов, когда предвозвещал Христовы страдания и славу, что последует за ними. Им было открыто при этом, что служение их совершалось не столько им самим во благо, сколько вам. Ныне вам поведали об этом те, кто силою Духа Святого, посланного с небес, принес вам Благую Весть. И даже ангелы устремляют к этому взоры свои.
Руководитель первых адвентистов Лютер Уоррен часто говорил молодежи: «Единственный способ приготовиться к пришествию Христа — это готовиться и оставаться готовым». Весть о скором возвращении Христа — это безотлагательный призыв к каждому из нас исследовать свои сердца и оценить свою духовную жизнь. Это призыв к благочестивой жизни. В сияющем свете славы возвращения Христова нет места для того, чтобы стоять в стороне. Надо жить так, как будто Иисус умер вчера вечером, воскрес сегодня утром и вернется в полдень.
Уильям Миллер и Библия
1. «Всё, что было связано с этим спасением, ревностно изучали и исследовали пророки, предсказавшие уготованную вам благодать» (1 Пет.1:10, ИПБ).
2 Петр.1:19–21 – какие принципы толкования Библии вы обнаруживаете в этом отрывке?
2 Пет.1:19-21 - И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Обращаться к самому Писанию и к водительству Святого Духа, - Автора Писания.
2. Может ли обычный человек изучать Библию и толковать ее или это только достояние избранных?
а) Откр.1:1-3 - Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Откровение дает Господь. Бог – Автор Священного Писания. Он же дает мудрость и разумение к пониманию посланного откровения.
б) Ин.5:39 - Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Деян.17:11 - Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
Господь призывает нас исследовать Священное Писание.
в) Ин.16:13,14, ИПБ - Когда же придет Дух Истины, поведет Он вас к полной истине. Ведь не от Себя будет говорить, а только то, что услышит, скажет, и о грядущем Он вам возвестит. Он возвеличит Меня, возвещая вам о том, что возьмет у Меня.
Для правильного понимания Священного Писания нам необходимо в молитве просить о водительстве Святого Духа, Автора Писания.
Божье Слово, верой принятое в сердце, способно коренным образом преобразовать нашу жизнь.
3. Какие принципы исследования Библии вы знаете? Какие принципы использовал Уильям Миллер?
«Миллер публично выразил свою приверженность религии, которую раньше презирал. Его неверующие друзья не замедлили выдвинуть все те доказательства, которые он сам часто приводил, оспаривая Божественное происхождение Священного Писания. Тогда он еще не был готов дать им соответствующие ответы, рассуждая так: если Библия является откровением Божьим, то она не должна противоречить сама себе; если она предназначена для наставления человека, то и таком случае должна быть понятной ему. Он решил самостоятельно изучить Писание и выяснить, нельзя ли согласовать кажущиеся противоречия.
Стараясь избежать предвзятых мнений, он не пользовался никакими комментариями, а сравнивал Писание с Писанием, пользуясь лишь обозначенными параллельными местами и симфонией. Он изучал Библию регулярно и систематически: начал с Бытия и читал стих за стихом, не двигаясь дальше, если были какие-либо сомнения. Наталкиваясь на трудное место, он обычно сравнивал его со всеми другими текстами, относящимися к обсуждаемому вопросу. Конечно, каждый текст Писания имеет собственное значение, но, сравнивая его со всеми параллельными текстами, он разрешал возникавшие сомнения. Встречая трудные для понимания места, он всегда находил им объяснение в других частях Священного Писания. Он исследовал Библию усердно, молясь, чтобы Господь просветил его и помог найти ответы на то, что раньше было скрыто от него. На собственном опыте он познал сущность слов псалмопевца: "Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых" (Пс. 118:130).
С особым интересом он изучал книги Даниила и Откровение, применяя для их толкования те же принципы, что и для остальных книг Библии и, к своей великой радости, нашел, что пророческие символы можно расшифровать. Он увидел, что пророчества исполняются в буквальном смысле слова, что различные образы, метафоры, притчи, сравнения и т. п. объяснялись или по взаимосвязи, или же их смысл раскрывался в других местах Священного Писания, и, следовательно, они должны пониматься буквально. "Таким путем я пришел к выводу, — говорил Миллер, — что Библия — это система открытых истин, настолько просто и понятно изложенных, что они доступны даже глупцу". Величайшую цепь пророчеств он изучал звено за звеном, и его старания увенчались успехом. Небесные ангелы руководили его мыслями и открывали его разуму Слово Божье» (Э. Уайт, «Великая борьба», глава 18 «Американский реформатор»).
4. Что означает принцип «Библия сама себя объясняет»? Приведите примеры.
Символы, встречающиеся в пророческих книгах, не сокрыты от нас под покровом тайны. Любящий Бог дал нам Свое пророческое Слово, чтобы подготовить нас к заключительным событиям, которые вскоре будут разворачиваться в этом мире.
Пророчество является лучшим истолкователем самого себя. Символы пророчества разъясняются самой Библией.
5. Евр.4:12,13 – какое влияние способно оказать Божье Слово на человека? Какой духовный опыт пережил Уильям Миллер, изучая Библию? Нашли ли вы для себя в Божьем Слове, подобно Миллеру, «лекарство против каждой болезни вашей души»?
Евр.4:12,13, ИПБ - Слово Божие живо и действенно. Острее оно любого обоюдоострого меча: вскрывает оно истинную природу души и духа человека, проникая, как говорится, до суставов его и до мозга костей, и может судить обо всех намерениях и помыслах сердца. Ни одно творение не останется сокрыто для Бога: всё обнажено и всё открыто взору Его. Ему дадим отчет.
Так же, как Бог использовал протестантских реформаторов, чтобы они вновь обратили внимание на истину об оправдании только по вере в Христа, Он побудил Уильяма Миллера вновь открыть истину о Втором пришествии Христа. Изучая Священное Писание, Миллер узнал Христа, Который возлюбил его больше, чем можно себе представить. Изучая Библию, он поверил в то, что Иисус придет скоро, еще при его жизни, а затем начал проповедовать эту весть, положив начало движению, которое, хотя и столкнулось с Великим разочарованием, открыло многим людям библейские истины, которые по-прежнему насущны. Сравнивая одно место Писания с другим, он позволил Библии пояснять саму себя. Когда Уильям Миллер сравнивал один стих Писания с другими, ему открылись тайны Библии. Святой Дух открыл Слово Божье, чтобы он мог его понять.
«Спасителя, в Котором я нуждался, открыла мне Библия... Библия стала моей отрадой, а в Иисусе я нашел Друга. Спаситель стал для меня "лучше десяти тысяч других", и Писание, которое раньше казалось таким непонятным и противоречивым, теперь сделалось "светильником ноге моей и светом стезе моей". Моя душа успокоилась и обрела мир. Я убедился, что Господь — Скала в океане жизни. Отныне Библия превратилась в главный предмет моих исследований, и могу откровенно сказать, что изучение ее доставляло мне величайшее наслаждение. Я обнаружил также, что никогда не слыхал о доброй половине того, что содержится в этой книге. Я удивлялся тому, что раньше не замечал ее красоты и славы, и мое былое отрицание этого приводило меня в изумление. Я нашел там ответы на все чаяния моего сердца; я нашел в ней лекарство против каждой болезни моей души. Я потерял интерес к другим книгам и посвятил мое сердце тому, чтобы постичь Божью мудрость"» (Э. Уайт, «Великая борьба», глава 18 «Американский реформатор»).
6. Почему правильное понимание пророческих символов так важно для нашей веры?
2300 дней (Дан.8:14)
1. Какие пророчества были предсказаны в Ветхом Завете и как они исполнились? Приведите примеры.
Уильям Миллер понял, что предсказанные пророками события точно исполнялись: 400 лет потомков Авраама в Египте, 40 лет скитаний Израиля по пустыне, 70 лет израильского плена и 70 седьмин, отведенных Израилю в книге Даниила (Быт.15:13; Числ.14:34; Иер.25:11 и Дан.9:24).
2. Дан.9:24-27 – что было предсказано о времени Первого пришествия Иисуса Христа?
Дан.9:24-27 - Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
3. Езд.7:7–13 - когда был издан указ, разрешающий израильским пленникам в Персии выйти на свободу, чтобы восстановить свой храм?
Ездр.7:7-13 - [С ним] пошли в Иерусалим и [некоторые] из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса. И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, - в седьмой же год царя. Ибо в первый день первого месяца [было] начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде. И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле: Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному, и прочее. От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою.
Этот указ был издан Артаксерксом, царем Персии, в 457 году до Р.Х., он был последним из трех указов, на основании которых иудеям позволялось вернуться, отстроить Иерусалим и восстановить богослужение в храме. Этот третий указ был наиболее полным, и с него начинается отсчет пророчества.
4. Дан.9:25-26 - какие основные события предсказаны в этих стихах?
Дан.9:25,26 - Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
Даниил предсказал, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима», до пришествия Мессии пройдет 69 пророческих недель или 483 пророческих дня или буквальных года. С того времени, как был издан указ осенью 457 года до Р.Х., 483 года продолжаются до осени 27 года нашей эры. Слово «Мессия» означает «Помазанник». Осенью 27 года по Р.Х. произошло крещение Христа, и Он получил помазание Духом (Деян.10:38). После Своего крещения Иисус пошел в Галилею, «проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время» (Мк.1:14, 15).
Весной 31 года по Р.Х., в середине последней пророческой седьмины, через три с половиной года после Своего крещения, Иисус был распят. Система жертвоприношений, которая указывала на грядущего Агнца Божьего, завершилась жертвой Христа на Голгофе. Образ встретился с прообразом, и в конце концов прекратились все жертвоприношения в рамках церемониальной системы.
5. Мк.1:15; Гал.4:4 - что эти стихи говорят нам об исполнении пророчества о Первом пришествии в сроки, установленные Богом?
Мк.1:15 - и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Гал.4:4 - но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону
Бог верен Своему слову.
Когда Миллер изучал пророчества, сравнивая один отрывок Писания с другим, он пришел к выводу, что если у Бога есть конкретное время для исполнения определенных событий, то у Него есть конкретное время и для такого события, как Второе пришествие Христа.
6. Ср. Дан.9:27 и Лк.22:20 – как исполнилось пророчество об утверждении Завета?
Дан.9:27, ИПБ - Во время последней седмицы Он утвердит завет для многих и в середине той седмицы положит конец приношениям и жертвам.
Лк.22:19,20 - И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
7. Почему понимание Дан.9:24–27 так важно для утверждения целостности Библии и Божественности Христа?
8. Уильям Миллер обнаружил связь между Дан.8 и Дан.9. О чем говорится в каждой из этих глав и как они взаимосвязаны?
Дан.8 содержит видение об овне и козле; о небольшом роге и попрании Святилища. Далее ангелу было дано указание «объяснить ему это видение» (Дан.8:16), после чего идет объяснение части видения, касающейся овна, козла и малого рога. К концу главы единственной частью всего видения Дан.8, оставшейся без пояснения (Дан.8:27), была часть о 2300 днях.
Позже ангел вернулся к Даниилу, чтобы «научить разумению» (Дан.9:22,23,25–27). Сказанное ангелом должно было помочь Даниилу разобраться в том, что касается 2300 дней.
После повеления Даниилу «вникнуть в слово и уразуметь видение» (Дан.9:23) первыми словами ангела было: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего» (Дан.9:24). Слово, переведенное как «определены», буквально означает «отрезаны». Семьдесят седмин, 490 лет, должны были быть отрезаны. Но от чего? - От видения о 2300 днях, потому что это единственная часть Дан.8, которую не понял Даниил, ее и пришел пояснить ангел.
И поскольку точкой отсчета 70 седьмин было «то время, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан.9:25), Миллер знал, что если у него будет эта дата, то он сможет узнать начало пророчеств о 70 седьминах и 2300 днях.
9. Ср. Дан.8:14 и 9:24,25 – почему периоды 2300 вечеров и утр и 70 седьмин имеют началом одну и ту же точку отсчета – повеление о восстановлении Иерусалима?
«Ангел был послан к Даниилу, чтобы объяснить ему то, что он не понял в видении (8 глава), — слова, относящиеся ко времени: "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится". Повелев Даниилу "вникнуть в слово и уразуметь видение", ангел сразу же сказал: "семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего". Переведенное здесь слово "определены" буквально означает "отрезаны". 70 недель, означающих 490 лет, согласно слов ангела, отрезаются специально для иудеев. Но от чего они отрезаются? Так как 2300 дней являлись единственным периодом времени, упоминающимся в 8-й главе, следовательно, 70 недель отрезались от 2300 дней, и эти два отрезка времени должны начинаться одновременно» "» (Э. Уайт, «Великая борьба», глава 18 «Американский реформатор»).
10. Дан.9:27 - как заканчивается пророчество о семидесяти седьминах?
Дан.9:27 - И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Семьдесят седьмин или 490 лет, отведенные особым образом для иудеев, закончились в 34 году по Р.Х. тем, что Евангелие было отвергнуто синедрионом (Деян.6:8–7:60).
Если вычесть 490 лет из пророчества о 2300 годах, то остается 1810 лет на завершение пророчества. Это приводит нас к 1844 году нашей эры.
11. Дан.8:14 - какое событие должно было произойти по окончании 2300 дней?
Дан.8:14 - И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".
12. В чем была ошибка Уильяма Миллера в понимании пророчества о 2300 днях?
Уильям Миллер и ранние адвентисты верили, что святилищем из Дан.8:14 была земля, и они полагали, что Христос придет, чтобы очистить землю огнем, в 1844 году.
«В Книге Даниила (8:14) содержалось то пророчество, которое, казалось, несомненно указывало на время Второго пришествия: "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится". Следуя своему правилу, что Писание само толкует себя, Миллер узнал, что один день в библейском пророческом времени означает год (Чис. 14:34; Иез. 4:6). Он видел, что период 2300 пророческих дней, или в реальности — лет, простирался далеко за пределы времени благодати, определенного для иудеев, и, следовательно, не относится к святилищу Ветхого Завета. Миллер придерживался общепринятой точки зрения и считал, что земля в христианскую эру является святилищем, и потому предсказанное очищение святилища (Дан. 8:14) означает очищение земли посредством огня при Втором пришествии Господа. Если, рассуждал он, найти исходную точку для отсчета 2300 дней, тогда можно установить и время Второго пришествия» (Э. Уайт, «Великая борьба», глава 18 «Американский реформатор»).
«Подобно первым ученикам, Уильям Миллер и его сподвижники не сознавали вполне значение проповедуемой ими вести. Заблуждения, господствовавшие в церкви, мешали им прийти к правильному пониманию важнейшего момента в пророчестве. Поэтому, несмотря на то, что они и возвещали порученную им Богом весть, все же вследствие неправильного понимания они пережили сильное разочарование» (Уайт Э. Великая борьба. с. 351, 352).
13. Почему Господь допустил это разочарование?
«Как и ученики ошибались по поводу наступления царства в конце семидесяти седмин, так и адвентисты ошиблись относительно события, которое должно было произойти в конце 2300 дней. В том и другом случае ошибка произошла потому, что они принимали или, точнее, прислушивались к всеобщему заблуждению, которое затмило их восприятие истины. Как ученики, так и Миллер исполняли волю Божью, проповедуя весть, которую Бог желал дать людям, и те, и другие вследствие неправильного понимания этой вести пережили разочарование. Все же Бог достиг Своей благой цели, допустив, чтобы весть предостережения о суде проповедовалась таким образом. Великий день был близок, и в Своем провидении Бог допустил испытание народа проповедью об определенном времени, чтобы открыть им то, что у них на сердце. Весть Миллера предназначалась для испытания и очищения церкви. Люди должны были сами убедиться, к чему привязано их сердце — к миру или же ко Христу и небу. Они говорили, что любят Спасителя, теперь же им предстояло доказать свою любовь. Были ли они готовы отречься от мирских надежд и планов и радостно приветствовать своего Господа? Эта весть должна была помочь им увидеть свое истинное духовное состояние; она послана им милостивым Богом, чтобы побудить с раскаянием и смирением взыскать Господа» (Уайт Э. Великая борьба. с. 353).
Уроки, выводы
1. Какую роль играет понимание пророчеств в спасительном замысле? Как вы можете поделиться ими с людьми вашего окружения?
Адвентистский народ был призван Богом провозгласить миру об исполнении самого длительного временного пророчества в Библии. Бог также поручил им призвать мир к надежде на Второе пришествие Иисуса, которое навсегда положит конец великой борьбе.
2. Как Второе пришествие Иисуса Христа несет надежду в вашей религиозной и/или культурной обстановке? Как вы можете объяснить своим соседям, что возвращение Иисуса — это единственная надежда человечества?
«Одной из самых торжественных и величественных истин, которые открывает нам Библия, является истина о Втором пришествии Христа, которым завершится великое дело искупления человечества. Для странствующего народа Божьего, столько времени скитающегося в „долине тьмы и тени смертной“, дано обетование о Втором пришествии Того, Кто есть „жизнь и воскресение“ и Кто опять соберет Своих изгнанных детей. Это драгоценное обетование. Учение о Втором пришествии является главным лейтмотивом Священного Писания. С того дня, как первая чета, понурив головы, покинула Едем, дети веры начали ждать пришествия Обетованного, Который уничтожил бы власть губителя и возвратил потерянный рай» (Уайт Э. Великая борьба. с. 299).
3. Какие уроки мы можем извлечь из опыта Уильяма Миллера?
4. Уильям Миллер разработал особый метод чтения и понимания Библии. Как вы читаете и толкуете Писание?
5. Как библейская истина изменила не только вашу жизнь, но и жизнь вашей семьи и вашего окружения?
Вывод. Решающим моментом в великой борьбе стало пришествие Мессии. В течение пророческого периода 70 седьмин дьявол стремился разрушить веру Израиля в Первое пришествие Мессии во исполнение ветхозаветных обетований, пророчеств и прообразов. Точно так же к концу пророческого периода 2300 лет силы зла попытались скрыть его завершение, отмеченное началом суда перед Пришествием, происходящего в небесном святилище, и помешать провозглашению Второго пришествия Мессии.
К концу пророческого периода 70 седьмин были верные Богу люди, такие как Симеон, который ожидал «утешения Израилева» (Лк.2:25), или Анна и другие, «ожидавшие избавления в Иерусалиме» (Лк.2:38). Это верное меньшинство видело в Иисусе исполнение обетования о Первом пришествии Мессии. Точно так же к концу 2300-летнего периода были верующие люди, такие как Уильям Миллер, чья «истина для настоящего времени» (актуальная истина) была сосредоточена на надежде на скорое пришествие Мессии. Уильям Миллер обнаружил эту весть не с помощью философской методологии, а благодаря буквальному прочтению Священного Писания. Это еще раз показывает значение Священного Писания для великой борьбы.
Пророчества о 70 седьминах и 2300 днях, которые связаны и с Первым, и со Вторым пришествием Иисуса, в точности исполнились. Их точное исполнение убеждает нас в том, что Второе пришествие Христа несомненно и неминуемо.
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Для дополнительного изучения по теме
1. Какие пророчества были предсказаны в Ветхом Завете и как они исполнились? Приведите примеры.
а) Быт.15:13 - И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет
Исх.12:37,38 - И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
Исх.12:40 - Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
б) Чис.14:34 - по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что] [значит] быть оставленным Мною.
Втор.8:2 - И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет
Чис.32:13 - И воспылал гнев Господа на Израиля, и водил Он их по пустыне сорок лет, доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних.
Деян.7:36 - Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.
Деян.13:17,18 - Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне.
в) Иер.25:11,12 - И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею.
Зах.1:12-21 - И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные. И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло. Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. Потом показал мне Господь четырех рабочих. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее.
Пророк Захария, как и его современник пророк Аггей, совершал свое служение среди иудеев, возвращавшихся в Иерусалим из Вавилонского плена, в период реставрации древнего израильского царства в VI веке до Р. X.
Дан.9:2 - в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
К этому времени прошло 66 лет плена.
2. Может ли обычный человек изучать Библию и толковать ее или это только достояние избранных?
а) Дан.1:17 - И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
Дан.2:45 - так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Откр.1:1-3 - Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Откровение дает Господь. Бог – Автор Священного Писания. Он же дает мудрость и разумение к пониманию посланного откровения.
б) Ин.5:39 - Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Деян.17:11 - Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
Господь призывает нас исследовать Священное Писание.
в) Ин.16:13,14 - Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Ин.16:13,14, ИПБ - Когда же придет Дух Истины, поведет Он вас к полной истине. Ведь не от Себя будет говорить, а только то, что услышит, скажет, и о грядущем Он вам возвестит. Он возвеличит Меня, возвещая вам о том, что возьмет у Меня.
Для правильного понимания Библии нам необходимо в молитве просить о руководстве (водительстве) Святого Духа, Автора Писания.
г) 2 Тим.3:14-17 - А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
2 Тим.3:14-17, ИПБ - Но ты держись того, чему научен и во что уверовал. Ведь тебе известно, откуда черпалось всё то, чему учили тебя: с детства ты знаешь Священное Писание, которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса. Всё Писание боговдохновенно, в нем есть всё, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести к праведности, чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу.
Божье Слово, верой принятое в сердце, способно коренным образом преобразовать нашу жизнь.
3. Что означает принцип «Библия сама себя объясняет»? Приведите примеры.
Символы, встречающиеся в пророческих книгах, не сокрыты от нас под покровом тайны. Любящий Бог дал нам Свое пророческое Слово, чтобы подготовить нас к заключительным событиям, которые вскоре будут разворачиваться в этом мире.
Пророчество является лучшим истолкователем самого себя. Символы пророчества разъясняются самой Библией.
Пример. Что мы можем узнать из Дан.7:2,3, применяя принцип «Библия сама себя объясняет»?
Дан.7:2,3 - Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Иер.49:36 - И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты.
Дан.7:17 - "эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли.
Дан.7:23 - Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
Откр.17:15 - И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
Ветер указывает на разрушение (Иер.49:36). Звери олицетворяют царей или царства (Дан.7:17,23). Вода обозначает народы (Откр.17:15). Жена представляет церковь (2 Кор.11:2). Временные пророчества Даниила и Откровения также даны символическим языком, причем один пророческий день представляет собой один буквальный год (Числ.14:34; Иез.4:6). Когда Уильям Миллер применил эти принципы толкования Библии, он был поражен тем, что узнал о времени, которое, как он думал, было временем возвращения Христа.
2 Кор.11:2 - Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
Чис.14:34 - по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что] [значит] быть оставленным Мною.
Иез.4:6 - И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.
Тысячелетнее царство
Существует еще один вопрос, связанный со Вторым пришествием Христа – произойдет ли это событие до 1000-летнего царства Христа, описанного в Откр.20:1–6, или после?
Хотя большинство христиан принимают библейское учение о тысячелетнем царстве, нет согласия в том, как на временной шкале располагается это тысячелетие со Вторым пришествием и окончательным судом.
Первые богословы после времени апостолов — апостольские мужи — разделяли премилленаризм — веру в то, что Христос вернется на землю до наступления тысячелетия и совершит окончательный Суд. (Адвентисты, конечно, понимают, что Тысячелетнее царство будет происходить на небесах.)
Адвентисты седьмого дня поняли из Библии, что положение Божьего народа перед Днем Господним будет ухудшаться (2 Петр.3:3–13), а Иисус придет перед Тысячелетним царством (Откр.19:11–16), чтобы спасти Свою гонимую церковь, воскресить Свой народ и забрать их всех с Собой на небеса (1 Фес.4:13–18). На небесах Божий народ не только будет царствовать со Христом (Откр.20:4,6), но и участвовать вместе с Богом в работе суда над нечестивыми (Откр.20:4; 1 Кор.6:2). Описывается, что дьявол в течение этого времени будет «скован… на тысячу лет» (Откр.20:2) на земле, «дабы не прельщал уже народы» (Откр.20:3). Эти народы — нечестивые, которые будут воскрешены только по истечении тысячи лет (Откр.20:2-3,5). Как только завершится тысячелетний суд, Иисус вернется на планету Земля со всеми Своими святыми. Он воскресит нечестивых (Откр.20:5,7,13) и свершит окончательный суд (Откр.20:11-12). Дьявол попытается обмануть нечестивых в последний раз, чтобы побудить их вступить в битву против Бога и захватить Его Царство силой (Откр.20:7–9). Это событие станет кульминацией великой борьбы; Христос свершит Свои суды, и нечестивые, дьявол и само зло, а также сама смерть, — все они будут брошены в «озеро огненное» (Откр.20:9-10,14-15) и навсегда уничтожены.
Миллер и адвентисты седьмого дня пришли к своему премилленаристскому пониманию благодаря основательному, буквальному, историко-грамматическому изучению Библии. Они жаждали надежды, но очень хотели, чтобы их надежда строилась на прочном основании Слова Божьего.
Библейский премилленаризм — это единственное основание для надежды. Он учит, что, хотя человечество не может спасти ни себя, ни мир, Иисус снова придет в самое трудное время истории. Перед наступлением Тысячелетнего царства Он спасет нас от последнего натиска дьявола и его полчищ и приведет великую борьбу к ее завершению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1