Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Окна - око - глаза дома. Живой огонь в печи и мерцание лучины давали уютное, тёплое мерцание в окнах. Казалось, что вся изба светилась янтарным жаром, сохраняя вечные, мудрые тайны жизни… Окна имеют свой образ и свое назначение, они связывают жилище с окружающей природой. Ведь именно посредством окна человек наблюдает всю свою жизнь, смену времен года, времени суток, появление и исчезновение небесных светил, встречает восход и провожает закат. Окна всегда стремились ориентировать на свет - солнечную сторону, а эта связь человека со светом естественна и вечна.
В глубокой древности окна изб были небольшими. Однако, с течением времени простые и незатейливые отверстия в бревенчатой стене дома превратились в красные - красивые. На главном фасаде располагалось одно или три красных окна. Особенно нарядно выглядело светелочное оконце. Крайнее - переднее окно - освещало покутье и стол, среднее пропускало свет в центр избы, третье - обеспечивало освещение бабьего кута, где находились печь и все предметы домашнего очага.
С окнами деревенской избы связано множество народных поверий, обрядов и ритуалов.
Окно связывало человека с Богами и миром Предков, а также с небесными светилами и природными стихиями. Так, слуховое окошко на крыше являлось служило оком и ухом, которое смотрело и слушало небесный мир. Оно помогало говорить с Предками и Богами, заглянуть в себя. На Руси через окно не разрешалось плевать, выливать помои и выбрасывать мусор, поскольку под ними стоят леги-хранители. "Стоять под окном" в также обозначает быть нищим или посланцем Бога. После принятия христианства запрет плескать грязную воду за окно объясняли тем, что "Христос с сумой под окнами ходит". Через окно осуществляется традиционный диалог между хозяином или хозяйкой, с одной стороны, и колядниками или человеком, говорящим от лица Богов, — с другой. В день новоселья хозяин обходил дом со сковородником, а хозяйка окликала его из окно словами: "Кто ходит?", на что он отвечал: "Бог ходит! Хранители ходят!".
Использование окон как нерегламентированных входов и выходов запрещалось.Так, согласно приметам, птица или летучая мышь, влетевшие в окно, предвещают смерть кому-нибудь из домочадцев.
Считалось опасным оставлять на ночь окна открытыми, так как именно через них могла проникнуть нечистая сила.А чтобы уберечься от её вторжения, славяне втыкали в окна изломанные иглы, чертили охранные символы мелом или ножом. Двери и окна дома зачерчивали обережной символикой рукой, ножом или другими предметами на ночь или в дни, когда в доме находились новорождённый или покойник.
И только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках ("Красная девушка в окошко глядит", "Барыня на дворе, а рукава – в избе"). Отсюда и солнечная (солярная) символика, которую мы видим в орнаментах наличников и на ставнях, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.
Также окна избы, как и порог дома, связывались и с иным миром: местом перехода из мира живых в мир мертвых. Как нерегламентированный вход в жилище, противопоставленный двери, окно изредка использовалось для выноса покойника и иных магических действий.
Окно выступало местом общения с душами умерших, поскольку считалось, что Душа человека покидает дом через окно в виде птицы. Бытовал обычай ставить на окно стакан с водой, чтобы Душа, покинувшая тело, могла омыться и улететь. После поминок родные вывешивали из окна кусок полотна или полотенце, чтобы Душа поднялась по ним в жилище, а потом спустилась обратно, вытерлась этим полотенцем, либо отдохнула на нем. Через окно провожали на кладбище души после поминок. А в ночь после осеннего поминовения мёртвых славяне клали для них на окно блины и кутью.
Через окно выносили умерших младенцев, взрослых покойников, болевших горячкой,или погибших не своей смертью, чтобы они не возвращались обратно.
И через окно же передавали младенца, если рожденные в этом роду дети умирали. Такая передача была призвана обмануть смерть и нечистую силу и обеспечить чаду долгую жизнь. При тяжелых родах для облегчения состояния роженицы отворяли в доме окна и двери. А если хотели обмануть домового из старого дома, в новый лезли по лесенке через окно.
Незадолго до маминой смерти (мама болела) мне приснился сон. Мама через окно вылезла и пошла покупать арбуз. В соннике было сказано, что арбуз снится к здоровью. И я надеялась, что мама поправится. А получается вот Оно как. Через окно - к смерти...
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Издревле одежда в культуре человечества прочно заняла свое место. Даже в каменном веке находили люди время украсить себя, создать образ, заставить других обращать на себя внимание. Но если о столь древних формах костюма мы можем судить, в основном, лишь по украшениям и аксессуарам, то о традиционной русской одежде охотнее всего рассказывает полотно. Именно в нём находили удивительное сотворчество человека и высших сил, вверивших пряхам и ткачихам некоторую часть своей власти. Женская традиционная одежда русских – удивительное равновесие плечевой и поясной одежды, выбеленной и крашеной, шерстяной и из растительных волокон.
Коромысло, коромысло - Расписное на стене; Кладезь детской сказки чистой - Схоронился он во мне. Чья-то русская забава: Может бабушки моей. С ним плыла казачка павой, Вместе с пухом тополей
Роскошь - это не помады, не рестораны и не шпильки.
Настоящая роскошь - это жить так, как тебе удобно. В удобных ботинках. С тем цветом помады, который тебе нравится, или без помады вообще. Есть еду, которая нравится, дружить, с кем тепло, быть вместе по любви, а не из чувства долга. Научиться отказываться от ненужного. От того, что себя изжило. Износилось. И беречь то, что нравится. 5-летняя дочка моей подруги всю свою маленькую жизнь ходит в гости только со своей ложкой. Она может себе позволить роскошь есть той ложкой, которая ей нравится. Ее мама очень стесняется, каждый раз пытается оправдаться. А я стала брать с собой на пикники свои собственные приборы и посуду, потому что не люблю
Мнoго лeт нaзад, кoгда eщё была живa мoя мудрая бабушка, она однажды скaзала нам с мaмой, вешающим новые шторы к Пасхе, одну замечательную вещь...Штopы были, по тeм временам, новомодные: с ассиметричными ламбрекенами, кистями, прочими прибамбасами... Они никак не хотели прицепляться к карнизaм, падали нам на голову... мы ругались, возились, хохотали, снова бpaлись за дело...
- Ещё coвсем нaдавно я бы до потолка прыгала, если бы у меня появилиcь такиe шторы, - произнесла бабушка, - а сейчас ни крупинки желания...Оно уxoдит, девчонки... желание уходит. Ко всему. И к вещам, и к людям...
Делайте всё, покa у вас есть на это желание. Тратьте деньги на
Девочка-крестьянка из деревни Каменка Орловского уезда и губернии (ст. Глазуновка). Фотография «Souvenir». Девочка одета в сарафан-поневу, белую кофту с бусами, платок. На её плече грабли. Фотография была создана в Орловском уезде Орловской губернии в 1907 г. Материал: фотобумага, картон. Техника: фотопечать. Размер: 10,5 х 7 см; 11,5 х 8 см В данный момент снимок находится в Орловском краеведческом музее (Орловская область).
Сочетание цветов в одежде - это один из наиболее важных аспектов моды и стиля. Цвета могут влиять на настроение, подчеркивать индивидуальность и даже определять статус. В народном костюме, сочетание цветов имело еще большее значение, так как оно было связано с культурой, традициями и религиозными верованиями. Традиционный народный костюм занимал важное место в жизни крестьян и имел свою уникальную палитру. Красочность цветов в костюме могло указывать на социальное положение или возраст носителя. Свадебные и праздничные наряды, особенно зажиточных крестьян, очень яркие и представляют собой сложные цветовые сочетания, одежда же стариков намного скромн
Для нас сейчас ложка - стандартный и обыденный прибор, что чайная, что столовая. У наших же Предков она слыла не только бытовым предметом, но и достаточно важной личной вещью. В ходу тогда были большие ложки, которыми одинаково хорошо и кашу наваристую и суп есть.
Комментарии 80