Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Порог это явная и символическая граница между домом: родовым пространством (своим, безопасным) и внешним миром (чужим, опасным). Уже на стадии возведения жилья и при обряде перехода в новый дом хозяевами совершается ряд действий: в первую очередь пускают через порог дома живое существо (кошка, петух). Если они направят я к печке или в сторону красного угла – жизнь на новом месте будет ладной, если к выходу – надо ещё потрудиться. На порог также возлагалась важная миссия: заставить споткнуться гостей с лихими и дурными помыслами, с целью оставить всё плохое за дверью.
Порог у славян тесно связан с представлением о памяти и забвении. Так, к примеру, существует ряд устоявшихся выражений на эту тему:
память как до порога;
перешагнул порог да забыл.
Это связано с тем, что для наших Предков порог, среди прочего, являлся воплощением чёткой грани между миром живых и миром мертвых. Очень давно существовал дикий для нас сейчас обычай - прах ушедшего в иной мир родственника схоранивать под порогом жилища. Данные действия обуславливались тем, что считалось неверным и предрассудительным оставлять прах своего родича вне семейного пространства. Оставив его под порогом, семья как бы сберегала усопшего в пределах защищенного родового круга. Именно поэтому живые у порожка старались не задерживаться - чтобы понапрасну не беспокоить почивших родных. По этой же причине с чужими и посторонними хозяева общались на улице, а званных гостей сразу же просили пройти в дом. Через порог не здоровались и не подавали руку, не передавали никаких предметов, через него не выметали мусор, дабы не вымести кого-то из семьи.
Не наступайте на порог, Где духи древние почили. (Читайте дальше между строк) Не наступайте на порог. Чтоб не был суд над нами строг Повторим то, что заучили: «Не наступайте на порог, Где Боги древние почили».
Автор: Е. Иванов
Эта традиция стала уходить в прошлое после принятия на Руси христианства. Усопших начали хоронить по церковному обычаю на кладбищах. Однако, порог сохранил свою сакральную роль проводника между мирами: когда из дома выносили гроб стало необходимым ударить его три раза о порог, так усопший попрощался с домом. И мыть полы за покойником начинали как раз от входа.
Важную роль порог (вкупе с крыльцом) играл в свадебных обрядах. Родители мужа встречают молодых у входа в дом с хлебом да солью. Молодой же следовало сразу, <с порога> спросить разрешение у свекрови называть её <мамой>, а когда её вели в баню, не должна была задеть ногой порог — иначе девки из деревни долго не выйдут замуж.
До сватовства (на вечерках) порог оказывался местом расположения деревенских парней - они садились у него, дальше не проходили, оттуда наблюдали за девицами и вели свои разговоры.
Порог дома, где живет девушка на выданье, парню просто так переступать запрещалось: зашедший в дом оценивался главой семьи как потенциальный жених. Когда же парень уводил девушку к себе в дом (это называлось выйти замуж самоходкой или самокруткой) она меняла свой девичий статус на статус мужней жены, как только пересекала порог дома парня.
Вот так любили свой дом родители, как же было возможным его забыть детям??? Даже о пороге вы поведали целую поэму! Ждем информацию о : Красном угле; О баньке; О русской печи; и т.д. Пишите, пишите.и пишите...Русским об истоках знать не грех...
Я здесь писала про порог именно на входе в дом. Знаю, что часть примет и верований про порог дома перенесли люди со временем и на пороги внутри дома. В любом случае, во многих верованиях и культурах порог, а с ним и дверной проем - место сосредоточения силы.
Что может быть обыденней порога в доме? Через него мы переступаем как минимум дважды в день: уходя по делам и возвращаясь домой. Но откуда-то в памяти всплывают отголоски прошлого: мы помним, что почему-то через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи и стоять на нём. И это неспроста. Это подсказки Предков, ведь для них дом служил и трапезной, и крепостью, и храмом. Он жил, обладал тайными уголками, сакральными предметами быта и обихода. Всё это помогало гармонизировать пространство вокруг домочадцев, выстроить защиту от темных сил, впустить в жизнь семьи достаток, здоровье и радость.
Люди издревле обустраивая жилище, уподобляют его миниатюрной вселенной. Поэтому каждый закуток, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Каждый из вас наверняка не раз замечал в интернете, на баннерах в городе рекламу магнитного корректора осанки, которая обещает быстро выправить линию плеч и укрепить мышцы спины.
При упоминании слова "Чадо" в голове невольно возникает ряд образов, большинство из которых связано со стариной глубокой, церковью и классической литературой.
Издревле одежда в культуре человечества прочно заняла свое место. Даже в каменном веке находили люди время украсить себя, создать образ, заставить других обращать на себя внимание. Но если о столь древних формах костюма мы можем судить, в основном, лишь по украшениям и аксессуарам, то о традиционной русской одежде охотнее всего рассказывает полотно. Именно в нём находили удивительное сотворчество человека и высших сил, вверивших пряхам и ткачихам некоторую часть своей власти. Женская традиционная одежда русских – удивительное равновесие плечевой и поясной одежды, выбеленной и крашеной, шерстяной и из растительных волокон.
Коромысло, коромысло - Расписное на стене; Кладезь детской сказки чистой - Схоронился он во мне. Чья-то русская забава: Может бабушки моей. С ним плыла казачка павой, Вместе с пухом тополей
Роскошь - это не помады, не рестораны и не шпильки.
Настоящая роскошь - это жить так, как тебе удобно. В удобных ботинках. С тем цветом помады, который тебе нравится, или без помады вообще. Есть еду, которая нравится, дружить, с кем тепло, быть вместе по любви, а не из чувства долга. Научиться отказываться от ненужного. От того, что себя изжило. Износилось. И беречь то, что нравится. 5-летняя дочка моей подруги всю свою маленькую жизнь ходит в гости только со своей ложкой. Она может себе позволить роскошь есть той ложкой, которая ей нравится. Ее мама очень стесняется, каждый раз пытается оправдаться. А я стала брать с собой на пикники свои собственные приборы и посуду, потому что не люблю
Мнoго лeт нaзад, кoгда eщё была живa мoя мудрая бабушка, она однажды скaзала нам с мaмой, вешающим новые шторы к Пасхе, одну замечательную вещь...Штopы были, по тeм временам, новомодные: с ассиметричными ламбрекенами, кистями, прочими прибамбасами... Они никак не хотели прицепляться к карнизaм, падали нам на голову... мы ругались, возились, хохотали, снова бpaлись за дело...
- Ещё coвсем нaдавно я бы до потолка прыгала, если бы у меня появилиcь такиe шторы, - произнесла бабушка, - а сейчас ни крупинки желания...Оно уxoдит, девчонки... желание уходит. Ко всему. И к вещам, и к людям...
Делайте всё, покa у вас есть на это желание. Тратьте деньги на
Девочка-крестьянка из деревни Каменка Орловского уезда и губернии (ст. Глазуновка). Фотография «Souvenir». Девочка одета в сарафан-поневу, белую кофту с бусами, платок. На её плече грабли. Фотография была создана в Орловском уезде Орловской губернии в 1907 г. Материал: фотобумага, картон. Техника: фотопечать. Размер: 10,5 х 7 см; 11,5 х 8 см В данный момент снимок находится в Орловском краеведческом музее (Орловская область).
Сочетание цветов в одежде - это один из наиболее важных аспектов моды и стиля. Цвета могут влиять на настроение, подчеркивать индивидуальность и даже определять статус. В народном костюме, сочетание цветов имело еще большее значение, так как оно было связано с культурой, традициями и религиозными верованиями. Традиционный народный костюм занимал важное место в жизни крестьян и имел свою уникальную палитру. Красочность цветов в костюме могло указывать на социальное положение или возраст носителя. Свадебные и праздничные наряды, особенно зажиточных крестьян, очень яркие и представляют собой сложные цветовые сочетания, одежда же стариков намного скромн
Для нас сейчас ложка - стандартный и обыденный прибор, что чайная, что столовая. У наших же Предков она слыла не только бытовым предметом, но и достаточно важной личной вещью. В ходу тогда были большие ложки, которыми одинаково хорошо и кашу наваристую и суп есть.
Комментарии 122