Ну, разве что первый шаг или первый зуб.
Хорошо, если ваш ребенок достаточно социализирован - посещает детский сад, активен на игровых площадках, много и с удовольствием общается как со знакомыми, так и с незнакомыми ему людьми. У него не возникнет особых проблем в выстраивании дружеских и партнерских взаимоотношений в новом коллективе, а это – залог успеха и в обучении, и в формировании психической готовности к освоению и усвоению огромного количества новой информации.
А если это не так? Если ваш ребенок «домашний», и провел большую часть своего детства с вами? И он кажется вам все ещё слишком маленьким и беспомощным? Как понять, что ребенок «созрел» для школы?
Без специалиста тут не обойтись. Именно психолог поможет вам определиться с так называемой интеллектуальной готовностью ребенка к школе. Выявит уровень умственного, сенсорного и психического развития – всего того, без чего или с недостаточным запасом чего ребенку будет просто невозможно нормально функционировать в школьном коллективе.
Также вы обязательно пообщаетесь с психологом, если надумаете определить ребенка в «хорошую» школу, для поступления в которую необходимо пройти конкурсный отбор и проявить себя с наилучшей стороны. Как правило, производится оценка следующих умений:
Способность понимать содержание речи. Способность логически мыслить, понимать размеры (величины). Способность определять множества и подмножества. Способность видеть и рисовать простые формы. Способность узнавать формы. Способность планировать действия и выполнять инструкции. Способность воспринимать информацию на слух. Способность отчетливо говорить.
Проверяется фонологическое сознание, а также осознание схемы тела. Тестируется память, производится проверка концентрации и внимания. Проверяется взаимодействие и координация системы глаз-рука.
Помимо этого детям дают задания на простой счет (в пределах десяти), на ориентировку во времени, в пространстве, в социальных отношениях (умение сказать свой адрес, сегодняшнюю дату и другие подобные задания).
Однако есть противники подобных методов диагностики, и вот их аргументы:
Такие существенные области, как воображение, творчество, свободное общение невозможно установить путем тестовых процедур.
Подобные тестовые методы ограничиваются почти исключительно так называемыми «когнитивными признаками», эмоциональную сторону индивида большинство тестов никак не отображают, а ведь уплощение эмоционально сферы - это серьезный недостаток психического развития.
Ребенку создаются искусственные ситуации, а в жизни возникают естественные ситуации, на которые ребенок может реагировать совсем по-другому.
Во многих исследованиях тестовых процедур оказывалось, что несмотря на то, что похожие процедуры применялись для оценки одного и того же ребенка, этот ребенок показывал существенно разные результаты. Если согласно одной батарее тестов дети отчетливо показывали, что они не готовы к школьному обучению, то согласно другой те же дети оказывались готовыми. Дальнейшие исследования показали, что почти 60% детей, показавших при тестировании отрицательные результаты успешно поступили в школу и отлично чувствовали себя за партой. С другой стороны, велико число детей, успешно выдержавших тестовые испытания, но имевших в первые два года обучения в школе большие трудности, так что часть из них вынуждены были прервать обучение. И, наконец, нельзя недооценивать то, как ребенок воспринимает испытывающих его взрослых: как добрых, доброжелательных, спокойных или «задерганных», «нервных», уставших (что неудивительно после многочасовых заседаний приемной комиссии). Огромное число протоколов обследования детей при поступлении свидетельствуют о том, в какой огромной степени поведение ребенка зависит от атмосферы в приемной комиссии и насколько результат зависит от эмоционального отношения ребенка к испытующим его взрослым. Многие задания, с которыми дети не справлялись в условиях приемной комиссии из-за неустановившегося контакта или недостатков коммуникативной культуры испытующих, они успешно решают в контакте с другими взрослыми.
В настоящее время наблюдается отказ от практики диагностики готовности к школе, основанной на тестовых заданиях, подобных описанным выше, а также от самого понятия «готовность к школе», лежащего в основе этих тестовых процедур.
Вывод?
Конечно же, ваш ребенок самый лучший, самый красивый и самый умный.
Но если вы хотите лучше узнать своего ребенка, сомневаетесь, отдавать ли его уже в первый класс, хотя ему ещё нет шести, или подождать; если хотите получить результаты независимого психологического тестирования по определению готовности ребенка к школе, обращайтесь к психологу Покровскому Д. Е. http://slovodobroe.ru/blog/?p=91
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев