16 / 29 мая н. ст. (переходящая) - празднование в честь  иконы Божией Матери "Моздокская" (Иверская) (переходящие празднование в Преполовение Пятидесятницы) Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796–1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия.По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей – она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи. От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца.К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список.
    2 комментария
    58 классов
    16 / 29 мая н. ст. (переходящая) - празднование в честь иконы Божией Матери "Дубенская". (переходящие празднование в Преполовение Пятидесятницы) Во многих публикациях, посвящённых иконам Божией Матери, Дубенской иконой, празднование которой совершается в день Преполовения Пятидесятницы, называют образ, принадлежащий к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских (Острозских). Эта икона была пожертвована князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно на Волыне (сейчас Ровенская область). От названия города Дубно произошло и наименование иконы – Дубенская. На самом деле в праздник Преполовения Пятидесятницы Церковь чтит другой образ – Дубенский (Красногорский). Название этой иконы произошло от слова «дуб», так как образ Пресвятой Богородицы чудодейственно явился на дубе. Явление это произошло в Свято-Покровском Красногорском монастыре (ныне Черкасская область), отсюда и второе название иконы – Красногорская. После революции, в 1922 году, обитель разорили, значительную часть святынь передали в Черкасский музей. Осенью 1941 года в Свято-Покровском Красногорском женском монастыре возродилась монашеская жизнь. Явленная в ветвях дуба Дубенская икона и поныне является главной святыней обители.
    1 комментарий
    24 класса
    14 / 27 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Ярославская Печерская". Прославилась икона в конце XIX века в Ярославле. Жительница города мещанка Александра Дмитриевна Добычкина стала страдать ломотой в руках и во всех суставах. К тому же её начала преследовать сильная душевная тоска. Семнадцать лет она мучилась этими болезнями и за это время не раз усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. И вот однажды она услышала голос во сне, повелевающий ей отыскать икону Богородицы в храме, чтобы получить там исцеление. При этом ей представился в видении и храм с изображением в нём иконы. Следуя указаниям таинственного голоса, Александра отправилась на поиски. Храм она нашла в архиерейском доме города Ярославля. Храм был посвящён Происхождению Честных древ Животворящего Креста Господня. Когда Александра вошла в эту церковь и увидела на стене икону под названием Печерская, явившуюся ей во сне, то неожиданно упала на пол и стала биться в страшных судорогах и корчах. Это было 1 мая 1823 года. 2 мая Александра опять отправилась в архиерейскую церковь. Усердно и горячо молилась она перед иконой Богородицы. Когда же она подошла приложиться к святой иконе, то сразу же почувствовала облегчение от своей мучительной болезни. Через некоторое время она совершенно выздоровела. С тех пор от Печерской Ярославской иконы стали совершаться многочисленные исцеления. В настоящее время икона утрачена. Не сохранилась и церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня.
    2 комментария
    146 классов
    10 / 23 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Киево-Братская". Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского). В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы. В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери совершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.
    1 комментарий
    159 классов
    14 / 27 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Теребинская". По одному из преданий, помещик Михаил Обутков в 1492 году в селе Теребени (Тверской области) построил церковь, посвященную святителю Николаю Чудотворцу. Обутков перенес в церковь свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божией Матери и чудотворную икону святителя Николая. Затем на месте этой деревянной церкви в 1641 году был основан Николо-Теребенский мужской монастырь. По другой версии, икона явилась в лесу мальчику-пастушку неподалеку от Теребинского монастыря, от которой получила свое название. В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, в деревне Кочки сохранился камень-следовик, где отпечаталась ножка примерно 35-го размера. Подлинный Теребинский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, иконография известна по сохранившемся спискам. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс, с поднятыми руками в позе Оранты. Богомладенец изображается в полный рост стоящим на сфере с распростертыми руками. По одному из преданий, явленная икона была взята в Софийский собор в Новгороде. Икона прославилась чудесами, одно из которых – избавление города Бежецка от холеры. Теребинская икона Богородицы находится в Николо-Теребенской пустыни Тверской епархии во имя свт.Николая Чудотворца недалеко от города Вышний Волочек (ныне Максатихинский район, село Труженик).
    1 комментарий
    51 класс
    3 / 16 мая н. ст. - празднование Печерской иконе Божией Матери. Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь, сидящую на троне с короной на голове. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери - Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.
    1 комментарий
    56 классов
    1 / 14 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Нечаянная Радость". На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О, Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов. Время и место происхождения первообраза неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века. Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее известным и чтимым списком является образ Божией Матери «Нечаянная Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов. В Ильинский храм икона была передана в 1944 году. С тех пор к чудотворному образу Божией Матери в храм, который в народе называют храмом «Нечаянной Радости» прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие.
    1 комментарий
    140 классов
    7 / 20 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Любечская". Многочисленные чудеса, которые прославили Любечскую икону Божией Матери, получившую свое наименование от местечка Любеч, что в Черниговском крае, были описаны святителем Димитрием Ростовским. Святой образ был явлен в ХI веке. В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икона была перенесена в Киев. В 1701 году обновленный в стольном граде образ вернули в Любечский храм, освященный в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список с чудотворной иконы. В 1874 году святая икона была помещена в серебряную ризу, искусно сделанную на средства, пожертвованные жителями местечка Любеч. Уже в наши дни один из поздних списков чудотворной Любечской иконы Божией Матери, утерянный в страшные годы безбожия, вернулся в местный Спасо-Преображенский храм. Сначала образ пребывал в Свято-Троицком кафедральном соборе, а затем, сопровождаемый большим количеством православных верующих, был перенесен в любечскую церковь. Мироточивый список чудотворного Любечского образа Божией Матери находится в Уманском Свято-Николаевском соборе. Перед иконой, переданной местной общине при возвращении храма в 1989 году, каждую субботу перед всенощным бдением служится молебен с акафистом Божией Матери. Множество верующих, притекающих к святому Любечскому образу Пресвятой Богородицы с горячей молитвой веры получали и получают чудесные исцеления и утешение в скорбях.
    2 комментария
    91 класс
    7 / 20 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Жировицкая". Икона Божией Матери Жировицкая явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли Александру Солтону, который не придал особого значения сообщению пастухов, но икону все-таки взял и запер в ларец. На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им находку. К своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце, хотя незадолго до этого видел ее. Через некоторое время пастухи снова обрели икону на том же месте и опять отнесли ее Александру Солтону. На этот раз он отнесся к иконе с большим благоговением и дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1520 года храм совершенно сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, нисколько не пострадавшая от огня. На время икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1609 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года. Все это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием и униатов, и католиков. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 20-х годов она была возвращена в обитель. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь.
    1 комментарий
    120 классов
    9 / 22 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Перекопская". Эта чудотворная икона находится в городе Варвы Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы перед этой чудотворной иконой Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, хотя те и пытались сделать это. Такое чудесное заступление Богоматери совершилось в 1709 году, во время похода Шведского короля Карла XII на Россию.  Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес, почему жители г. Варвы и относятся к ней с благоговением.
    3 комментария
    137 классов
16 / 29 мая н. ст. (переходящая) - празднование в честь  иконы Божией Матери "Моздокская" (Иверская)
(переходящие празднование в Преполовение Пятидесятницы)
Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель.
До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртати
16 / 29 мая н. ст. (переходящая) - празднование в честь иконы Божией Матери "Дубенская".
(переходящие празднование в Преполовение Пятидесятницы)
Во многих публикациях, посвящённых иконам Божией Матери, Дубенской иконой, празднование которой совершается в день Преполовения Пятидесятницы, называют образ, принадлежащий к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских (Острозских). Эта икона была пожертвована князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно на Волыне (сейчас Ровенская область). От названия города Дубно произошло и наименование иконы – Дубенская.
На самом деле в праздник Преполовения Пятидесятницы Церковь чтит другой
14 / 27 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Ярославская Печерская".
Прославилась икона в конце XIX века в Ярославле. Жительница города мещанка Александра Дмитриевна Добычкина стала страдать ломотой в руках и во всех суставах. К тому же её начала преследовать сильная душевная тоска. Семнадцать лет она мучилась этими болезнями и за это время не раз усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. И вот однажды она услышала голос во сне, повелевающий ей отыскать икону Богородицы в храме, чтобы получить там исцеление. При этом ей представился в видении и храм с изображением в нём иконы.
Следуя указаниям таинственного голоса, Александра отправилась на поиски. Храм она н
14 / 27 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Теребинская".
По одному из преданий, помещик Михаил Обутков в 1492 году в селе Теребени (Тверской области) построил церковь, посвященную святителю Николаю Чудотворцу. Обутков перенес в церковь свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божией Матери и чудотворную икону святителя Николая. Затем на месте этой деревянной церкви в 1641 году был основан Николо-Теребенский мужской монастырь.
По другой версии, икона явилась в лесу мальчику-пастушку неподалеку от Теребинского монастыря, от которой получила свое название. В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, в деревне Кочки сохранился камень-следовик, где отпеча
10 / 23 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Киево-Братская".
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой
9 / 22 мая н. ст. - празднование в честь иконы Божией Матери "Перекопская".
Эта чудотворная икона находится в городе Варвы Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы перед этой чудотворной иконой Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, хотя те и пытались сделать это. Такое чудесное заступление Богоматери совершилось в 1709 году, во время похода Шведского короля Карла XII на Россию. 
Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес, почему жители г. Варвы и относятся к ней с благоговением.
7 / 20 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Любечская".
Многочисленные чудеса, которые прославили Любечскую икону Божией Матери, получившую свое наименование от местечка Любеч, что в Черниговском крае, были описаны святителем Димитрием Ростовским. Святой образ был явлен в ХI веке.
В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икона была перенесена в Киев. В 1701 году обновленный в стольном граде образ вернули в Любечский храм, освященный в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список с чудотворной иконы.
В 1874 году святая икона была помещена в серебряную ризу, искусно сделанную на средства, пожертвованные жителями местечка Любе
7 / 20 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Жировицкая".
Икона Божией Матери Жировицкая явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли Александру Солтону, который не придал особого значения сообщению пастухов, но икону все-таки взял и запер в ларец.
На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им находку. К своему удив
5 / 18 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» по иконографии относится к типу «Оранта» – Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения – неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.
Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотреблени
4 / 17 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Старорусская".
Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Русс
Показать ещё