Вы наблюдали в себе, в окружающих – силы, действующие помимо воли человека и даже помимо сознания? Это страсти, похоти, плотской чувственности, гнев, страсти к вину, игре и т.д. Имя им – легион! Состояния, когда человек влечется, как связанный, бессильный и безвольный, как раб, послушный чужой воле. Наука не назовет эту силу злом и сатаной, она назовет ее психической наследственностью, патологией, психозом и т.п. Но это поверхностное объяснение! Когда человек «влечется» против воли, когда мучается, страдает, когда эта сила совершенно объективна в человеке, как второе «я», когда она сознается как что-то чуждое и враждебное, тогда научное объяснение мало что дает. Церковь говорит короче и
ВОДА ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ
Современные люди утратили символическое мышление. Они видят мир поверхностно, как вещественное сплетение атомов и молекул в однобокой материальной плоскости. Не так видели мир во времена Нового Завета. Тварный мир был для человека Библии и христианского средневековья огромной иконой, пронизанной славой Творца. Всё - деревья и звезды, животные и облака, были исполнены таинственного смысла, говорили о чём-то, передавали утешительное или грозное послание. И особенно глубокий смысл несла вода.
Эта таинственная стихия представала перед людьми не только как животворная и очищающая сила, но и как страшная, смертоносная и неумолимая бездна. Ибо она несёт не только жизнь, но
У Серафима Саровского есть такой совет унывающим монахиням — пожевать хлебушка. Хлебушек, мол, тоску и прогонит. Есть у хлеба такая сила, но на пресытившегося человека она не действует. Нужно уметь поститься и воздерживаться, чтобы понять ржаную горбушку как милость Божию — и утешиться.
Между тем современная культура презирает воздержание, а вот тоскует человек не меньше.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Сказано в ХIХ веке. С тех пор тоска умножилась. Она толкнула миллионы людей или в петлю, или с крыши дома, или в разврат, или на иглу. Индустрия развлечений тоску не лечит, а делает её ещё острее, отяжеляет похмелье.
Нужно попробовать старый спос
Однажды я пригласил в школу родителей своих учеников. Я хотел показать им контрольные работы детей, поговорить по душам. Поэтому я попросил их прийти без детей. Родители пришли торжественные, нарядные, но кое-кто все-таки притащил с собой ребенка. Одна такая мама, придя с сыном, при виде меня сразу же сделала поясной поклон и попросила благословения. Я еще подумал: «Ну, раз эта женщина начинает с благословения, значит, она очень церковная». Затем эта мама начала говорить мне что-то очень благочестивое, и я окончательно убедился в ее духовности и обрадовался.
Ее сын все это время молча сидел в углу, глядя оттуда на свою мать. И вдруг вижу – он поворачивается ко мне и пренебрежительно машет р
В молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоуст, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную... Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что «еще есть время»: это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибу
ПРИТЧА ПОКАЯНИЕ
Упал человек в глубокую пропасть.Лежит израненный, погибает… Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в неё чуть не свалились.
Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да — эх!.. — не достаёт она до конца! Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную верёвку. Но тоже — коротка верёвка… Так же тщетно пытались спасти человека .... его громкая слава, большие деньги, власть…
Наконец подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за неё человек и… вылез из пропасти!
— Как это тебе удалось? — удивились все. Но покаянию некогда было отвечать.
Оно спешило к другим людям, спасти которых могло т