Однажды у нас в семье произошел небольшой казус. Моя младшая сестра заболела, и маме нужно было срочно лечь с ней в больницу далеко от дома. Папа уехал в командировку на неделю или две. Остро встал вопрос: с кем меня оставить? Мне тогда было лет девять, и особой самостоятельностью я не отличался. С собой меня, конечно, ни тот ни другой взять не могли. Кроме того, учеба в школе была в самом разгаре.
Родственников у нас на Диксоне не было. Возникла эта ситуация неожиданно, некогда было искать, куда меня пристроить. И мама попросила присмотреть за мной соседей по лестничной площадке, Ярмаркиных дядю Сашу и тетю Тамару.
Я с ними был не очень хорошо знаком. Встречал их на лестничной площадке иногда, а также знал, что дядя Саша работает на Диксонском авиапредприятии, как и мой папа. Вот, пожалуй, и всё. Меня совсем не обрадовало известие, что они будут за мной присматривать. Но куда деваться, других вариантов не было. Предстояло познакомиться с ними поближе.
Тетя Тамара к тому моменту уже вырастила двоих сыновей, поэтому неплохо знала как обращаться с девятилетним мальчуганом. Недолго думая, она просто забрала меня к себе, и эти несколько дней, пока не было мамы, я провел дома у Ярмаркиных.
1-й день
После школы я сразу пошел к соседям, как мы накануне и договорились с тетей Тамарой. Ее и дяди Саши еще не было дома, но дома был их младший сын. Его тоже звали Саша. Он был гораздо старше меня, уже заканчивал школу и, пожалуй, из всех Ярмаркиных, был мне наиболее интересен.
Когда я пришел, Саша сидел за письменным столом и занимался своими делами. Я решил немного побродить по квартире и осмотреться, любопытства у меня всегда было более чем достаточно. Вскоре квартира была изучена, ничего интересного в ней не обнаружено, и любопытство мое обратилось на Сашу.
Тем, кто помладше часто хочется обратить на себя внимание тех, кто постарше, и я стал приставать к нему с расспросами. В основном об учебе в старших классах. Саша был занят, и отвечал мне через раз, не поднимая головы от своих тетрадей.
Такого внимания мне было недостаточно. Видя, что он не очень вовлечен в нашу беседу, а какого-либо эмоционального отклика на мои попытки пообщаться от него нет совсем, я постепенно перевел наш диалог в менее конструктивную форму, и начал его задирать. В основном обзывательствами вроде “Сашка промокашка”, и прочими в крайней степени остроумными рифмованными фразочками.
Саше это надоело и он меня спросил:
– Тебе что, в школе ничего не задали? Чего свои уроки не делаешь?
– Сделаю потом, – дерзко ответил я. Это “потом”, кстати, частенько наступало поздним вечером.
Поняв, что я требую внимания, и от него не отвяжусь, Саша решил меня немного “помучить” (так это тогда у нас называлось), и предложил:
– А давай-ка устроим поединок. Пойдем, я тебе покажу пару приемов Брюса Ли.
Мне эта идея понравилась, и я с охотой согласился. Мы вышли с Сашей в коридор, который был довольно большой в квартире у Ярмаркиных, и Саша предложил: “Ну, давай, нападай на меня”. Как это делается, я не знал. Но решил, что надо бы его ухватить и попытаться повалить на пол.
Когда я попытался это сделать, то как-то неожиданно сам оказался на полу. Я попробовал его ухватить еще раз, и снова полетел на пол. Саша старался, чтобы я не расшибся, но пол был твердый, и у него это не всегда получалось. После нескольких падений, не на шутку разозлившись, я стал яростно кидаться на Сашу. Но как не пытался его схватить и повалить, заканчивалось это всегда тем, что сам вдруг запинался об его ногу и падал.
Отбив себе все, что можно было отбить, тяжело дыша и чуть не плача, я от Саши отстал, и больше в этот день ему не докучал. А делая уроки вечером, думал о том, чем же я ему отвечу за сегодняшнее унижение.
2-й день
В этот день в школе я придумал коварный план мести, и, вернувшись домой к Ярмаркиным, приступил к его осуществлению. Найдя канцелярскую кнопку, я положил ее на стул Саши, и стал ждать его возвращения из школы.
Я хихикал, потирал руки, как настоящий злодей, и был очень доволен собой. Но Саша что-то задерживался в этот день. Чем дольше я его ждал, тем меньше мне почему-то нравилась моя зловещая задумка. Через какое-то время мне даже стало казаться, что это плохая затея, и вообще, так делать нехорошо. Ведь Саша “намял мне бока” вчера не со зла. Можно даже сказать, что я сам напросился. А потом еще и разобиделся. Нет, надо ему показать, что я смогу положить его на пол в честном бою. Кнопку с Сашиного стула я убрал. А когда он пришел, то предложил ему снова устроить поединок. Саша согласился.
Сегодня я был более опытным бойцом, чем вчера. У меня было несколько идей относительно приемов борьбы с Сашей, а также четкая цель и воля к победе. Но все это мне совершенно ничем не помогло. Наверное, со стороны это выглядело как нападение маленького злобного медвежонка на большого медведя. Медвежонок карабкается на медведя и пытается ухватить его за ухо, а медведь стряхивает с себя медвежонка, и тот летит кубарем вниз, скуля от досады.
В общем, все повторилось точь-в-точь как в прошлый раз. Хотя я снова рассердился на Сашу, но обиды на него уже не затаил. Вместо этого появилось большое желание доказать ему, что я могу с ним справиться, несмотря на разные весовые категории.
Саша снова предложил мне не пинать балду до вечера, а заняться уроками. В этот раз я его послушал.
Вечером пришла с работы тетя Тамара. Узнав, что у меня сделано домашнее задание, она предложила мне его проверить. “Это что же, теперь и тетя Тамара меня помучить хочет?” - возникла у меня мысль. Но на самом деле, я очень удивился. Для меня это было что-то новое. Дело в том, что у меня никто никогда еще не проверял уроки. Дома считалось, что это полностью моя забота. Родители время от времени посматривали в мой дневник, но в тетради - никогда. Особой прилежностью в выполнении домашней работы я не отличался, и стал отказываться. Но тетя Тамара настояла на своем.
Я отдал ей тетрадь по русскому языку и стал внимательно следить за выражением ее лица. Ничего хорошего оно не предвещало.
– Это что такое, Вова? – начала тетя Тамара, закончив проверку. – Ну ты посмотри, что ты пишешь. Слово “язык” как пишется? Вот, смотри, оно же у тебя на учебнике написано! А это?.. А это?.. И посмотри на свой почерк. Ну ведь как курица лапой!
Да, с грамматикой у меня было не очень. И да, с почерком было совсем плохо. Но я посмотрел на нее с недоверием и сказал:
– А у меня лучше не получается. Я пишу некрасиво, зато быстро. А что, у вас или у дяди Саши, когда быстро пишете, почерк лучше?
– Саш, – обратилась она к дяде Саше, – напиши-ка Вове что-нибудь.
Я смотрел на дядю Сашу с тем же недоверием и думал: “Ну и что же он напишет, интересно?”. Дядя Саша взял небольшой листочек бумаги, ручку, вмиг написал на нем что-то и отдал мне. Меня поразило как быстро он выводил слова, я писал гораздо медленнее. Но посмотрев на листочек, я удивился еще больше. У дяди Саши был очень красивый почерк. Я смотрел на этот листочек и думал: “Неужели можно писать так быстро и так красиво? Я тоже хочу так уметь!”.
– У тебя столько ошибок и так грязно в тетради. Перепиши-ка свое домашнее задание, Вова, – предложила тетя Тамара.
Спорить я не стал, дядя Саша произвел на меня сильное впечатление простой демонстрацией того, что можно писать быстро, грамотно и красиво. Я сел за стол и стал переписывать задание. И потратил на него, кстати, в три раза больше времени, чем в первый раз.
3-й день
Со школы я шел в приподнятом настроении. В тетради по русскому языку у меня появилась первая пятерка. Она как-то нелепо смотрелась среди троек. И вообще, последнее домашнее задание выглядело так, будто его сделал в моей тетради кто-то другой.
Я пришел к Ярмаркиным и похвастался своими успехами.
– А ты говорил “не получается”. Вот видишь, все у тебя получается, если постараешься, – порадовалась за меня тетя Тамара. – Так, а кому спасибо надо сказать?
Мне было очень неловко, что я выглядел таким “раздолбаем” перед соседями, и им пришлось меня наставлять на правильный путь.
– Спасибо, тетя Тамара. И Вам спасибо, дядя Саша, – произнес я еле слышно.
Радуясь, что меня похвалили, я даже преисполнился уверенности, что Сашу сегодня точно повалю на пол. Только он в этот день снова задерживался. А ближе к вечеру вернулась мама и забрала меня от Ярмаркиных домой. Последняя битва с Сашей так и не состоялась.
Вы думаете после этих дней в семье Ярмаркиных я сразу стал вовремя делать уроки, учиться на отлично, а писать грамотно и красиво? Ничего подобного. Почерк у меня и сейчас далеко не каллиграфический. Но все-таки со временем я подтянулся в учебе. А все благодаря чему? Та пятерка помогла мне поверить в себя, понять, что стать лучше не так уж и сложно. Хотя требуется некоторое время, чтобы привыкнуть делать свое дело хорошо. А тот листочек, вдохновивший меня приложить усилия в учебе, до сих пор в моей памяти. Дядя Саша, кстати, написал на нем всего два слова: “Русский язык”.
Думаете, после поединков с Сашей я решил, что лучше не задирать старших, а при случае наподдать кому-нибудь, кто помладше? Тоже нет. Хотя Сашу я больше не задирал. И дело даже не в том, что он слишком серьезный противник, а просто почему-то не хотелось этого делать.
Удивительно, что такие, казалось бы, мелочи, как проверка домашнего задания, или пара слов на листочке, могут сильно на тебя повлиять. Наверное, секрет в том, что даже такие простые вещи можно сделать с душой. И если вокруг замечательные, неравнодушные люди, готовые вложить в тебя что-то хорошее, то и влияние их самое что ни на есть благотворное. Остается только сказать спасибо нашим родителям, учителям, друзьям, и даже соседям за те уроки, что они нам преподали.
Комментарии 8