ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! ГУТ ВОХ! Сегодня 3 Ниссан 5781!
Пусть ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, защитит нас на всех путях наших, пошлёт свет Торы и Заповедей, мир, радость и процветание в наши дома.
Посвящается!!!
Поднятию святой еврейской души: Реб Боруха бен Давида Йудицкого,
Реб Борух бен Лейб, Рав Бенйомин бен Менахем, Гитл бас Йааков,
аРав Адин Штайнзальц, Реб Шмуэль бен Аарон, Ида бас Павел, Реб Йицхак бен Шауль
Рефуа Шлема: Реб Лейб бен Хивид, Реб Александр бен Лейба,
Морейну аРав Шмарьяу Йосеф Хаим бен Пеше Мирьям (Каневский),
Морейну Дайан аРав Ханох бен Блимале (Эрентрой),
Мы завершили чтение второй книги Торы – Шмойс и начали читать
третью книгу Ваикро – первую главу Ваикро.
«Если человек принесет жертву». Рав Яаков Галинский https://telegra.ph/Esli-chelovek-prineset-zhertvu-03-15 «Если адам — человек из вас принесет жертву» (Ваикра, 1:2).
Раши комментирует: «Почему сказано адам (человек)? Так же, как Адам (Первый человек) не приносил жертву из украденного, поскольку весь мир и так принадлежал ему, так и вы не приносите из украденного». [Адам — в первую очередь относится к первому человеку, т. к. «адам» означает «созданный из земли (адама)».]
Комментарий «Паним Яфот» объясняет, что Первый человек, когда был создан, сразу же признал своего Творца – что Тот подготовил для него все, и лишь потом создал его. Он знал, что не дает Всевышнему что-то свое, а, как сказано в Мишне (Авот, 3:47): «Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ведь ты сам и все, что у тебя есть – Его». А также в «Диврей а-Ямим» (29:14): «Сказал Давид: ведь от Тебя – все, и из Твоей руки дают Тебе». «Из Твоей руки» означает – из Твоей силы. Как сказано (Дварим, 8:17): «Вспомни Г-спода, Б-га своего, — ведь это Он дал тебе силу преуспевать», поэтому не говори: «Я сам, своими силами и крепкой рукою, добился успеха».
Получается, что все принадлежит Всевышнему – и сама жертва, и наша возможность принести ее. Так что была опасность, что мы скажем: ведь все принадлежит Творцу, и то, что есть у ближнего – тоже принадлежит Творцу, так что можно украсть это у него, чтобы принести в жертву. Поэтому Тора объясняет, что кражи запрещены. Это слова «Паним Яфот».
Великую и важную вещь говорит нам Тора в начале книги Ваикра, книги служения Творцу, начиная со слова «адам», чтобы напомнить об Адаме, первом человеке.
В чем была особенность Первого человека? Он знал, что Творец, благословен Он, создал все, дал ему все, и ничего не полагается ему самому, из-за его сил или мудрости.
Потом он был изгнан из Ган-Эдена, и путь назад был закрыт. Ему был вынесен приговор: «Колючки и репей произрастит она (земля) тебе, и ты будешь питаться полевой травою» (Берешит, 3:18). Сказано в трактате Псахим (118а), что в тот момент полились слезы из глаз Адама. Он сказал: «Владыка мира, я и мой осел будем есть из одной кормушки?» Ответил Всевышний: «В поте лица своего будешь добывать хлеб». И Адам успокоился. Заканчивает Гемара: «Сказал раби Шимон бен Лакиш: прекрасен был бы наш удел, если бы мы жили по первому предначертанию». То есть, если бы ели колючки, как ослы, или жевали траву, как коровы.
Как можно это понять – желать еды животных?
Ответ в том, что хлеб может побудить человека подумать, что его силы и крепость его рук привели ему успех. Ведь, в конце концов, он сам пахал и сеял, поливал и удобрял, он собирал урожай, провеивал, просеивал, молол муку, замешивал тесто и пек хлеб. А полевая трава, колючки и репей, хотя они и горькие и невкусные, но полностью созданы Творцом, и мы бы ели и полностью признавали Его великое добро [ведь этой едой мы получали бы жизнь]!
Расскажу вам притчу, которую я слышал от имени Хафец Хаима.
Столица страдала от огромного количества краж, и царь принял крайние меры: был издан указ, чтобы ни одного человека не было на улице от выхода звезд до восхода солнца. Полиция патрулировала весь город, и каждого, кто попадался, бросали в тюрьму и налагали на него огромный штраф: тысячу золотых. Так безопасность вернулась на улицы города, и жители восхваляли царя за этот указ.
Однажды полицейские поймали одинокого прохожего, гулявшего ночью. Не разбираясь, бросили его в тюрьму.
Тот возмутился, поднял большой шум: он – сын царя, как можно подозревать его в краже? Срочно отпустить!
Начальник тюрьмы оказался в большой растерянности: с одной стороны, он обязан выполнить указы царя, а с другой стороны – вдруг царь разгневается на него за то, что он арестовал его сына. Он пригласил принца в свой кабинет, предлагая ему разные угощения и обращаясь очень почтительно, а тем временем отправил посланца во дворец за указаниями.
Тот вернулся очень быстро. Царь рассердился на сына, что тот нарушил его указ, приказал отправить его в общую камеру с другими задержанными, и наложить на него двойной штраф: две тысячи золотых.
Начальник тюрьмы, глубоко извиняясь, проводил принца в общую камеру, вместе с неудачливыми ворами и задержанными прохожими. Утром каждого по очереди вызывали в кабинет начальника тюрьмы, где они подписывали обязательство заплатить штраф в течение двадцати четырех часов. В противном случае они будут помещены в тюрьму на бессрочное заключение. Пришла очередь принца. Как он злился на своего отца, царя! Тот не только его не освободил, не только дал ему провести ночь с преступниками, но еще и удвоил сумму штрафа! Две тысячи золотых, огромная сумма! Откуда ему взять столько?! Отец ему точно не даст, уже показал свое отношение к сыну. Но с другой стороны – выбора нет. Он подписался, что в течение суток принесет две тысячи. А если нет? Если нет – полиция войдет в царский дворец с ордером на арест. Какой позор это будет!
Принц угрюмо пошел во дворец, не заходя в тронный зал. И видеть отца не хочет, не желает никакой связи с ним! Но откуда взять деньги? Принц заперся в своей комнате и составил список всех драгоценностей, которые у него есть: часы, усыпанные драгоценными камнями, золотые запонки, серебряный бокал… Собрал все и послал слугу в ломбард, чтобы те сообщили, сколько могут заплатить. Тот вернулся, и сказал, что ему готовы заплатить семьсот золотых. Семьсот золотых, это просто бессовестное использование его тяжелого положения! Кроме того, это лишь треть суммы. А ему до завтра нужно принести всю.
Тем временем в комнату постучался придворный: «Его величество спрашивали о вас, ваше высочество, подойдите к нему».
Его величество отвернулся от него, не выпустил его из заключения, удвоил штраф. Правда, он нарушил указ. Ну и что – разве так любящий отец обращается с сыном?
И тут ему в голову пришла мысль. Он обратился к придворному: «Скажи, ты можешь одолжить мне две тысячи золотых? Верну, когда смогу. И буду очень благодарен тебе!»
«С удовольствием, — ответил придворный, — только напишите расписку».
Принц схватил деньги и поспешил уплатить штраф. Вернувшись, он снова встретил придворного, который напомнил ему: «Его величество спрашивали о вас, вам стоит подойти в тронный зал».
«Тебе я благодарен, — возмутился принц, — ты помог мне в час беды. А беду эту навлек на меня мой отец!»
Какой же он дурак, дурак и высокомерный злодей!
Беда эта приключилась с тобой, потому, что ты восстал против отца и нарушил его указ! Беду ты сам навлек на себя, а твой отец лишь пожелал научить тебя уму-разуму!
Но именно он дал придворному две тысячи золотых, он послал его к тебе и приказал ему одолжить тебе эти деньги. Его ты должен благодарить!
Так, говорит Хафец Хаим, есть столько людей, полных претензий к Высшему Провидению. Человек не понимает, что беды приходят к нему из-за его грехов. «Ведь нет у человека удела в Торе Моше рабейну, пока он не поверит, что все, что с нами происходит, все случаи – это все чудеса, нет в этом ничего естественного, никаких законов природы. А просто если человек будет выполнять заповеди, получит награду, а если будет нарушать их – на него обрушатся наказания, все – по приговору Всевышнего!» (Рамбан, Шмот, 13:16)
Более того: беды мы обычно относим к Всевышнему, а успехи и спасения – к своим талантам или слепому случаю. Как объясняют наши мудрецы стих из Мегилат Рут» (1:21): «Я (Наоми) ушла (из Израиля) полной (добра), а Всевышний вернул меня пустой». Когда она говорит «ушла полной» – это «я», моя сила и крепость моей руки, а когда «пустой», тогда – «Всевышний вернул меня».
А ведь на самом деле совсем не так: штраф наложил Царь, за грех нарушения Его указа. Но и придворного Он послал, и деньги вместе с ним.
Однако притча не полностью отражает реальность. Ведь в притче царь лишь послал придворного и деньги. А в жизни – великий Царь, Милосердный Отец, посылает нам и мысль обратиться к придворному: «Ведь от Тебя все, и из Твоей руки дают Тебе».
Вот, что я расскажу.
Великого праведника рава Гершона Либмана я знал еще по ешиве в Белостоке. Потом мы с ними работали вместе в лагере для перемещенных лиц в Берген-Бельзене. После этого я поднялся в Израиль и стал главой ешивы в Хадере, а он отправился во Францию и создал там ешиву.
Когда его ученики собрали записи его глубоких вдохновенных уроков и издали книгу «Дегель а-Мусар», они устроили трапезу в честь выхода книги в свет. Автор встал и стал воодушевленно расхваливать книгу и замечательные идеи, приведенные в ней.
Выглядело это, мягко говоря, странно. Ведь сказано уже в Мишлей: «Пусть тебя прославляет чужой, а не твой рот» (27:2).
А рав Гершон не понял: «Это же Тора, Тора Всевышнего! Чем она стала моей – тем, что прошла через мой мозг? А разве мой мозг не принадлежит Ему?» Он вообще не считал эту книгу своей!
И на самом деле – разве у нас есть что-то свое?
Первый Человек понимал это, и мы должны тоже укрепить это осознание в себе!
Теперь мы можем понять, почему это осознание требуется от нас именно в начале описания принесения жертв.
Ведь, на первый взгляд, возникает вопрос: жертву всесожжения (ола) приносят за нехорошие мысли. Грехоочистительную жертву (хатат) – за грех, совершенный по ошибке. Что уж такого ужасного в этих грехах, что за них полагается смерть? Как сказано: «Спросили у пророчества: “Что делать с согрешившим человеком”? Ответило оно: “Согрешившая душа умрет”» (Йехезкель, 18:4). Спросили у Торы, она ответила: «Принесет жертву, и будет искуплен» (Иерусалимский Талмуд, Макот, гл. 2, 46). [Т. е. жертвоприношение это замена лишению жизни.] Да и суть жертвоприношения в том, что человек должен думать: все, что делают с жертвой, должны были бы сделать со мной (Рамбан, Ваикра 1:9). Непонятно, за что такой великий гнев?
Мировоззрение, кроющееся за этим вопросом, таково: жизнь – наша, здоровье – наше, имущество – наше. И если мы немного согрешили, то, по нашему мнению, нам полагается легкое наказание. Пусть Всевышний возьмет что-то маленькое, из имущества или здоровья. Но отнимать жизнь – это уж слишком!
И это доказывает, что мы не поняли суть понятия «адам», что мы далеки от Первого человека. Мы не осознали, что нет у нас ничего своего! Все принадлежит нашему Творцу! Все — Его, и из Его руки мы даем Ему.
Так почему бы Ему не отнять жизнь, которую Он дал нам, если мы нарушаем Его волю [ведь вся жизнь дана нам ради исполнения Его воли]? Лишь по Своему великому милосердию Он предоставил нам возможность искупления посредством жертвы.
Об этом и сказано: «Если адам из вас принесет жертву Всевышнему»!
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев