Феофана Затворника
Феофан
(Еф.6:18–24; Лк.4:22–30)
Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.
Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.
Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.
Притча дня
Жил-был один человек. У него было такое обыкновение: каждое утро он вставал еще до рассвета, выходил на берег моря и на заре молился Богу.
Потом у него вырос сын. Точно так же, как отец, он поднимался рано утром до рассвета и выходил на берег моря встречать зарю. Но молитвы он уже не произносил.
Но вот и у сына вырос сын. Как и у отца, у него тоже была привычка каждый день подниматься рано утром до рассвета и выходить на берег моря. Только он уже не знал, зачем это делает...
.......
Основы православия
Тема 134. Девятая заповедь Нового Завета: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Продолжением 8-й заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженств, где сказано о гонениях за веру. Обе эти заповеди можно проиллюстрировать словами Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32-33).
Высшее проявление любви к Богу – готовность терпеть гонения, лишения, страдания, отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него. Каждый христианин должен быть готов к подвигу исповедничества и мученичества. Рассказывают случай про то, как автобус с паломниками в арабской стране остановили вооружённые люди. Они заставили всех выйти и объявили, что любой может вернуться в автобус, если снимет нательный крест и оставит его на земле; остальные будут расстреляны... Как бы мы себя повели в данной ситуации?
Гонениями за веру будет сопровождаться и кончина нашего мира, когда к власти придет антихрист, который будет преследовать христиан.
Практический совет
Как обрести христианскую веру?
Совет прп. Силуана Афонского: «Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит…».
Случайный тест
1. Из какого колена происходила знаменитая еврейская вдова Иудифь, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев?
1Из колена Иудина
2Из колена Симеонова
3Из колена Гадова
4Из колена Данова
Правильный ответ: №2
Комментарий:
Иудифь громким голосом воззвала к Господу и сказала: Господи Боже отца моего Симеона, которому Ты дал в руку меч на отмщение иноплеменным, которые открыли ложесна девы для оскорбления, обнажили бедро для позора и осквернили ложесна для посрамления! Ты сказал: да не будет сего, а они сделали (Иудиф.9:1-2).
.........
Описание
Первоначальный замысел художника заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, не чужд мечтаний о своей будущности, о церковной карьере, свойственной молодым людям. Однако главное в картине – это единство и противоположность характеров.
Существенную роль играет повтор черных выразительных монашеских силуэтов, перекликающихся с ритмом тонких весенних березок на втором плане. В глубине – одна из древних церквушек, мягкие лучи заходящего солнца расцвечивают ее причудливыми красками. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает созвучно молитвенному состоянию старого и молодого монаха, которые отрешились от мирской суеты, однако молодой монах еще полон мечтаний, тогда как пожилой полностью погружен в молитву – для него все в прошлом, вся земная суета утратила свою привлекательность, сердце умирилось, успокоилось в ожидании скорой встречи с Христом.
Фигуры поставлены художником в профиль и движутся в одном направлении друг за другом, что создает определенный ритм. Все это создает впечатление некоторого разряжения пространства, его очищения по мере уменьшения количества деталей на полотне. Березам принадлежит особая роль в замысле картины. В значительной степени благодаря им полотно приобретает законченность, уравновешенность и симметрию, в нем чувствуется музыка, и эта музыкальность картины заставляет зрителя почувствовать ритмичное звучание Иисусовой молитвы.
История
Картина «Под Благовест» была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними «высокохудожественными», как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Название работы «Под Благовест» было придумано писателем В.С. Соловьевым. Оба монаха – «мечтатели», писал Нестеров о своей уже законченной картине.
Критика
Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он «заставил его примириться с монахами».
Василий Розанов писал, что Нестеров «вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную, и – облек ее в краски исторические, в быт исторический. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1