Черная слобода в 18 веке делилась на Малую и Большую и в каждой из них была церковь. Я об этом никогда ничего не слышала. Где была Малая слобода и где Большая? Известно, что та часть села, которая ближе к Летникам, называется Шараповкой, а та, которая ближе к Песочне от моста через Отнуш, - Выдергой. Барский дом (бывшая школа) находился ближе к Выдерге, но церковь Спаса Нерукотворного – ближе к Шараповке. По логике, Малая Черная слобода должна быть ближе к Выдерге. Это еще предстоит выяснить.
Из вышеупомянутых Планов дач генерального и специального межевания 1746-1917 гг. следует, что в селах Малой и Большой Черных слобод всего земли было 2571 десятина. Из них под селениями 61 дес., пашни 931 дес., сенных покосов 661 дес., лесу 744 дес., неудобных мест 173 дес.
Экономические примечания, составленные в 1798 г. привожу дословно с сохранением орфографии и пунктуации:
«Онные селы лежат реки Пары на левой стороне и при двух безымянных озерах. Церковь в большой каменная во имя Нерукотворного Образа в малом деревянная во имя Василия Блаженного.
В селе большой Черной слободе дом господской деревянной без сада, а дачею показанной реки с правой и левой речек двух черных (оказывается, Черных речек тоже было две) озера Настура с левых, а речки Алешни и озера Лукопёрного с правых, и по обе стороны реки и речек Вотмоша ( Отнуш мы называли – ручей у школы), озер Лоторова, Коровинского, Старого Лукерина и большой дороги из города Сапожка в город Спаск. Река в летнее время бывает глубиною полтора аршина (105 см), шириною на двадцать сажень (примерно 40 м).
В ней и в состоящих озерах рыба: щука, окуни, язи, налимы, плотва и пискари. А речки совсем пересыхают (две Черные, Вотмошь, Алешня -авт.) Вода к употреблению здорова. На означенной речке тайного советника Коваленского по обе стороны состоит мучная мельница о семи поставах с толчею, действует кроме полой воды и повреждения во весь год для господского помолу. Церковная земля лежит на суходоле, земля иловатая, к плодородию без удабривания не весьма способна.
Из посеенного хлеба лучше родится рожь, овес и греча, а прочия семена средственны. Сенные покосы травою хороши. Лес строевой и дровяной дубовой, осиновой, березовой и липовой, в нем звери и птицы тех же родов, кои описаны в 74 номере. Птицы – соловьи, синицы, а в полях жаворонки и перепелки
Крестьяне на пашне, а женщины в обыкновенном рукоделии. В онных селах по ревизии душ состоят в большой за тайным советником Коваленским дворов 70, в них душ м.п. 278, ж.п. 295; в малой за прапорщицей. (Катериной Дмитриевной Кареевой) дворов 25, в них душ м.п. 99, ж.п. 107. Всего в селах дворов 95, в них душ м.п. 377, ж.п. 402 (по 5-й ревизии душ)
Источник: Экономические примечания к атласам Сапожковского уезда Рязанской губернии, Межевой департамент Сената. 1798 г., ФКУ Российский государственный исторический архив. Сайт Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина www.prlib.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Я, в девичестве Гераськина Зинаида,,про деление на Большую и Малую не слыхала.. А вот то, что было две церкви , об этом слышала от старых людей. Вторая церковь, они называли ее часовней, стояла в глубине Лысухиного прогона, Этот прогон между баней и домом Архиповых Михаила и Марии,( дети Надя и мальчика не помню имени)В доме, где потом баня была, жил какой-то богатый человек, сзади дома были кирпичные постройки, они наверное, и теперь есть,, Я давно не была в Слободе, лет 35. Так вот в этой постройке у него была лавка,,( потом склады спод зерно)вот напротив лавки и была часовня,,возможно, что и построена она была этим человеком.Старые люди, когда проходили мимо, всегда на прогон крестились,мы хоронили тетю Кузнецову Марию Павловну в 1988 году, и даже тогда процессия останавливалась напротив прогона и певчие бабушки служили молебен