Коран не самый надёжный исторический источник. Не более, чем Ветхий Завет, на основе которого он был создан. В Коране адиты считаются первым народом, который отказался верить в Аллаха. И, если строго придерживаться текста, потомками тех, кто в Библии назван исполинами (или нефилимами), и дочерей человеческих.
Решающий аргумент
Библейские нефилимы, как и адиты из Корана, жили в допотопные времена, отличались силой и очень высоким ростом. Именно им мусульмане приписывают все мегалитические сооружения Ближнего Востока. Согласно этим воззрениям, адит среднего роста вполне мог заменить собой строительный кран — вот вам и разгадка загадочного Баальбека. Каким образом этакой махине удавалось вступить в сексуальную связь с крохотными прапраправнучками Адама - большой вопрос. Но потомство рождалось жизнеспособным. Так, во всяком случае, утверждают священные книги трёх авраамических религий. Дети были, правда, уже не такие великаны, как их отцы и деды, но тоже вполне достойного роста люди. Вспомните хотя бы библейского Голиафа (у мусульман - Джалута), воина филистимлян (у мусульман - амаликитян).
У людей к адитам были свои претензии. Они обвиняли высокорослых соседей в разнообразных грехах, от пристрастия к человеческому сладкому мясу до строительства мегалитических и металлических конструкций на холмах в целях обретения бессмертия. И это были не жертвенники Ваала, а нечто другое - какие-то огромные ёмкости для воды или иной жидкости. Добавьте ещё, что адиты были первыми строителями городов, когда все их соседи ещё жили в шатрах в окружении стад, и поймёте, какую ненависть должны были испытывать предки арабов к таким соседям. Ещё они не верили в Аллаха, то есть не признавали его власть. Это в конечном счёте и решило судьбу адитов. Аллах рассердился и послал на них климатический катаклизм, известный как Великий потоп.
Пророк Худ
Однако не всё так плохо. В результате Потопа погибли не все адиты, часть из них выжила и стала строить вместе с людьми постпотопный мир. Территория, где находились земли адитов, в Коране точно не определена. Она именуется Аль-Ахкаф, то есть Песчаные холмы. По одной версии, центр королевства находился в Сахаре, тогда ещё зелёной и плодородной. По другой, на Аравийском полуострове, в земле, получившей название Хадрамаут (Йемен). Тогда там тоже ещё не было пустыни, поскольку адиты использовали искусственное орошение, их страна изобиловала флорой и фауной. Жители Хадрамаута торговали, как и их соседи из Сабы, ладаном и другими благовониями, они добывали на морских берегах янтарь, строили города. Столицей адитов считался Ирам, точнее Ирам зат аль-имад — Ирам многоколонный. Огромный город с дворцами и храмами, крыши которых поддерживали круглые колонны. С металлическими башнями, украшенными самоцветами. Он был известен и под другим именем - Убар, так называлась вся земля, над которой властвовал правитель адитов. Первым царём Ирама был потомок Сима, сына Ноя, по имени Ад. И всё бы хорошо, если бы жители Ирама не предавались порокам и не богохульствовали.
Дабы обратить души грешников к богу, Аллах послал к ним пророка по имени Худ, потомка Ноя в четвёртом поколении. Тот начал проповедовать единобожие и обличать адитов во всех прегрешениях. Он говорил, что живут они сыто и богато только по милости Аллаха, который сдерживает пески и даёт растениям достаточно воды для жизни. Только адиты не вняли словам Худа. Никакой благодарности к Аллаху они не испытывали.
Но как-то выдался очень неудачный год. Несмотря на труды, источники воды пересыхали один за другим. Небо было безоблачным и дышало нестерпимым жаром. Молитвы идолам о дожде оставались безответными. Тогда-то адиты взмолились о чуде Аллаху, над которым насмехались прежде. Аллах послал им не одну, а сразу три тучи, на выбор. Разумеется, адиты выбрали ту, что побольше и черней. Уж из неё-то, думали они, точно прольётся обильный дождь. Увы, выбранная ими туча принесла страшную песчаную бурю. Город был полностью поглощён песком. А местность вокруг него навсегда стала пустыней.
Самудяне и другие
На этом месте история адитов должна была бы закончиться. Но это не так. Ирам был одним из городов адитов, но отнюдь не все адиты жили там. Выжившие после потери столицы стали известны как самудяне, поскольку их прародителем считается адит Самуд. Место их расселения называется в Коране Хиджр, к северу от Медины, или Хиджаз на западе Аравии. Самудяне упоминаются не только в Коране, но и в надписях ассирийского царя Саргона Второго, жившего в VIII веке до нашей эры. Самудяне упоминаются среди других народов, которые в 715 году до нашей эры завоевал ассирийский царь. Они тоже были прекрасными строителями и высекали в скалах целые города. Поэтому специалисты соотносят коранических самудян с племенами набатеев, построивших такие жемчужины скальной архитектуры, как Петра. Правда, Набатейское царство возникло гораздо позже «времени самудян» — в III веке до н.э.
Согласно Корану, самудяне тоже не желали уверовать в Аллаха и смирить свою гордыню. И Аллах снова послал к упрямцам своего пророка.
На северо-западе Саудовской Аравии находятся многочисленные пещерные захоронения и постройки набатеев, которые могли послужить реальной основой для коранических описаний самудян на этот раз — Салиха. Тот стал предрекать гибель их процветающего царства, на что самудяне только смеялись и требовали совершить чудеса, если бог Салиха такой могучий. Салих заставил скалы раздвинуться, и из щели вышла прекрасная молочная верблюдица. Но так как лето выдалось засушливое, пророк потребовал, чтобы люди брали воду из источника не каждый день, а через день — верблюдице, которая так им понравилось, тоже нужно было пить. Самудяне только посмеялись. В конце концов им надоело поить верблюдицу, они её убили и съели. Разумеется, последовал гнев Аллаха — города самудян были уничтожены сильнейшим землетрясением.
Но и на этом история не закончилась. Некоторые самудяне выжили и переселились в Мекку, Хадрамаут или Сирию. И хотя адиты и самудяне входят в число так называемых потерянных арабов, их кровь смешалась с кровью других арабских племён. Хадрамиты тоже считаются предками арабов. С адитами и самудянами их роднила не только преемственность по крови, но особая черта, отмеченная античными авторами, — греки считали хадрэми-тов самым богатым народом на земле. Но будущее было за кочевыми арабами. К VII веку их племена так усилились, что смогли захватить практически всю Аравию. У них появился свой пророк, которому наконец-то поверили, — Мухаммед, отец ислама.
Потерянные города
Но вот с археологией «потерянных арабов» всё оказалось не так-то просто. Если города легендарных самудян можно было как-то соотнести с городами набатеев, то есть признать, что описание этих городов навеяно было постройками другого народа, а столица хадрамитов Сабвах была раскопана в 1975 году, то с городами адитов дело обстояло намного хуже.
И только в 1992 году в Аравии Николасом Клаппом был обнаружен древний город, который он идентифицировал как тот самый Ирам или Убарадитов. В своих исследованиях группа Клаппа ориентировалась на малоизвестный труд археолога Бертрама Томаса, заметки Лоуренса Аравийского и карту Птолемея, где Ирам отмечен как Omanum Emporium. Клапп в этом районе раскопал большую восьмиугольную крепость, построенную на караванном пути из Дофара к Средиземному морю, и, разумеется, тут же назвал находку Убаром. Однако другие археологи отказались считать руины столицей адитов.
Сооружение, раскопанное Клаппом, никак не тянуло на «дворец», оно, по их мнению, могло использоваться одной или несколькими семьями в качестве средневекового караван-сарая. Самое занятное, что в научной среде сооружение было хорошо известно и до экспедиции Клаппа, как типичное средневековое укрепление. Так что блистательный Ирам с радужными башнями все ещё не найден. Что же касается Убара, то в 2009 году учёные пришли к окончательному выводу, что это вовсе не город, а местность вокруг Ирама.
Журнал: Загадки истории №40, октябрь 2019 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Николай Котомкин
Кто такие адиты, и что с ними стало?
«Нет, вы уже выбрали себе не черную тучу, а красную. Теперь вы достойны только ее. Никто из вашего племени в живых не останется»
Пророк Нух (а.с.) оставил своим преемником сына по имени Сам и велел остальным потомкам слушаться его. Также он помолился Аллаху, чтобы из рода Сама вышли пророки, праведники и правители.
Жители Йемена, Шама, Ирака, Азербайджана и Междуречья - все они потомки Сама. Его мать звали Амурой. Их потомки разговаривали на девятнадцати языках. Пророк Нух (а.с.) оставил завет беречь луч света Господина Пророков (с.г.в.). Сам захотел жениться на одной целомудренной женщине, которой не было равных в красоте и праведности. Они поженились, и у них родился сын, которому дали имя Арфахшанд. Сам прожил пятьсот лет и перед смертью передал свет пророчества своему сыну. Арфахшанд женился на целомудренной женщине по имени Мерджана, и у них родился сын. Так появился на свет будущий пророк Худ (а.с.).
Когда Худ (а.с.) появился на свет, со всех сторон слышались голоса: «У тебя на лбу луч света Мухаммада (с.г.в.)». Ему было суждено разбить идолов, бороться с неверующими, погасить огонь неверия. Аллах направил его к племени адитов. Люди этого племени были высокорослыми, могучего телосложения и очень сильными. Рост этих исполинов достигал шестидесяти метров. Стоило им сильно топнуть ногой, как нога уходила до колен в землю. Ад был внуком Сама, а его детей и внуков прозвали адитами.
Они поклонялись идолам, и Аллах отправил к ним пророка Худа (а.с.), чтобы призвать их к истинной вере. В течение пятидесяти лет он призывал их к иману, но они не уверовали. Среди них было очень мало верующих, однако и они скрывали свою веру от страха перед неверующими. Неверующие задумали убить пророка Худа (а.с.). Один из уверовавших сообщил ему об этом.
Пророк Худ (а.с.) прочел молитву с просьбой Аллаху сохранить жизнь и здоровье верующих и погубить тех, кто не уверовал. Его молитва исполнилась. Семь лет на земле не было дождей. Все водоемы высохли. Не осталось садов и огородов. Продуктов стало не хватать. Пророку Худу (а.с.) было жаль терпящих голод и лишения соплеменников, и он призывал их поскорее уверовать, чтобы прекратились их беды. Однако они отказывались ему верить и говорили, что не отрекутся от своих идолов.
Адиты не знали, как им спастись от этой засухи. Они отправили несколько человек в Святую Мекку, чтобы они там помолились с просьбой о ниспослании дождя. В те времена истинные верующие и многобожники посещали Каабу и там молились о своих нуждах, просили удачи в важных делах. Тогда рядом с Каабой находилась красная горная вершина. Вокруг этой вершины проживало племя амаликитян.
Среди прибывших адитов был один мумин, скрывавший свою веру. Они остановились погостить в доме некоего Хайсамы. Узнав о том, что они пришли по важному делу, Хайсама дал им в услужение одного слугу. Они тут ели и пили, наслаждались домашним уютом и совсем забыли, зачем сюда пришли. После них прибыли еще семьдесят человек с целью совершить молитву в Каабе. От сытой и спокойной жизни эти тоже позабыли о царствующем в их племени голоде.
Хозяин дома Хайсама видел состояние этих людей, но поскольку они были у него в гостях, ничего им не говорил. В конце концов, он написал одно стихотворение и велел слуге прочесть его перед гостями. В стихах содержался намек на то, с какой целью они сюда прибыли, а также говорилось, что их племя страдает от голода. Услышав стихи, они опомнились. Тотчас отправились к Каабе и стали молиться: «Аллах наш! Мы не просим исцеления от наших недугов. Мы также не просим оплатить наши долги. Наш народ страдает от засухи, ниспошли нам дожди!» В тот же миг в небе над ними показались три тучи: белая, черная и красная. Из-за туч послышался глас:
«О, племя адитов! Выберите одну из этих туч. Они заговорили между собой: «В черной туче наверно много воды. Давайте ее выберем». Но тут же услышали голос:
«Нет, вы уже выбрали себе не черную тучу, а красную. Теперь вы достойны только ее. Никто из вашего племени в живых не останется».
По воле Аллаха, красная туча направилась в ту сторону, где жило племя адитов. Даже наблюдая за этим, они ничего не поняли, и радостно говорили друг другу: «Красная туча принесет нам обильный дождь, она уже направилась в сторону нашего племени». Послышался глас из мира сокровенного:
«К вашему племени направляется не туча, а знойный вихорь, который прольется огненным дождем. Вы заслужили такое наказание, и оно вас нашло».
Вахб бин Мунаббих (да будет милостив к нему Аллах) говорит, что пламенный ветер располагается в четвертом слое земли, и только семьдесят тысяч ангелов в силах держать его в заточении. Когда пришло повеление от Всевышнего по поводу этого ветра, ангелы спросили: «Йа Рабби! Сколько ветра нам стоит отправить?» Всевышний сказал:
«С коровью ноздрю». Ангелы взмолились: «Господь наш! Если мы столько ветра отправим, на земле ничего не останется. Горы, камни сгорят, все исчезнет». Аллах сжалился и сказал:
«Отправьте ветра поменьше». Огненный ветер сорвался со своего места. Он дул беспрерывно семь дней и восемь ночей. Таково было наказание Аллаха.
Приближающийся вихорь первой заметила одна женщина. Она вскрикнула и упала, потеряв сознание. Когда она очнулась, всем сообщила: «Я видела вихорь, внутри которого надвигаются огни. Их направляют в нашу сторону некто такие, каких я раньше не видела». Пророк Худ (а.с.) увидел на небе красные тучи и понял, что приближается наказание. Он собрал вокруг себя уверовавших. Всевышний велел:
«Возьми тех, кто последовал за тобой, и покиньте эти места». Пророк Худ (а.с.) и верующие удалились в пустынное место. Всего их было четыре тысячи человек. Худ (а.с.) начертил на земле большой круг и сказал, чтобы никто не переступал эту черту. Так они спаслись от огненного вихря. В одном риваяте сказано, что они отправились на остров. Ветер мучений, принесший кяфирам огонь, до них доносил лишь запах мускуса и благовоний. Оставшиеся в городе адиты собрали вещи и стали в спешке покидать город. Всевышний отправил змей и скорпионов, чтобы отрезать им путь. Змей и скорпионов было так много, что никто не смог перескочить через них. Тогда все решили подняться на холм. Держась за руки, они встали в круг, в середине которого были женщины и дети.
Стоя в кругу, они говорили себе: «Что может сделать с нами ветер пророка Худа?» Огненный вихорь хватал женщин и детей, поднимал их высоко вверх, ударял друг об друга и сбрасывал на землю. Да так сильно, что люди разлетались на куски. Потом снова поднимал и опять бросал вниз. Видя такой ужас, люди побежали обратно в город и попрятались по домам. Под натиском ветра дома начали рушиться. Многие погибали, оставаясь под завалами. Некоторых ветер выхватывал из домов и кидал их вверх, а затем силой ударял ими об землю. Знойный ветер отдирал кожу с людей, раздирая их на куски.
Из книги "История Пророков"
Но это еще не все об адитах. В следующей будет предоставлена другая статья (другой взгляд) на эту тему.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1