»
(Полный текст и видео тут: http://mozganet.ru/2014/usability/ )
Что такое Юзабилити? Это транскрипция английского слова usability, которое обозначает применимость, практичность, удобство и простоту использования чего-либо. В свою очередь, само слово usability произошло от стыковки двух английских слов:
use (переводится как: использование, применение)
ability (переводится как: способность, возможность)
«Юзабилити» как термин, широко используется во всех языках благодаря своей краткости и обычно является характеристикой различных интерфейсов. Так, например, хороший или высокий юзабилити интерфейса означает, что он удобен и интуитивно понятен, соответственно им легко пользоваться без всякой специальной подготовки. Синонимом понятия «юзабилити» является понятие «логичность» и наоборот — плохой или низкий юзабилити можно заменить расхожей русской фразой «тут без пол-литра хрен разберешься!»
На самом деле «юзабилити» это очень важная характеристика любой вещи или предмета и является залогом неимоверного успеха либо краха для производителя данной вещи или предмета. Самым ярким примером подобного успеха является компания Apple, которая, создав свой первый iPhone, произвела фурор на рынке сотовых телефонов. А знаете почему? Благодаря своей операционной системе iOS, на которой работал этот телефон. Это был революционный по удобству использования телефон! Непревзойденное на тот момент ЮЗАБИЛИТИ! Гениальные решения, наподобие увеличения изображения путем растягивания его двумя пальцами в разные стороны или перелистывания путем проведения пальцем по экрану, буд-то вы действительно перелистываете книгу. Позже появилась и стала развиваться альтернативная операционная систама Android, которая, по сути, копирует принципы интерфейса iOS. Сегодня все эти махания пальцами по экрану стали нормой, а до появления iOS было всё намного хуже. Многие функции выполнялись не в одно касание к экрану, а путем долгого ползания по меню, как в WindowsMobile и последовательного нажимания на кучу пунктов меню и кнопок.
Однако хочу заметить, что и операционная система Windows тоже произвела фурор в своё время – в те далекие годы, когда появилась Windows 3.11 Именно появление этой операционной системы сделало компанию Microsorft такой известной. А знаете ли Вы, как в этой компании добиваются улучшения юзабилити своих сложных интерфейсов? Например, выпустили новую версию MS Word или Excell и стоит задача сделать интерфейс управления программой интуитивно понятным. С этой целью набирают группу людей разных профессий и возрастов в качестве «тестеров». Затем каждому из них по очереди дают какое либо задание, которое нужно выполнить в этой программе, например, напечатать в MS Word определенный текст и отформатировать его определенным образом. Для выполнения задания человека сажают в абсолютно пустую комнату белого цвета, где есть только стул, стол и компьютер и больше ничего не будет отвлекать его внимание. А дальше, за всеми его действиями скрытно наблюдает куча видео камер, которые следят даже за тем куда и в какой момент смотрят его глаза. После проведения теста данные анализируют и вносят корректировки в интерфейс. Смотрят, в какой момент у тестера возникали затруднения, в какое место экрана он смотрел в поисках нужной кнопки, где водил указателем «мышки»…
Логика в России вообще непопулярна!
Ну вот, получилось длинное лирическое отступление о том, как это происходит у нормальных людей в нормальных компаниях, а теперь я Вам расскажу о том, как это происходит в Российских компаниях. По моим наблюдениям, хуже всего дела обстоят в государственных и полугосударственных крупных компаниях, куда на «модернизацию» выделяют кучи денег. Именно в таких компаниях всё делается как в русской пословице: «Сила есть – ума не надо!», — с той лишь разницей, что речь тут не о силе, а о количестве денег.
На днях дела занесли в Санкт-Петербург на ул. Смольную, дом 3 в котором находятся и УФАС России по Ленинградской области и местные депутаты и куча всяких комитетов. В общем — серьёзное такое государственное заведение. И вот, с самого входа тебя встречает АНТИюзабилити в размещении табличек на дверях. В недра здания не пропускают без пропуска, а место нахождения «Бюро пропусков» вы узнаете только тогда, когда дойдете до охранника и он развернет вас назад. Смотрите фото ниже.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Леха, а можешь ты мне это же копипэйстнуть в комментарии под статьёй тут http://mozganet.ru/2014/usability/
Ты бы мог залогиниться под одноклассниковским эккаунтом, тогда после первого одобренного комментария, все последующие публикуются автоматом сразу )