400-1532 год – существовало королевство Кито, оно было образовано китусами, пурухами и каньяри, которые к тому времени населяли андские районы современного Эквадора. Их главное поселение находилось в том районе, где они позже построили город Кито, а его жителей называют Китус. Квиты были относительно пассивны, и хотя они образовали небольшое царство, они были подавлены ширисами (культура кара). Эти древние коренные жители захватили Королевство Кито. Шайри господствовали более
700 лет, прежде чем на них вторгся инка Тупак Юпанки. Культура каньяри процветала с 400 по 1532 год нашей эры, и народ каньяри до сих пор живет в Эквадоре. Несмотря на то, что существовали такие культуры, как Каранки, каньяри и Киту, историки Хасинто Хихон-и-Кааманьо и Альфредо Пареха Диецкансеко оспаривали существование такого Королевства и указывали, что его существование сомнительно, потому что нет никаких доказательств, таких как руины или керамика. Существование Китуса не доказывает оспариваемого Королевства Кито, только дает доверие и частично поддерживает его существование.
400-800 год - Культура Мочика существовала на севере Перу в прибрежной полосе протяженностью 300 км. Индейцы, говорившие на языке мочика или моче, населяли 11 прибрежных долин. Моче создали разветвленную сеть оросительных каналов и акведуков. Орошенные земли удобряли гуано и два раза в год снимали урожаи кукурузы, картофеля, тыквы и помидор. Моче были также искусными рыболовами.
Мочика построили пирамиды, крупнейшие в Перу. Боги жаждали крови и человеческих жертвоприношений. Но жизнь побеждала смерть. Замечательны ювелирные изделия мочика; еще лучше керамика.
5 век - Багамы были заселены лукаянами из племени араваков. Они переселились на архипелаг с Больших Антильских островов, предположительно с Эспаньолы или Кубы.
К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд, а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.
К 500 году появились новые культуры - уари (вари) (Перу), йотоко, кимбайя (Колумбия), чачапойя (Перу), кокле (Колумбия).
В 1-м тыс. н. э. на тер¬ри¬то¬рии гор¬ной, ка¬риб¬ской и при¬ти¬хо¬оке¬ан¬ской Колумбии про-ис¬хо¬ди¬ло ста¬нов¬ле¬ние стра¬ти¬фи¬ци¬ро¬ван¬ных об¬ществ (во¬ж¬деств), ос¬но¬ван¬ных на вы¬ра¬щи-ва¬нии ку¬ку¬ру¬зы и клуб¬не¬пло¬дов: куль¬ту¬ры Йо¬то¬ко, Сан-Агустин, Тьер¬ра¬ден¬тро, Ким-байя. В вер¬ховь¬ях Ма¬гда¬ле¬ны с куль¬ту¬рой Сан-Агу¬стин свя¬за¬ны мо¬ну¬мен¬таль¬ные ка¬мен-ные из¬вая¬ния, ук¬ра¬шав¬шие скле¬пы с ка¬мен¬ны¬ми сар¬ко¬фа¬га¬ми.
В сер 1 тыс.н.э. в северной Колумбии существовали постоянные поселения, в том числе и численностью свыше 1000 человек, стали появляться первые протогосударства. Изначально территории чибча населяли примитивные племена араваков. Но к V веку н. э. они были вытеснены предками чибча, переселившимися туда из Центральной Америки.
550-900 гг - наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте 12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.
С 6 в. здесь рез¬ко уве¬ли¬чи¬ва¬ет¬ся плот¬ность на¬се¬ле¬ния, по¬яв¬ля¬ют¬ся круп¬ные, в т. ч. ук¬ре-п¬лён¬ные, по¬се¬ле¬ния с по¬строй¬ка¬ми на плат¬фор¬мах, до¬ро¬ги на на¬сы¬пях, оро¬сит. сис¬те¬мы. На край¬нем се¬ве¬ро-за¬па¬де Венесуэлы вы¬де¬ля¬ет¬ся тра¬ди¬ция «ор¬нои¬де», при¬мер¬но син-хрон¬ная «осои¬де». Куль¬ту¬ры пре¬дис¬пан¬ско¬го вре¬ме¬ни в го¬рах Кор¬диль¬е¬ра-де-лос-Ан¬дес (шта¬ты Ме¬ри¬да, Та¬чи¬ра, Тру¬хи¬льо, Ла¬ра) близ¬ки се¬ве¬ро¬ко¬лум¬бий¬ским. В разл. рай¬онах В. из¬вест¬ны пет¬ро¬гли¬фы (ха¬рак¬тер¬ны ан¬тро¬по¬морф¬ные фи¬гу¬ры с ру¬ка¬ми и но¬га¬ми в ви¬де спи¬ра¬лей). Ко вре¬ме¬ни исп. за¬вое¬ва¬ния ме¬ст¬ные ин¬дей¬ские об¬ще¬ст¬ва от¬но¬си¬лись к чис¬лу наи¬бо¬лее раз¬ви¬тых в Ка¬риб¬ском ре¬гио¬не.
В 6 веке Теотиуакан пришёл в запустение, власть в центральной Мексике переместилась в такие города-государства, как Чолула и Шочикалько, которые вероятно уже были образованы народами науа. В одном из исследований было высказано предположение, что науа первоначально населяли регион Бахио, располагающийся ныне в мексиканском штате Гуанахуато. Пик численности населения пришёлся на VI век, после чего популяция быстро пошла на спад из-за длительного засушливого периода. Данный период совпал со вторжением нового населения в долину Мехико. Предположительно именно в это время произошёл приток носителей науатля в центральную Америку. Эти люди, осваивая новые земли, вытесняли носителей ото-мангских языков и быстро распространяли своё политическое влияние на юг. Бывшие кочевые народы и охотники-собиратели стали быстро перенимать мезоамериканскую культуру, их обычаи и религию, таким образом создав фундамент для развития ацтекской культуры.
До 600 года остров Гаити (Эспаньола) был заселён, как и другие карибские острова, индейцами-аравакими, переселившимися с материка. Первые жители острова приплыли из дельты реки Ориноко.
Около 600 года на остров Гаити пришла волна индейцев таино, подчинивших местное население. Они не умели обрабатывать металл и были разделены на рода, управляемые касиками.
К 600 году на севере Колумбии появился новый народ – кокле. На территории Мексики появились новые народы – тотонаки и миштеки. На востоке Кубы поселились сибонеи.
600-1534 год – культура Мантеньо были последней из доколумбовых культур в прибрежном регионе. Они были первыми свидетелями прибытия испанских кораблей, плавающих в Тихом океане. Согласно археологическим свидетельствам и испанским хроникам, эта цивилизация простиралась от Бия-де-Каракес до Серро-де-Ходжаса на юге. Они были превосходными ткачами, производили текстиль, изделия из золотых, серебряных раковин и перламутра. Мантеньо овладели морями и проложили обширные торговые пути вплоть до современного Чили на юг и западной Мексики на север. Центр культуры находился в районе Манта, названном в их честь. Уанкавильки составляют самую важную доколумбовую культуру Гуаяса после Лас-Вегаса. Эти воины славились своей внешностью. Культура Уанкавильки повествует о легенде о Гуаясе и Квилесе, в честь которых был назван город Гуаякиль.
600-900 год – существовала культура Агуада на территории аргентинской провинции Катамарка и Ла-Риоха. Культура находилась под влиянием северо-западной Аргентины и северного района Чили. Культура Агуада считается главным событием доколумбового искусства в регионе. Широко известна медными пластинами и полихромной керамикой с изображениями птиц, человеческих существ и голов-трофеев
Около 600 года полинезийские народы заселили остров Пасхи, период расцвета которых наступил через последующие 400 лет и которыми были созданы знаменитые моаи. Это мнение многих историков. Но по мнению историков-альтернативщиков остров Пасхи был частью легендарного материка Лемурия и материка Му (восточной оконечностью) и был населен древними людьми еще миллионы лет назад (когда Южной Америки еще не было).
До 7 века - миштеки были носителями высокоразвитой доколумбовой культуры в южной Мексике. Истоки их культуры прослеживаются по письменным источникам. Расцвета своей культуры миштеки достигли в X веке. Были известны своими частыми войнами против сапотеков. Одним из наиболее могущественных городов-государств Миштеки был Тилантонго (располагался на территории современного штата Оахака).
С 7 в. в гор¬ных рай¬онах Колумбии фор¬ми¬ро¬ва¬лась цивилизация муисков.
К 650 году – на территории Флориды появились новые культуры – Сент-Джонс (джонсы), Манасота (манасота), Калузахатчи (калузахи), Алачуа (алачуа), Сувонни-Вэлли (сувони).
Между 7 и 11 веками остров Пуэрто-Рико стали заселять представители аравакских племен, основавшие культуру тиаино, и примерно к 1000 году нашей эры эта культура стала доминировать на острове, вплоть до прибытия Колумба в 1493 году.
700-900 год – существовала культура Сунчитуйок. Возможно, она является продолжением культуры Лас-Мерседес, на центральной равнине аргентинской провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Занималась охотой, собирательством, рыбной ловлей и сельским хозяйством. Изготавливала керамические урны. Во время верхнего формационного периода керамика имела красноватый и желтоватый оттенок, была очень тщательно отшлифованной практически до блеска. Рисунки изображали птиц с человеческим обликом, кондоров, орлов, попугаев с острым клювом и гадюк.
8-10 веке - сев.-зап. по¬бе¬ре¬жье Ти¬ти¬ка¬ки во¬шло в со¬став гос-ва Тиаунако.
В 8–9 вв. н. э. на Бра¬зиль¬ском на¬го¬рье по¬яв¬ля¬ет¬ся куль¬ту¬ра ара¬ту́ (пред¬ки ин¬дей¬цев же), хо¬зяй¬ст¬во ко¬то¬рой ос¬но¬ва¬но на вы¬ра¬щи¬ва¬нии горь¬ко¬го ма¬нио¬ка. Ха¬рак¬тер¬ны боль¬шие, круг¬лые в пла¬не, по¬се¬ле¬ния, Т-об¬раз¬ные то¬по¬ры. Род¬ствен¬ную им куль¬ту¬ру у́ру в Ма¬ту-Гро¬су, ви¬ди¬мо, ос¬та¬ви¬ли пред¬ки бороро. Ис¬то¬ки их ке¬ра¬мической тра¬ди¬ции – т. н. ке¬ра-ми¬ка ми¬на (рай¬он современного шта¬та Па¬ра; 3-е – середина 2-го тыс. до н. э.) или сход-ных куль¬тур.
Ок.8 века в бассейне озера Титикака сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо. По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога.
С 8-9 века - тотонаки живут на севере штата Пуэбла и в прилегающих районах штата Веракрус.
В 8 в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику, в 9 веке создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Толлане (Толлан; современная Тула. Другие названия Тлиллан-Тлапаллан, Толула, Чолупа, Чолула-Коа). Тольтеки, как и ацтеки, говорили на одном из языков группы науа. Как их предшественники, майя, они строили величественные храмы на вершинах гор и имели высокий уровень цивилизации.
К 750 году – в долине реки Миссисипи возникло три новые культуры – Миссисипская (мисисипцы), Коулз-Крик (крики), Плакеминская (плакемины).
В кон.8 -го века здесь (Фран.Гвиана) поселились мигрировавшие с востока племена калина (галибы) и уаяна, которые говорили на карибских языках. Эти народы совместно или последовательно заселяли территорию Французской Гвианы и штата Амапа в Бразилии вплоть до открытия континента европейцами.
Примерно в 800 году, на остров Барбадос приплыли индейцы из племени аравак, также с территории Южной Америки.
К 800 году в центре Мексики поселились (с севера) тольтеки.
Ок. 800 года (Перу) по¬яв¬ля¬ют¬ся мо¬ну¬мен¬таль¬ные ар¬хи¬тек¬ту¬ра и скульп¬ту¬ра в бу¬ду¬щем ареа¬ле куль¬ту¬ры ча¬ча¬пойя. Рас¬се¬ле¬ние здесь кечуа от¬но¬сят к кон. 1-го тыс.
Примерно в 800-1400 годах на острове Маражо существовала земледельческая культура Маражоара. В начале колонизации Бразилии Португалией на её настоящей территории коренное население составляло 7 млн человек, которые в основном вели полукочевой образ жизни. Они жили за счет охоты, рыболовства, занимались сельским хозяйством.
К 800 году в Южной Америке сформировались новые культуры (народы) – агуада (Аргентина), мантеньо (Эквадор), муиски (Колумбия), сунчитуйок (Аргентина), сикан (Перу), арату, уру (Бразилия), лас-аннимас (Чили), маражоара (Бразилия).
К 9 веку у чибча (Колумбия) довольно широко начинает развиваться металлургия.
В кон.9 века нашей эры индейцы племени кара вторглись с побережья в материковую часть Эквадора и образовали государство Киту.
до 900 года - небольшой поселок Уари постепенно превращался в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода через подземную водопроводную систему. Ткачество было одним из самых распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г. н.э., но он оставил после себя важное наследие - концепцию централизованного государства и рекомендации для его создания.
900 год - начав наступление от центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу, племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000 жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в котором умелые ремесленники пользовались особым уважением. Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний. Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами, создавали ткани поразительной красоты. И вот им пришлось вступить в борьбу за власть со своими соперниками инками.
Ок. 900 года на майяских землях (Мексика), как предполагается, случилась катастрофа, причины которой до сих пор не ясны. Хорошо известно лишь, что города майя были по какой-то причине покинуты населением, священные памятники частью сожжены, частью низвергнуты с пьедесталов, при этом следов иноземного завоевания обнаружено не было. «Тайна покинутых городов» в современной науке чаще всего объясняется эрозией почвы как результата хищнической эксплуатации. Наступивший затем голод вынудил население покинуть эти территории. Государству майя был нанесён такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться.
После 9 века, в постклассический период, все крупнейшие города-государства были почти наверняка заселены народами науа. Среди них были такие города, как Тула, Тенайука, Колуакан и Куэрнавака.
В этноисторических источниках колониального периода сами мешика (самоназвание ацтеков) подробно описывают своё прибытие в долину Мехико. Этноним ацтеков переводится, как люди из ацтлана - мифического северного региона. Следовательно, термин «ацтеки» применяется ко всем тем народам, утверждающим о своём происхождении из этого мифического места. Хроники описывают то, как разные народы, среди которых мешика, тлашкальтеки, тапанеки и акольуа, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико. Легенда гласит, что предки мешика пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков.
Когда мешика прибыли в долину Мехико, регион населяло множество городов-государств. Самыми могущественными из них были Колуакан на юге и Аскапоцалько на западе. Мешика попытались заселиться в регионе Чапультепек, однако были изгнаны оттуда тепанеками.
С 900 года – начало постклассической эпохи в истории Мексики называется период времени вплоть до испанского завоевания. Это время ознаменовалось для Центральной Америки началом эры металлов, первым из которых, как и в Старом Свете, стала медь. Археологические находки того времени являют собой кованые и литые изделия, полученные методом литья по выплавляемым моделям. Из меди, а позднее из иных металлов (включая золото) изготовлялись украшения, орудия труда, оружие. В это же время война, вспыхивавшая ранее лишь эпизодически, становилась едва ли не основным занятием поздних цивилизаций, её предназначением служили как территориальная экспансия, так и захват пленников, необходимых для кровавых жертвоприношений, в это же время получивших невиданное прежде распространение.
Постклассическая эпоха началась со вторжения северных варваров, в индейских манускриптах называвшихся чичимеками, то есть «собачьими детьми». В доколумбовой Америке это имя не считалось зазорным, более того, множество поздних правителей считало для себя почётным чичимеское происхождение.
900-1150 годы н. э. - около 1050 года Чако-Каньон (на территории современного штата Нью-Мексико) представлял собой крупный региональный центр с населением 1500-5000 человек. Он был окружён протогородами со стандартной планировкой, или «Большими домами», на постройку которых было изведено около 200 тысяч деревьев. Дороги шириной 9 метров, обрамлённые по краям бордюрами, расходились от Чако в различных направлениях. Небольшие блоки наземных каменных сооружений вместе с кивой образовывали типичное поселение-комплекс, позднее получившее известность как пуэбло.
В 10-11 вв. в Гватемалу из Табаско пришли тольтеки, к которым относились и племена киче, и завоевали центральное нагорье со столицей Кумарках (Утатлан).
С 10 по 13 век майя-тольтекской столицей была Чичен-ица. Она известна несколькими архитектурными сооружениями: храмом Кукулькан, башней Караколь, самым крупным в Месоамерике стадионом для игры в мяч, храмом воинов, стеной черепов и священным колодцем.
10-11 век - этногонические легенды возводят киче к тольтекам: они пришли в Гватемалу из Табаско и завоевали центральное нагорье со столицей Кумарках (Утатлан).
В 982 году Эрик отплыл на запад вместе с семьёй, слугами и скотом, но плавучий лёд помешал ему высадиться на берег; он был вынужден обогнуть южную оконечность острова и высадился вблизи Юлианехоб (Какорток). На протяжении трёх лет своего изгнания Эрик не встретил на острове ни одного человека, хотя во время своих путешествий вдоль побережья он доходил до острова Диско, далеко на северо-запад от южной оконечности Гренландии. По окончании срока своего изгнания Эрик Рыжий в 986 году вернулся в Исландию и начал поощрять местных викингов к переселению на новые земли. Он назвал остров Гренландией, которая дословно значит «Зеленая земля». Вокруг уместности этого названия до сих пор продолжаются споры; кое-кто считает, что в те времена климат в этих местах был мягкий, и прибрежные районы юго-запада острова действительно были покрыты густой травянистой растительностью; другие считают, что такое название было выбрано с единственной целью - привлечь к острову больше поселенцев.
К 1000 году тольтеки поселились на территории государств майя. К этому времени племена мешика (ацтеков) поселились в местности около современного Мехико.
Ок.1000 года - караибы последовали за таи́но на Антильские острова, где они вытеснили и ассимилировали игнери, аравакский этнос Малых Антильских островов.
В 11 веке возник триумвират городов-государств северного Юкатана: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан – Майяпанская лига.
Конец 1 тыс. н. э. стал периодом упадка культуры майя, наиболее вероятной причиной которого считается вторжение племён пипилей и тольтеков из Центральной Мексики. Многие города были оставлены, но на полуострове Юкотан возникла смешанная майя-тольтекская культура.
С 10 в. на се¬ве¬ре Колумбии сформировалась цивилизация Тайрона. У на¬ро¬дов, жив¬ших на вост. скло¬нах Анд, в до¬ли¬нах рек Кау¬ка и Ма¬гда¬ле¬на и на юге гор¬ной К., над¬об¬щин-ный уро¬вень ор¬га¬ни¬за¬ции от¬сут¬ст¬во¬вал.
10-15 век - распространению языка кечуа по империи инков содействовало то, что его использовала в своих торговых операциях культура Чинча, создавшая обширную торговую сеть на территории будущей Империи Инков. Пришедшие с юго-востока инки, сами говорившие на другом языке капак сими (возможно, близком к языку пукина, либо уру-чипайя), быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты изучения кечуа и сделали его государственным языком своей империи. Благодаря этому язык кечуа легко вытеснил местные языки даже в тех местностях (например, в современном Эквадоре), где власть инков продолжалась считанные десятилетия.
С 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования.
Кон.1 тыс.н.э. – построен город Кито и являлся столицей индейского государства Киту, которое около 980 года покорил народ кара.
В кон. 1-го тыс. н. э. индейцы племени кара, жившие на побережье, вторглись в горные районы и, покорив местное население - индейцев племени киту и другие племена (частично истребив их, частично ассимилировав), создали государство, которое в латиноамериканской литературе именуют «царством Киту». Постепенно оно превратилось в государство, близкое по типу к восточной деспотии.
Кон.1-го тыс.н.э. - с древ¬ней¬ших вре¬мён на тер¬ри¬то¬рии Эквадора про¬жи¬ва¬ло боль¬шое ко¬ли¬чест¬во ин¬дей¬ских пле¬мён, го¬во¬рив¬ших на разл. язы¬ках и на¬ре¬чи¬ях, в т. ч. пле¬ме¬на ка-рас (ка¬ран¬кис), пу¬руа¬ес, ки¬тус, паль¬тос, кань¬я¬рис и др. Ка¬рас, ук¬ре¬пив своё влия¬ние и по-бе¬див ки¬тус, в кон. 1-го тыс. н. э. ос¬но¬ва¬ли т. н. Цар¬ст¬во Ки¬то.
С кон. 1-го тыс. Кос¬та бы¬ла раз¬дроб¬ле¬на на по¬ли¬тич. об¬ра¬зо¬ва¬ния, со¬от¬но¬си¬мые с куль-ту¬ра¬ми Сиким, Чиму (на её ос¬но¬ве сло¬жи¬лась им¬пе¬рия Чи¬мор, во 2-й пол. 14 – сер. 15 вв. объ¬е¬ди¬нив¬шая се¬вер Кос¬ты), Кас¬ма-То¬ма¬вал (8–15 вв.; до¬ли¬ны Уар¬мей, Кас¬ма, Ви¬ру), Чан¬кай (1-я пол. 1-го тыс.; центр Кос¬ты), Ич¬сма, Чинча и Ика.
На руб. 1-го и 2-го тыс. на части территории Аргентины распространяется культура Диагита (характерна керамика с чёрным стилизованным орнаментом на красном и жёлтом фоне), что связывают с появлением нового населения, строившего наряду с открытыми поселениями каменные укрепления, города (Тастиль).
Около 1000 г. н.э. в Андах устанавливается общественно-политический строй, напоминающий западный феодализм. На севере возникает королевство Чиму, самое могущественное в этот период; оно подчиняет себе множество долин, в каждой из которых сооружается свой собственный городской центр. Столица королевства Чан-Чан (возле Трухильо) являет собой примечательный памятник городской планировки: город, где проживало более пятидесяти тысяч жителей, был разделен на десять прямоугольных кварталов, и в каждом из них были свои дома, резервуары для воды и храмы-пирамиды.
1000-1450 год – существовала культура Белен на территории департаментов Белен и Тиногаста в аргентинской провинции Катамарка в дельте реки, в долинах Абаукан и Уальфин, где находился её центр, а также в районе Пипанако. От других культур керамико-сельскохозяйственного периода отличались изготовлением керамических фигур змей, страусов, жаб с сетчатым телом и крестом.
С 1000 года – существовала культура Санагаста, возникла на территории Аргентины. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан. Наряду с культурами Белен и Санта-Мария относится к доисторическому периоду Аргентины. Территория культуры Санагаста примерно совпадает с территорией проживания исторических народов диагита и капаянов, исчезнувших после прихода испанцев.
С 1000 года археологи говорят о начале нео-индского периода, который заканчивается с периодом европейских колонизаторов. Не известно, сколько людей проживало в Венесуэле до испанского завоевания. Возможно, их было около одного миллиона человек. Их численность сильно сократилась после начала европейской колонизации, в основном за счет распространения новых болезней из Европы. Что касается сельского хозяйства, то в доколумбовую эпоху в стране существовали две основные агрокультуры: на западе выращивали кукурузу, на востоке - маниок. Значительные части равнин льянос культивировались путем сочетания подсечно-огневого и постоянного оседлого сельского хозяйства. Коренные народы Венесуэлы сталкивались с неочищенной нефтью, которая просачивалась сквозь землю на поверхность. Известная местным жителям как mene - густая, чёрная жидкость - в основном использовалась в лечебных целях, в качестве источника света, а также для смоления каноэ.
Ок.1000 года - считается, что первыми европейцами, ступившими на канадскую землю (остров Ньюфауленд) были исландские викинги. Однако они не смогли колонизовать страну, прозванную ими Винландией. Методом дендрохронологии определили, что деревянные предметы, найденные в Л Анс-о-Медоуз, были сделаны из деревьев, срубленных в 1021 году.
1000 год - на полуострове Сьюард в штате Аляска в районе мыса Эспенберг в местечке «Всплывающий кит» были обнаружены бронзовые и железные артефакты, что свидетельствует о контактах жителей Восточной Азии с Америкой (Аляской).
1000-1750 год – существовала неоэскимосская культура Туле, существовавшая на севере Канады и в Гренландии. Предки современных эскимосов. Культура Туле возникла ок. 1000 года н. э. на Аляске и распространилась оттуда на всю северную Канаду, достигнув Гренландии в 13 веке. При этом она сменила культуру Дорсет.
ок. 1003 года – Лейф Счастливый основывает скандинавскую колонию Винланд и поселение около современного поселка Л Анс-о-Медоуз на острове Ньюфаундленд, просуществовавшее ориентировочно до 1020 года. Возможное плавание викингов к берегам Новой Англии и острову Лонг-Айленд.
В нач.11 века в Гренландию начало проникать христианство. Согласно сагам, его принёс сюда Лейф Эриксон, второй сын Эрика Рыжего, который посетил Норвегию и был обращён в христианство норвежским королём Олафом I, а затем был послан обратно в Гренландию с целью распространения христианства среди местных жителей. Вернувшись в Гренландию, Лейф начал проповедовать христианство и обратил в него свою мать, которая построила первую на острове церковь в имении Эрика Рыжего Братталид.
В 11–12 вв. н. э. (Бразилия) в среднем те¬че¬нии реки Ара¬гу¬ая по¬яв¬ля¬ет¬ся куль¬ту¬ра аруа¬нá (пред¬ки ин¬дей¬цев каража). Как и у ара¬ту́, в ос¬но¬ве её хо¬зяй¬ст¬ва – вы¬ра¬щи¬ва¬ние горь¬ко¬го ма¬ни¬ока.
С 11 в. в Сьер¬ре со¬кра¬ща¬ет¬ся на¬се¬ле¬ние, при¬хо¬дят в упа¬док го¬ро¬да, го¬су¬дар¬ст¬ва, по¬се¬ле-ния пе¬ре¬ме¬ща¬ют¬ся в труд¬но¬дос¬туп¬ные и ук¬ре¬п¬лён¬ные мес¬та.
11 век – расцвет культуры Тиаунако, на берегах озера Титикака.
11-16 вв - на вост. скло¬нах Анд для 11–16 вв. вы¬де¬ля¬ет¬ся «клас¬си¬че¬ская» куль¬ту¬ра ча¬ча-пойя, ме¬ст¬ное на¬се¬ле¬ние не¬од¬но¬крат¬но вос¬ста¬ва¬ло про¬тив за¬вое¬вав¬ших их ин¬ков.
На руб. 11–12 вв. её сменяют культуры «эпохи чульп» (Мольо, Колья и др.; характерны круглые и квадратные каменные погребальные башни), относимые к индейцам аймара.
К 1100 году появились новые культуры (и народы) – кильке, чирибайя, чинча (Перу), цивилизация тайрона (Колумбия), инки (Перу), аруана (Бразилия), кечуа (Перу).
Ок. 1100 года - последняя волна аравакских мигрантов, карибы, начала переселение на острова Малой Антильской гряды, и к моменту прибытия испанцев карибы регулярно нападали на поселения таино на востоке острова.
В 12 веке в Центральной Мексике появляются ацтеки; покорив многие обитавшие там племена, они создали могущественную империю.
Сер 12 века - до испанского завоевания, чичимеки не раз переселялись в Центральную Америку и образовывали новые цивилизации, перенимая культуру мезоамериканских индейцев. Известно, что современные народы науа, в том числе и ацтеки сами мигрировали c севера. Поэтому чичимеками ацтеки также называли своих предков и согласно их летописи, миграция чичимеков-предков науа произошла в середине 12 века они стали переселяться на юг страны, а в начале 13 века появились на территории, на который до этого располагалось государство древних тольтеков. Чичимеки основали своё государство, столицей которого был Тенайука. Чичимекский правитель Кинацин, правивший в начале XIII века, перенёс столицу в город Тескоко. Вскоре после этого чичимекское государство по неизвестным причинам распалось, а сам Тескоко превратился в самостоятельный город-государство. Другие племена, входившие в конфедерацию чичимеков, также смогли создать свои города-государства - отоми в Шалтокане, акольхуа в Коатлинчане, тепанеки в Аскапоцалько.
К 1150 году в центре Мексики поселились отоми.
Во 2 пол.12 века – ацтеки пришли в долину Мехико. Они не могли конкурировать с самыми сильными городами-государствами - Аскапоцалько и Кольуаканом, поэтому с 1250 года по 1298 год ацтеки находились на службе у первого, а затем перешли под покровительство второго. Войны являлись практически повседневным занятием ацтеков, они позволяли захватывать пленных и приносить их в жертву богам. Ацтекское вооружение состояло из лука, пращи, копья, палицы и кремнёвого тесака.
1178 год - воцарившись в Майяпане, Хунак Кеель подверг Чичен-Ицу опустошению. Так власть в Майяпане перешла к майя-тольтекской династии Кокомов, правивших до 1461 года, когда правление захватили Шивы из Ушмаля. К концу XIV века Чичен-Ица, придя в упадок, обезлюдела (Мексика), а к середине XVI века город лежал в руинах.
В конце XII века на полуострове осложнилась политическая ситуация. Правители Чичен-Ицы увеличили размер дани, поступавшей от подконтрольных городов и селений. Вкупе с необходимостью делать человеческие жертвоприношения в священном колодце это вызвало негодование местных жителей. Согласно майянской книге пророчеств «Чилам-Балам» правитель Майяпана Ах Меш Кук отправил в Чичен-Ицу в качестве жертвы своего военачальника Хунак Кееля. Однако, Хунак Кеель вынырнул из колодца, объявив, что разговаривал с богами, и те назначили его правителем Майяпана.
Приблизительно с 1200 года, в Гренландию начинают прибывать представители совсем другого народа - носители культуры туле, которая возникла за 200 лет до того где-то на западе Аляски и распространилась по всему арктическому побережью Северной Америки. Тулийские эскимосы, предки современных гренландских инуитов, поселились к югу от области расселения поздне-дорсетской культуры и отсюда распространились по большим территориям западной и восточной Гренландии. Этот народ обнаружил высокую степень адаптивности и хорошо приспосабливался к местным условиям, питаясь охотой на практически любых животных, которые встречались как на суше, так и в море. Тулийцы жили преимущественно оседло, создавая большие запасы пищи, которая помогала им пережить голодные зимние месяцы. Сначала они избегали местностей в высоких широтах крайнего севера Гренландии. Природа контактов между местными культурами туле, дорсет и норвежцами остаётся неясной. В раскопках стоянок культуры дорсет предметы норвежского производства полностью отсутствуют, но существуют непрямые свидетельства контактов, так называемые «экзотичные элементы», не характерные для культуры в целом: винтовая резьба на костяных орудиях труда и резные фигурки людей с бородой. В то же время на раскопках стоянок Туле находят много предметов норвежской работы.
Нач.13 века - носители инуитской культуры туле, предки современных коренных жителей Гренландии, начали проникать на север острова в начале XIII века.
13 век - предки современных инуитов начали селиться на юге Гренландии. Эскимосы-калаалиты - единственный народ, который непрерывно населял остров Гренландию на протяжении столетий.
В 12 веке племя инков поселилось в районе Куско.
В нач.12 века - легендарный первый инка Манко Капак основал Куско. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.
С 12-13 веков формируются племенные объединения чибча (Колумбия). Государства чибча довольно часто, особенно с XV века, подвергаются нападениям со стороны соседних аравакских и особенно карибских племён.
В 1200-1572 год – существовала Цивилизация Инков. Инки производят себя от Бога Солнца, пославшего на Землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дети основали город Куско, дали людям религию и законы, обучили мужчин возделывать землю и добывать металлы, а женщин ткать и вести хозяйство. Манко Капак стал первым Инкой - властителем, а Мама Окльо - его супругой. На самом деле инки были небольшим племенем в Перуанских Андах.
Около 1200 г. в долине Моче высадились приплывшие с севера племена чиму. Пришельцы, говорившие на диалекте мочика, приняли культуру моче, но политически превзошли их. Они основали царство Чимор со столицей Чан-Чан - "Дом змей". Хорошо спланированный город с населением 60 тыс. человек был разделен на кварталы. В каждом были святилища и парки, площади, общественные здания и сады, водохранилища. Здания украшал штампованный глиняный орнамент с изображениями животных и птиц. Чиму первыми в Америке стали массово выделывать изделия из бронзы. Их ножи, и мотыги высоко ценились. Но в керамике они оставались учениками мочика.
С 1200 года - потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру. Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной.
1200-1470 год – существовала культура Санта-Мария на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200-1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль.
1200-1500 год – существовала культура Авериас на территории аргентинской провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Культура находилась под сильным влиянием андской зоны. Создавали урны с мифологическими рисунками, очень абстрактными по виду, лишь отдалённо напоминающими реальные предметы. Керамика очень совершенная по форме и оформлению. Цвета - более яркие и живые, чем у культуры Сунчитуйок - красный, чёрный, белый и кремовый.
С 1200 года – постклассический период, или «поздние доиспанские цивилизации». Датируется периодом с 1200 г. и до европейской колонизации. Постклассическими являются поздняя цивилизация майя и культура ацтеков.
Указанная классификация является в значительной мере упрощённой, поскольку от неё имеются многочисленные региональные отклонения и вариации.
К 1200 году – на юго-востоке США появилась культура Форт-Уолтона (уолтоны). На Аляске, севере Канады и Гренландии появилась культура Туле (тулейцы).
В 13 веке остров Барбадос заселили индейцы племени карибов, вытеснив оттуда оба предшествующих племени. В течение нескольких последующих столетий карибы, как до них племена араваков и саладоидов-барранкоидов, изолированно жили на острове.
В 13-15 веках в результате Великой засухи представители пуэбло переселились в долину реки Рио-Гранде и ныне пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико, а территории их прежнего обитания заселили апачи и навахо.
К 1250 году пуэбло переселились на север, их территорию заняли апачи и навахо.
К 1250 году – возникли новые культуры (и народы) – чибча (муиски) (Колумбия), карибы (Гвиана), чанкай (Перу), санта-мария (Аргентина), чиму (Перу).
В 13–15 вв. до¬ли¬на Ка¬ха¬мар¬ка вхо¬ди¬ла в гос-во Ку¬ис¬ман¬ку. В до¬ли¬не Уа¬ма¬чу¬ко но¬вые цен¬тры рас¬по¬ло¬же¬ны бли¬же к Кос¬те и бы¬ли, ве¬ро¬ят¬но, свя¬за¬ны с тор¬гов¬лей.
В 1256 году мешика остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко. К приходу мешика земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, мешика обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев