(часть 3) в Америке
40 тыс.лет назад - когда в Мексике были найдены следы древнего человека - их возраст определили в 40 тысяч лет (Пол Ренне, Стэнфорд). Уже это не вязалось с установившимся мнением, что человек появился в Америке не раньше 25 тысяч лет. Генетический след не сибирской природы обнаружен в исследовании под руководством известного палеогенетика Дэвида Райха (Гарвардский университет, США), его результаты опубликованы в 2015 году в журнале Nature. В геномах индейцев (суруи, каритиана и ксаванте), живущих на территории Бразилии в бассейне Амазонки, неожиданно нашли предковый компонент, генетически близкий к народу онге с Андаманских островов близ Индии, папуасам, меланезийцам и австралийским аборигенам. Для краткости его назвали «австралийским». Этот «австралийский» след не найден в популяциях индейцев Центр. Америки (пима, михе). О том, что некоторые древнейшие жители Южной Америки родственны к австралоидам Азии нет ничего удивительного. Ведь и поздние асуры и потомки муанцев Океании были австралоидами и они могли быть самыми первыми (немногочисленными) поселенцами в Южной Азии.
В 38 тысяч лет до н.э. – к этому времени материк Северная Америка соединился с Восточной Азией. И с этого времени начинается массовое (многочисленное) переселение людей из Восточной Азии в Северную Америку (особенно с 24-го тыс.до н.э.).
30 тыс.лет до н.э. в северной части Восточной Сибири было новое похолодание. К этому времени самая северная группа туранцев (будущие индейцы Америки) начали свое переселение из Восточной Азии в Северную Америку. В это время на севере Азии и севере Северной Америки было большое похолодание, значительная часть этих материков была покрыта ледниками.
30-12 тыс.лет до н.э. - через территорию Аляски шло заселение человеком Америки, которое проходило в три этапа: америнды, на-дене (тлинкиты) и эскимосы.
24 тыс.лет до н.э. – примерно в это время на территорию Северной Америки (через Чукотку и Аляску) пришла основная масса америндов (прото-индейцев), которые постепенно расселились по всей Америке.
Между 21 и 6 тыс.до н.э. - Первые люди появились на территории Бразилии, по разным теориям. Возраст украшений с просверленными дырочками для подвешивания из костей гигантских ленивцев, найденных в Санта-Элине в штате Мату-Гросу (центр Бразилии) оценивается в 23120 лет назад. Второй раз люди пришли в Санта-Элину 11-12 тыс. лет назад.
С 15-16 тыс.лет назад - считается, что её кореннык жители прибывали в Америку из Азии в течение нескольких тысяч лет, когда на месте современного Берингова пролива существовала суша, соединявшая два континента. Надёжные доказательства их присутствия на территории США получены благодаря находкам артефактов в Айдахо возрастом 15,28-16,56 тыс. лет назад.
Ок 15000 лет назад - историки считают, что первые люди появились в Перу около 15 тыс. л. н., это были кочующие охотники-собиратели, которые жили в пещерах. В Уака Приета каменные орудия, кости животных, остатки растений датируются возрастом не менее 15 тыс. лет назад.
13000 г.до н.э. - первыми поселенцами на территории нынешнего Чили были кочевые индейцы мапуче, заселившие плодородные долины Анд и оазисы нагорья пустыни Атакамы. Неблагоприятные климатические условия и особенно экстремальная засушливость пустыни Атакамы стояли на пути к более плотному заселению региона.
13000-7000 г.до н.э. - археологи обнаружили свидетельства стоянок самых ранних жителей Венесуэлы в виде первобытных орудий из камня на высоких пойменных террасах реки Педрегал в западной части страны. В конце плейстоцена охотничьи артефакты, в том числе наконечники копий, получили распространение и на северо-западе Венесуэлы, известной как Эль-Хобо. Также к археологическим ценностям Венесуэлы относятся петроглифы в Тайма и Муако. В этих местах были найдены стоянки охотников с останками объектов охоты – мегатериев, глиптодонтинов и токсодонов.
К 13000 г.до н.э. в Северной Америке (в центре территории современных США) расселились племена культуры Хлодвига (хлодвиги), а на территории юга США расселились племена сандийцев (племена сандийской культуры). Южнее территории США (Мексика) к этому времени жили племена америндов, которые позднее расселились по всей территории Центральной и Южной Америки.
12-11 тыс.до н.э. – на территории Бразилии появились древ¬ней¬шие лю¬ди. Юго-западная Бразилия, на¬ря¬ду с тер¬ри¬то¬рия¬ми современных Уруг¬вая и Ар¬ген¬ти¬ны, вхо¬ди¬ла в зо¬ну рас-се¬ле¬ния охот¬ни¬ков на круп¬ных жи¬вот¬ных, в т. ч. на вы¬мер¬ших на¬зем¬ных ле¬нив¬цев. На Бра¬зиль¬ском на¬го¬рье из¬ве¬ст¬на куль¬ту¬ра ита¬па¬ри¬ка́, хо¬зяй¬ст¬во ко¬то¬рой бы¬ло ос¬но¬ва¬но на со¬би¬ра¬тель¬ст¬ве, охо¬те на мел¬кую и сред¬нюю дичь; с ней свя¬зы¬ва¬ют на¬скаль¬ные рос¬пи¬си сти¬ля нор¬дэ¬сте. В Восточной Ама¬зо¬нии древ¬ней¬шие сто¬ян¬ки да¬ти¬ру¬ют¬ся ру¬бе¬жом 11–10-го тыс. до н. э.
11300-9000 г.до н.э. – (Перу) для па¬мят¬ни¬ков т. н. ран¬ней тра¬ди¬ции уни¬фа¬сов от¬ме¬че¬но ак¬тив¬ное ис¬поль¬зо¬ва¬ние мор. ре¬сур¬сов.
К 11000 г.до н.э. – значительная часть территории Южной Америки была населена племенами америндов (предков индейцев, пришедших с Северной и Центральной Америки).
К 11000 г.до н.э. в южной части США появилась новая культура – культура Кловис (кловисцы). На территории Калифорнии появились две новые культуры – культура шаблона столба (шаблонцы) и культура традиции рифленого острия (западники).
Ок. 10 000 лет до н.э. люди достигли крайней южной точки Южной Америки – Огненной Земли. Это были вероятно предки аураканов (мапуче).
10-5 тыс.до н.э. - древнейшим археологическим памятником Боливии считается стоянка каменного века Вискачани.
9500 г.до н.э. – примерно в это время ушел под воды Атлантического океана остров Посейдонис. Это был последний остаток некогда большого материка Атлантида, населенного атлантами. По этому нет ничего удивительного, что часть потомков атлантов поселилась на территории Центральной Америки (включая Мексику) и потом создали древнейшие цивилизации.
Около 9 тыс. до н. э. началось заселение Южноамериканской пампы, а область северо-востока современной Аргентины начали заселять около 7 тыс. до н. э. Аборигены Аргентины делились на две крупные группы: 1) охотники-собиратели, которые обитали в Патагонии, в Пампе и в регионе Чако; и 2) земледельцы, которые жили на северо-востоке, в Куйо, Сьерра-де-Кордоба и, позднее, в Аргентинской Месопотамии.
9000-8000 г.до н.э. – существовала культура Инга в Сьерра близ современного Кито. Около 1961 года было раскопано несколько стоянок. Считается, что этот район является одним из самых важных в Южной Америке и существовал вдоль древнего торгового пути.
9000-6000 г.до н.э. – существовала первая известная археологическая культура (Лас-Вегас) в Эквадоре. Они жили на полуострове Санта-Елена на побережье Эквадора.
К 9000 г.до н.э. на северо-западе Мексики появилась культура фолсом (фолсомцы)
К 9000 г.до н.э. – в западной части современных США появились две новые культуры – Гошен (гошенцы) и Фолсом (фолсомцы).
К 8500 г.до н.э. – на территории Техаса появилась культура Мидланд (мидланцы).
К 8000 г.до н.э. – в юго-западной части территории США появилась новая культура - Анасази (это племена пуэбло).
К 8000 г.до н.э. – на территории Южной Америки возникли первые археологические культуры – эль-инга и лас-вегас (на территории Эквадора) и культура анкон (в Перу).
С 8000 до 2000 годы до н. э. в Валк де Арика (чили) существовала культура чинчорро, во времена которой начали производить первые известные человечеству мумифицирования усопших.
От 8 до 2 тысячи лет до н.э. люди жили на трёх возвышающихся над окружающей территорией лесных островах Исла-дель-Тесоро, Ла-Чакра и Сан-Пабло - в пределах сезонно затопляемой саванны Льянос-Мохос на севере Боливии.
В 8 тыс. до н.э. на морском берегу Перу появляются поселки; их жители занимались рыболовством и выращивали фасоль. К III тыс. до н.э. люди здесь выращивали бобовые, тыкву, перец, маниок, бататы и хлопок, нужный для плетения сетей. Новые формы хозяйства привели к 30-кратному росту населения прибрежной зоны.
8-7 тыс.лет до н.э. – существовала культура Плано на юго-западе Мексики. Для неё характерны некоторые виды метательных снарядов, которые могли также использоваться как ножи. О внешнем виде палеоиндейцев мы можем судить по хорошо сохранившимся останкам тепеспанского человека, тридцатилетней женщины, погибшей, вероятно, во время охоты.
Ок. 7 тысяч лет до н.э. произошла сельскохозяйственная революция, которая привела к возникновению крупных городов, а затем и древних государств, таких как империя ацтеков и государства майя.
7000 г.до н.э. - окончание «палеоиндейского периода» (Мексика).
7 тыс.до н.э. - в южной части Бразилии в сред¬нем и верх¬нем те¬че¬нии реки Па¬ра¬на и в вер¬хо¬вьях реки Уру¬гвай по¬яв¬ля¬ет¬ся куль¬ту¬ра умай¬тá (или аль¬то¬па¬ра¬нен¬се).
К 6500 г.до н.э. – в южной части Бразилии появились культуры умайна и серранополис. На юге Перу и севере Чили появилась культура чинчорро.
5800-4500 г.до н.э. – (Перу) ран¬ние зем¬ля¬ные об¬ществ.-куль¬то¬вые по¬строй¬ки ис¬сле¬до¬ва-ны в Нан¬чо¬ке и Уа¬ка-Прие¬те. В Сьер¬ре (горная местность Перу) скла¬ды¬ва¬ют¬ся т. н. цен-траль¬но¬анд¬ская и юж¬но-цен¬траль¬но¬анд¬ская ар¬хаи¬че¬ские тра¬ди¬ции; прак¬ти¬ко¬ва¬лась охо¬та на ка¬ме¬ли¬дов, оле¬ня, мор¬ских сви¬нок. Ок. 5000 да¬ти¬ру¬ет¬ся до¬ме¬сти¬ка¬ция кар¬то¬фе¬ля, ок. 4000 – ла¬мы и аль¬па¬кá, ме¬ж¬ду 4000 и 2000 – мор¬ской свин¬ки.
В 5-4 тыс.до н.э. - на воз¬вы¬шен¬но¬стях юго-за¬па¬да Бразилии по¬яв¬ля¬ет¬ся куль¬ту¬ра Ум¬бу́. Её соз¬да¬те¬ли (ве¬ро¬ят¬ные пред¬ки ин¬дей¬цев чар¬руа) охо¬ти¬лись на мел¬кую и сред¬нюю дичь, ис¬поль¬зо¬ва¬ли ка¬мен¬ные на¬ко¬неч¬ни¬ки с че¬реш¬ком, шли¬фо¬ван¬ные то¬по¬ры.
С 4500 г.до н.э. - новые культуры включали культуру Мачалилья, Вальдивию, культуру Чоррера на побережье, Котоколлао и Чимбу в Сьерра, а также майо-шиншайпу (4500 г. до н.э. - 1532 г. н.э.), Пастазу, Чигуазу и многие другие в регионе Ориенте.
К 4500 г.до н.э. в Южной Америке появились новые культуры – умбу (на юге Бразилии), мачаллила, котоколлао (в Эквадоре), казимироидная (в бассейне Ориноко), появились племена тупи-гуарани (Французская Гвиана).
4 тыс.до н.э. – известны самые ранние известные поселения на Кубе.
После 3600 г.до н.э. ранее неизвестное расселение людей с юга оказало серьёзное демографическое влияние на регион, обеспечив более 50% предковых компонент всех более поздних людей. Это новое происхождение происходит от источника, связанного с современными носителями языков чибча, живущими от Коста-Рики до Колумбии.
3500 г.до н.э. – Вальдивийская культура - первая культура, где были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит еще к 3500 году до нашей эры. Жившие в окрестностях Вальдивиаса американцы были первыми, кто начал использовать керамику.
К 3500 г.до н.э. – на северо-западе Северной Америки (Аляска, северо-запад Канады) появились племена атапасков.
К 3500 г.до н.э. – на территории Южной Америки появились новые культуры - льянос де мохос (Боливия), вальдивия, каньярис, карас, китус, мараньон (Эквадор)
С 3 тыс.до н.э. - эскимосы и родственные им алеуты появились на территории Аляски, их предки создали археологическую древнеберингоморскую культуру и культуру Туле.
В 3-м тыс. до н. э. жители тех районов, где через 1000 - 1500 лет расцвела культура Чавина, еще не умели делать глиняную посуду, и в хозяйстве многих из них рыболовство, собирательство, охота имели большее значение, чем земледелие. Напомним, что на Ближнем Востоке между началом земледельческой экономики и появлением первого раннеклассового общества Двуречья и долины Нила прошло три тысячелетия. Таким образом, главная загадка Чавина - это загадка общества, прошедшего путь от окончательного становления производящего хозяйства до раннеклассового общества в исключительно короткий срок.
С 3 тысячелетия до н. э. предки гуарани начали медленно мигрировать с территорий по реке Мадейра - к северу от нынешнего ареала распространения.
К 2400 г.до н.э. – на юге Гренландии появилась саккакская культура (саккакцы), на севере Гренландии и севере Канады появилсь культура Индепендес (индепенды). На территории Аляски и северо-западе Канады появилась древнеберингоморская культура (берингоморцы).
К 2000 г.до н.э. – на территории Южной Америки появились новые культуры - серро-сечин (Перу), ортоироидная (Венесуэла), серро наррио (Эквадор), прото-гуарани (предки тупи и гуарани) .
К 2000 г.до н.э. – на восточном побережье Мексики (штат Веракрус) появилась прото-ольмекская культура (до-ольмеки). По моему мнению предки ольмеков были потомками переселенцев с поздней Атлантиды. По этой причине они были сильно похожи на африканцев северо-запада Африки (тоже потомков переселенцев с поздней Атлантиды). На территории Белиза появились первые селения майя.
1800 г.до н.э.-5 век. – существовала культура Ансильта - одна из первых культур, где существовало примитивное сельское хозяйство на территории современной Аргентины (провинции Мендоса, Сан-Суан и Сан-Оуис). Удивительная и загадочная культура Ансильта существовала дольше, чем какая-либо иная культура Аргентины - более 2000 лет, начиная с примерно 1800 г. до н. э. и по начало 6 в. н. э. Вероятно, данная культура является предком народов уарпе.
Во 2-й четв. 2-го тыс.до н.э. цен¬тры раз¬ви¬тия Кос¬ты из Нор¬те-Чи¬ко сме¬ща¬ют¬ся в рай¬он совр. г. Ли¬ма (куль¬ту¬ра Ман¬чай), до¬ли¬ну р. Мо¬че, до¬ли¬ну р. Кас¬ма (куль¬ту¬ра Мо¬хе¬ке).
Со 2-й четв. 2-го тыс.до н.э. ке¬ра¬ми¬ка из¬вест¬на в бас¬сей¬не р. Па¬чи¬теа (ком¬плекс Ко¬би-ча¬ни¬ки, свя¬зы¬вае¬мый с пред¬ка¬ми араваков; ок. 6 в. да¬ти¬ру¬ет¬ся пе¬ре¬ход к под¬сеч¬но-ог¬не-во¬му зем¬ле¬де¬лию (ком¬плекс На¬са¬ре¬те¬ки).
В сер. 2-го тыс.до н.э. по¬яв¬ля¬ет¬ся ке¬ра¬ми¬ка. Из¬вест¬ны 2 осн. ти¬па мо¬ну¬мен¬таль¬ных ком¬плек¬сов: П-об¬раз¬ные и с ли¬ней¬ной пла¬ни¬ров¬кой. Ря¬дом встре¬ча¬ют¬ся сле¬ды жи¬лой за-строй¬ки. Ка¬мен¬ные рель¬е¬фы в Сер¬ро-Се¬чин, изо¬бра¬жаю¬щие по¬бе¬до¬нос¬ных вои¬нов и рас-чле¬нён¬ных плен¬ни¬ков, и сле¬ды раз¬ру¬ше¬ний сви¬де¬тель¬ст¬ву¬ют о рос¬те во¬енной ак¬тив¬но-сти.
2 тыс.до н.э. – 7 век - в Мон¬та¬нье, в бас¬сей¬не р. Укая¬ли, су¬ще¬ст¬во¬ва¬ла куль¬ту¬ра Ту¬тиш-ка¬и¬ньо, с ко¬то¬рой свя¬за¬на древ¬ней¬шая на тер¬ри¬то¬рии Перу ке¬ра¬ми¬ка; с кон. 2-го тыс. здесь пе¬ре¬хо¬дят к зем¬ле¬де¬лию.
С 16 в.до н.э – (Уругвай) куль¬ти¬ва¬ция тык¬вы, ку¬ку¬ру¬зы, фа¬со¬ли, кор¬не¬вищ кан¬ны.
В сер. 2 тыс. до н.э. в горной Боливии открыли выплавку меди и золота.
Во 2-1-м тыс.до н.э. на территории горной Боливии существовали культуры Чирипа, Уанкарани, Чульпа-Пампа. Их носители занимались земледелием (киноа, вероятно, картофель и другие клубнеплоды), охотой, ловили озёрную рыбу, возможно, одомашнили ламу. В это время появляется керамика, мелкие украшения из меди и золота.
2-1 тыс.до н.э - сменив Вальдивию, культура Мачалья стала земледельческой культурой, процветавшей вдоль побережья Эквадора между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры. Его керамика легко отличима от вальдивии, поскольку они были окрашены в черный или белый цвет с красными полосами, а статуэтки были редкими и грубо сделанными. Это, по-видимому, самые ранние люди, которые выращивали кукурузу в этой части Южной Америки.
К 1500 г.до н.э. – в Южной Америке появились новые культуры (новые группы народов) – ансильта (Аргентина), мачалья (Эквадор), чирипа (Боливия), куписнике, тутишкаиньо (Перу), итайпу (Бразилия).
Со 2 тыс.до н.э. по 400 год - одной из первых индейских культур, «материнской культурой» Мексики, была цивилизация ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива. Слово «ольмеки» ацтекского происхождения, и обозначает «люди из страны каучуковых деревьев», от olli - каучук. Первым по времени центром городской культуры ольмеков был Сан-Лоренцо.
2 тыс.до н.э. - история цивилизации майя прослеживается с раннего предклассического периода (ок. 2 тыс.до н.э.–1 тыс.до н.э.), в средний предклассический период (1 тыс.до н.э. – 400 год) возникли первые государственные образования. Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкотан и территории современных Гвартемалы, Белиза, Гондураса, Сальвадора и нескольких штатов Мексики. На этих землях проживало несколько племён, унаследовавших одну культуру, но имевших региональные различия. Самыми многочисленными из них были майя, киче, уастеки, какчикели, чонталь, лакандоне, ица. Наибольшего расцвета майя достигли в VII-VIII вв. н. э.
2-1 тыс. лет до н.э. майязычные народы уже населяли юго-западную часть Гватемалы. В истории майя можно выделить два периода: классический, или Древнее царство (рубеж н. э. – 9 век), - эпоха расцвета, и постклассический, или Новое царство (10 – сер.16 века), - майя-тольтекский период. Важное место в жизни майя занимали городские центры, древнейшие из которых Тикаль, Уашактун, Балакбаль, а наиболее известные – Копан, Чичен-Ица, Майяпан. Майянист Ю.В.Кнорозов считал, что сначала существовал ряд городов-государств майя с небольшой подконтрольной территорией. В дальнейшем они объединялись в военные и политические союзы, которые быстро распадались. Союзы эти помимо необходимости отражения угрозы нашествия других племён объединяла общность религиозных представлений. Из-за большой важности этих двух факторов власть в майянском обществе принадлежала жрецам и знатным воинам. Класс свободных общинников разделялся на зажиточную и обедневшую группы. Майя имели рабов, большая часть которых принадлежала знати.
Майя использовали подсечно-огневое и напоминавшее чинамповое земледелие, выращивали кукурузу, помидоры, батат. На высоком уровне было развито ткачество, особое место занимало гончарное дело, ценился труд архитекторов, камнерезов, скульпторов, художников.
Пантеон состоял из доброжелательных и злых богов. Среди небесных божеств главным был Владыка мира, бог дня и ночи - Ицамна. Майя почитали бога дождя Чака, бога солнца Кинич-Ахау, богиню луны Иш-Чель, бога ветра Кетцалькоатля, бога кукурузы Ах-Муна.
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбовой Америки были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Также представляет интерес изобретение майя цифры ноль.
1500 г.до н.э.-200 год н.э. – на территории Белиза распространилась цивилизация майя и процветала примерно до 1200 года н. э. Несколько крупных археологических памятников, в частности Кахаль Печ, Караколь, Ламанай, Лубаантун, Алтун-Ха, Шунантунич, свидетельствуют о существовании развитой и густонаселенной цивилизации в тот период.
1500 г.до н.э.- 150 год н.э. - предклассическая эра в истории Мексики . К её началу, по всей видимости, относится появление у индейцев социального разделения. Причинами его возникновения послужили переизбыток населения при ограниченности материальных ресурсов, необходимость разделения труда и организации общества для выполнения сложных работ. Приблизительно этим временем датируются постройки первых храмов, появление поселений ремесленников, а также наполненные украшениями захоронения индейской знати.
1400 - 400 гг. до н.э. - названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и влияния к 400 г. до н. э. Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула, якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. - Айякучо, расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у него в руках скипетр (символ власти).
Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными, живущими в долине Амазонки.
Ок.1300 г.до н.э. - Уастеки хоть и являются майя, но необычны тем, что обитают далеко от регионов, заселённых остальными майя и после того, как откололись от них примерно в 1300 году до н.э., и жили тысячи лет в изоляции, не имея возможности принимать участие в культурном обмене между государствами майя. По этой причине уастеки сохранили архаические черты, типичные для майя в доклассический период мезоамерики; им остались неизвестными ни письменность, ни календарь, ни архитектурные элементы, типичные для остальных народов майя. Об раннем отделении от основной группы майя говорят и данные уастекского языка, в наибольшей степени отличного от других майяских. На искусство и скульптуру уастеков повлияли культуры прибрежных районов мексиканского залива.
В 12-5 вв. до н. э. на территории Мексики процветала культура ольмеков, оказавшая значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций.
С кон.2 тыс.до н.э. – началось расселение араваков из саванн бассейна Ориноко (археол. традиции барранкас и саладеро, известные под общим названием «саладоидная культура») в связи с переходом к более развитому земледелию - выращиванию горького маниока. Реконструируется продвижение араваков в Гвиану и на Антилы (с конца I тыс. до н. э.), в Монтанью (комплекс хупа-ия начала I тыс. н. э.), восточную Боливию (чане, 7 в. н. э.), верховья Шингу (10 в. н. э.).
Кон. 2 тыс.до н.э. – тупи (родственники гуарани) - изначально населяли дождевые леса Амазонки.
К 1000 г.до н.э. – на территории Флориды появилась культура Белль-Глейд (глейды).
900-300 г.до н.э. – существовала культура Чоррера, существовавшая в поздний период становления, жила в Андах и прибрежных районах Эквадора. Они были наиболее известны своими полыми керамическими статуэтками в форме животных и растений.
900-300 г.до н.э. - наиболее развитыми культурами на территории нынешнего Перу были: культуры Чавин в районе Кальехон-де-Уайлас, расцвет приходится на 800-300 годы до н. э.
Ок.10-9 в. до н. э. тупи стали расселяться на юг и постепенно заняли побережье Атлантического океана. Народ тупи населял до прихода европейцев почти всё побережье Бразилии.
К 900 г.до н.э. – в Южной Америке возникли новые культуры – ванкарани Боливия), маламбо, момиль (Колумбия), чоррера (Эквадор), чавин (Перу), тупи (Бразилия).
К 900 г.до н.э. – на севере и северо-востоке Канады и западе Гренландии появилась новая культура Дорсет (дорсетцы).
С 8 в. до н. э. на юго-за¬па¬де Колумбии рас¬про¬стра¬ня¬ет¬ся куль¬ту¬ра Илама.
С 7 века до н.э. - в Мон¬та¬нье (перуанская Амазонка) куль¬ту¬ру Ту¬тиш¬ка¬и¬ньо сме¬ня¬ют куль¬ту¬ра Ша¬ки¬му, с 3 века – Упа-Ийя, со¬от¬но¬си¬мая с ара¬ва¬ка¬ми.
К 650 г.до н.э. – появились новые культуры – илама (Колумбия), паракас и шакиму (Перу).
600 г.до н.э.-200 год – существовала культура Ла-Толита, она развивалась в прибрежном регионе Южной Колумбии и Северного Эквадора. Были обнаружены многочисленные археологические памятники, свидетельствующие о высокохудожественной природе этой культуры. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, отражающими иерархическое общество со сложными церемониями.
С I тыс. до н.э. и по XV в. н.э. в равнинном и горном Перу сложились и пали семь главных культур: Чавин, Паракас, Тиуанако, Наска, Мочика, Уари, Чиму. Больше всего известно о жизни создателей культур Мочика (400 - 800 гг. н.э.) и Чиму (1200 - 1476 н.э.).
Около 1 тыс. лет до н.э. (Мексика) появилось ткачество из волокон агавы и хлопка. Свидетельством существования религии в этот период являются многочисленные находки женских статуэток, вероятно, изображавших прародительниц рода или богинь плодородия, а также статуэток воинов и жрецов в ритуальных масках.
К 1000 г.до н.э. – на территории Ямайки поселились племена таино (араваки) с Южной Америки (Гайяна, Венесуэла). На северо-востоке Мексики (побережье Мексиканского залива) сформировался новый народ – ольмеки.
1000 г.до н.э. - существует точка зрения, что таи́но попали на Карибские острова через Гайану и Венесуэлу на Тринидад, впоследствии распространившись на север и запад по всем Антильским островам, после миграции сибонеев. Однако последние открытия показали, что более точной гипотезой является их близость к древнему племени колья в Андах. Таи́но активно торговали с другими племенами Флориды, где у них иногда размещались форпосты, хотя постоянных поселений не было.
Нач.1 тыс.до н.э. - вопрос о том, был ли древний город Теотиуакан заселён народом из числа науа, остаётся предметом спора среди учёных, как и вопрос о том, прибыли ли предки науа в долину Мехико в эпоху процветания Теотиуакана. Однако учёными и историками однозначно признано, что науа не являются коренными народами центральной Мексики и прибыли туда с севера, из мест, где ныне располагаются северные регионы Мексики и южные регионы США.
1 тыс.до н.э. – возникли первые поселения людей на территории современной Гватемалы. Заселяли их индейцы майя, у которых не было единого государства.
8-4 век до н.э. – культовый центр цивилизации ольмеков, расцвет которого пришёлся на VIII-IV века до н. э., располагался на территории нынешнего штата Табаско (Мексика). Там были найдены несколько пирамид (высоты до 35 м), вымощенные ценными породами камня культовые площадки, склепы, церемониальные тайники, алтари и стелы, а также 5 гигантских скульптурных человеческих голов из базальта. Последним по времени стал Трес-Сапотес.
Влияние ольмекской цивилизации на историю Месоамерики трудно переоценить: ольмеки, по всей видимости, первыми изобрели идеографическую письменность, перешедшую затем к великим цивилизациям более позднего периода, научились строить фундаментальные сооружения, они же, благодаря астрономическим наблюдениям, сумели разработать солнечный календарь, без изменений перешедший затем к ацтекам и майя, и т. н. систему «длинного счёта» а также счёт по к’атунам или двадцатилетиям, дата начала которого - 4 Ахау 8 Кумху также легла в основу всей индейской историографии. Ольмеки познакомили окрестные племена со священной игрой в мяч, которую испанцы застали у более поздних цивилизаций.
К 700 г.до н.э. – в Мексике южнее ольмеков появился новый народ – сапотеки.
700 г.до н.э. – 200 г.н.э. на юге Гренландии существовала ранняя дорсетская культура. Эти культуры не были уникальны для Гренландии. Как правило, они возникали и развивались на территориях арктической Канады и Аляски задолго до своего проникновения в Гренландию, и могли сохраняться в других местах Арктики после их исчезновения с острова.
1 тыс.лет до н.э. – появилась цивилизация майя в низменной части полуострова Юкотан и горной местности на юге, что сейчас находится на территории нынешней юго-восточной Мексики, Гвартемалы, в западной части Гондураса и Белиза. На сегодня многие проявления этой культуры сохранились в данном регионе, несмотря на почти 500 лет европейского господства. Примерно до 2500 года до н. э., некоторые охотничьи и земледельческие племена поселились здесь в небольших поселениях, что были заняты сельским хозяйством. Впоследствии они освоили такие культуры как кукуруза, фасоль, кабачки и перец чили. Большое разнообразие языков и субкультур способствовали формированию здесь культурного ядра майя.
В 6 веке до нашей эры на берегах озера Титикака возникла цивилизация Тиуанако, о которой известно очень мало.
Ок.2500 лет назад – (Боливия) начался рост сложных обществ в Льянос-Мохо. Позднее возникло ряд других культур – Чирипа, Ванкарани и др.
1 тыс.до н.э. – (Боливия) в центре поселения Чирипа исследован прямоугольный полуподземный храм, окружённый домами из камня и сырца. Расцвет древнеболивийской цивилизации приходится на 1-е тыс. н. э., когда на берегах озера Титикака зарождается и существует культура Тиауанако.
7-6 века до н.э.- долина, в которой расположен город Арекипа, была населена. Основными занятиями населения были собирательство и охота, с постепенным переходом к поливному земледелию. В 15 веке регион, населённый тогда индейцами аймара, был завоёван инками и служил важным поставщиком продовольствия в империи.
500-450 г.до н.э. - гораздо хуже ольмекской известна древняя цивилизация сапотеков, центр которой находился в Монте-Альбане (Мексика). Там располагался знаменитый «Храм танцующих», стены которого испещрены письменами, не дешифрованными до нынешнего времени. И наконец, созданная неизвестным народом культура Исапы полагалась переходной к классической эре. В ней отразились черты, свойственные как ольмескому типу, так и цивилизациям более позднего времени.
Ок.530 г.до н.э на Кубу переселились гуанахатабеи предположительно из Южной Америки, хотя некоторые исследователи, основываясь на сходстве элементов археологических культур, полагают, что этот народ мог происходить с территории, которую сейчас занимают США. Гуанахатабей были охотниками и земледельцами и возделывали табак. Их численность к приходу испанцев оценивается примерно в 100 000 человек. Позже они были частично вытеснены более поздними мигрантами, индейцами-араваками из народов таино и сибонеи. Численность таино оценивается в 200 000, они культивировали юкку, из которой производили хлеб, а также хлопок, табак, кукурузу и батат.
К 500 г.до н.э. – на территории Кубы жили племена гуанахатабеи.
400 г.до н.э.-700 год – существовала культура Лас-Мерседес на возвышенностях Сумампа и Гуасайян в провинции Сантьяго-дель-Эстеро (Аргентина).
400 г. до н.э. - 550 г. н.э. - различные местные стили начали возникать на территории южной части побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас, являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки - в каждом помещении такого склепа можно было разместить до 40 тел.
Другой народ - наска - обрабатывал земельные участки в долинах, расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г. до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими загадочными озадачивающими линиями Наска - громадными наземными рисунками. Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с гравием по его краям. Такие "линии", вероятно, имели какой-то смысл для религии народа наска.
4 в.до н.э.-4 век - на южном побережье процветала загадочная культура Паракас, прославленная своими тканями, бесспорно самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах.
4-1 в.до н.э. - на се¬ве¬ре Кос¬ты тра¬ди¬ции Ку¬пис¬ни¬ке про¬дол¬жа¬ет куль¬ту¬ра Са¬ли¬нар, с ко-то¬рой свя¬зы¬ва¬ют про¬то¬го¬род¬ские цен¬тры.
К 350 г.до н.э. – появились новые культуры - кимбая (Колумбия), сан-франциско, аламито, лас-мерседес (Аргентина), салинар (Перу).
Между 300 г.до н.э. и 600 годом – существовала культура Тафи, развивалась к западу от аргентинской провинции Тукуман , в основном в районе Тафи-дель-Валле. Это были земледельческие народы (кукуруза).
3 в.до н.э. – 7 век - В до¬ли¬не Мо¬че фор¬ми¬ру¬ет¬ся куль¬ту¬ра мочика, в цен¬тре Кос¬ты - Лима, юж¬нее – Наска.
К 200 г.до н.э. – возникли новые культуры – байя (Перу), саладеро (Гайана), кондоруаси (Аргентина).
В 2 в.до н.э. -1 веке - близ оз. Ти¬ти¬ка¬ка во 2 в. до н. э. уси¬ли¬ва¬ют¬ся цен¬тры Пу¬ка¬ра и Та-ра¬ко, в 1 в. н. э. Пу¬ка¬ра под¬чи¬ня¬ет Та¬ра¬ко, со¬зда¬ёт¬ся пер¬вое го¬су¬дар¬ст¬во, дос¬тиг¬шее рас-цве¬та в 3 в., но вско¬ре при¬шед¬шее в упа¬док.
В кон 1 тыс до н.э. - в до¬ли¬не Ая¬ку¬чо сло¬жи¬лась куль¬ту¬ра Уар¬па, во 2-й пол. 6 в. н. э. ли¬дер¬ст¬во от её круп¬ней¬ше¬го цен¬тра Нья¬вин¬пу¬кио пе¬ре¬шло к Уари, под¬чи¬нив¬ше¬го центр и юг Сьер¬ры, се¬вер и центр Кос¬ты.
В кон. 1-го тыс.до н.э. но¬си¬те¬ли куль¬ту¬ры Са¬ла¬де¬ро бы¬ли вы¬тес¬не¬ны на Ан¬тиль¬ские о-ва, Бар¬ран¬кас – жи¬ли на Ори¬но¬ко до по¬яв¬ле¬ния ис¬пан¬цев.
Ок.100 г.до н.э. - на северном побережье Перу возникла воинственная культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс, создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца (адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее отражение в сосудах с реалистическими портретами.
100 г.до н.э -1500 год – период, определяемый как «сельскохозяйственный». В Месоамерике охватывает период 1000 г. до н. э. по 500 г. н. э., в Северной Америке наступил тысячелетием позднее. Примерами являются, в частности, дорсетская культура, сапотеки, древние пуэбло, ольмеки и миссисипская культура.
В нач. н.э. – на островах Антигуа и Барбуда появились племена араваков, занимавшихся сельским хозяйством. В XIII веке их вытеснили воинственные племена карибов.
С нач. нашей эры на территории нынешней Колумбии жили индейцы (карибы, араваки, чибча-муиски), причём среди них преобладали чибча. При этом в племени чибча различались две культурные традиции - тайрона и муиски. Первые проживали главным образом на карибском побережье, вторые - на высокогорном плато Кундинамарка. На территории нынешней Боготы жили племена охотников-собирателей, которые проживали в основном в долине реки Магдалена. У чибча-муисков было весьма развитое по тем временам общество, они являлись одной из наиболее развитых цивилизаций в Южной Америке (после майя и инков). Они создавали ювелирные изделия из золота и сплава золота с медью, в качестве денежного эквивалента выступали золотые пластинки. Чибча-муиски поклонялись Богу-Солнцу как источнику плодородия и приносили ему животных в качестве жертв.
До колонизации на территории Колумбии проживало 2 миллиона индейцев. Наиболее многочисленными были муиски (чибча), которые населяли плато Кундинамарка. Было 5 территориальных образований муисков, самое крупное - Баката. Анализ геномных вариаций 807 особей из 17 островных популяций со всей Полинезии и 15 групп коренных американцев Тихоокеанского побережья убедительно свидетельствует о том, что около 1200 года произошёл единственный контакт между полинезийцами и группой коренных американцев, наиболее тесно связанной с современным индейским народом сену.
1-4 век - в до¬ли¬нах Мо¬че, Чи¬ка¬ма, Ви¬ру, Хе¬ке¬те¬пе¬ке, Лам¬ба¬еке (Перу) культуру Салинар сме¬ня¬ет куль¬ту¬ра Галь¬и¬на¬со, во¬зоб¬нов¬ля¬ет¬ся мо¬ну¬мен¬таль¬ное строи¬тель¬ст¬во. В до¬ли¬не Пью¬ра с куль¬ту¬рой Ви¬кус (1 в. до н. э. – 3 в. н. э.) со¬от¬но¬сит¬ся раз¬ви¬тая ме¬тал¬лур-гия (мед¬ные про¬уш¬ные то¬по¬ры, зо¬ло¬тые ук¬ра¬ше¬ния).
1-10 век – (Перу) юж¬нее культуры чачапойя рас¬по¬ла¬га¬лась куль¬ту¬ра Уа¬ма¬чу¬ко с цен-тром Мар¬кау¬а¬ма¬чу¬ко, в бас¬сей¬не Сан¬ты – Ре¬ку¬ай.
К 50 году н.э. – возникли новые культуры – лима, наска, уарпа, гальинасо, мочика, уамачуко (Перу), сьенага (Аргентина).
В нач. нашей эры народы тупи-гуарани частично разделились: тупи двигались обратно на север к Амазонке и на восток - к атлантическому побережью, а гуарани - на юг и запад, заселяя Лаплатскую низменность. К приходу европейцев гуарани насчитывали около 400 тыс. человек и были, в основном, оседлыми земледельцами, сочетавшими подсечно-огневое земледелие с охотой и рыболовством. Типичная деревня состояла из нескольких длинных общинных домов на 10-15 семей, общины составляли племенные группы, объединённые одним диалектом. Основу питания составляли маниок, маис, батат, бобы, арахис, дичь и мёд. Из ремёсел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Распределение продуктов в каждой деревне производилось выборным вождем-касиком и советом старейшин. Гуарани хорошо знали флору своих земель, и на сегодняшний день язык гуарани является третьим, после греческого и латинского, этимологическим источником для ботанических названий.
1 в.до н.э.-8 век - позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика, создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.
С 1 по 7 век н.э. на территории нынешнего Сальвадора жили племена майя, а затем туда пришли многочисленные родо-племенные объединения индейцев науа юта-ацтекской языковой семьи. Культура науа попала под влияние майя, в результате чего образовалась гибридная культура пипилей, создавшая государство Кускатлан. К приходу испанцев у пипилей уже были достаточно дифференцирированные социальные классы: знать, торговцы, ремесленники, плебеи, рабы.
100 год – образовалось город-государство Теотиуакан (Мексика) и просуществовавший до VII века н. э.
100-800 год – существовала культура Гуанала в провинции Манаби. Племена по всему Эквадору интегрировались в этот период. Они построили лучшее жилье, которое позволило им улучшить свои условия жизни и больше не подвергаться воздействию климата. В горах возникли культуры косангуа-Пилларо, Капули и Пиарталь-Туза; в восточном регионе была фаза Ясуни, в то время как культуры Милагро, Мантеньи и Уанкавильки развивались на побережье с 500 года до нашей эры.
В 120-400 году на остров Пуэрто-Рико прибыли представители индейского племени игнери из района реки Ориноко в Южной Америке.
150-400 год – началась классическая эпоха в Мексике началась (причём начало её варьировалось в зависимости от степени развития местной культуры) и продолжалась до 900 года. В Мексике её прежде всего характеризует расцвет Теотиуакана, ставшего шестым по размеру городом на земном шаре. Оставаясь народом, живущем ещё в новом каменном веке, теотиуаканцы сумели возвести действительно огромный ансамбль домов и храмов, среди которых особенно выделяются пирамида Солнца и пирамида Луны, сохраняющиеся до сих пор. Вопрос, какой народ стал основателем этого города, остаётся открытым и поныне. Испанские источники считали таковым инейцев-тотонаков, местные же племена единодушно объявляли его создателями божественные силы. Доказано, что город испытал на себе сапотекское влияние, причём божества этого народа почитались в бедняцкой части города. Возможно, пёстрое население Теотиуакана составляли и другие народности.
Во 2-9 веке н. э. - расцвет культуры майя, затем наступил период упадка.
2-9 век - пик цивилизации сапотеков.
200-1000 год – существовала культура Ла-Канделария на центральной и южной андской территории провинции Сальта (Аргентина), а также в центре и на севере провинции Тукуман.
200-500 год – существовала культура Наска и Паракас в южной части перуанского побережья.
К 200 году – на территории севернее Мексики появился новый народ – тольтеки. На севере Колумбии появился новый народ – толима.
После 200 года - после ранних культур остров Гренландия оставался незаселённым на протяжении столетий.
250 год – начало классического периода цивилизации майя.
После 250 года третья группа, названная людьми Барракуда обосновалась в южном Тринидаде. После краха племени Барракуды около 650 н. э. на остров прибыло новое племя: Аракъюнойды.
3-11 вв – (Перу) на его тер¬ри¬то¬рии (Титикака) рас¬про¬стра¬ня¬ет¬ся куль¬ту¬ра Уа¬нья, гор. цен¬тры ис¬че¬за¬ют.
В кон. 3 века (Суринам) сюда с запада и юга мигрировали племена араваков и паликур, поселившиеся на побережье Атлантического океана. Они говорили на аравакских языках и были первыми местными охотниками.
300-1400 год – существовала культура Мочика и Чиму на севере Перу.
К 300 году – возникли новые культуры – гуанала (Эквадор), тиуанако (Боливия), кахамарка (Перу), толима (Колумбия), эль-молле (Чили) араваки (Венесуэла).
4-9 века - расцвет древних цивилизаций в Мексике; это были культуры Теотиуакана, сапотеков, тотонаков, тольтеков, майя. К достижениям майя относятся иероглифическое письмо, развитые архитектура и декоративно-прикладное искусство, обширные познания в математике и астрономии, точный календарь.
4-9 вв - в Мон¬та¬нье (сельва Перу) куль¬ту¬ру Упа-Ийя сме¬ня¬ют тра¬ди¬ции Па¬ка¬ко¬ча (4–9 вв.) и Ку¬ман¬кая (9–15 вв.), со¬от¬но¬си¬мые с пред¬ка¬ми ши¬пи¬бо и ко¬ни¬бо. В нач. 13 в. рас-про¬стра¬ня¬ет¬ся ке¬ра¬ми¬ка Кай¬ми¬то, свя¬зан¬ная с ама¬зон¬ской по¬ли¬хром¬ной тра¬ди¬ци¬ей. В бас¬сей¬не р. Па¬чи¬теа в 7 в. по¬яв¬ля¬ют¬ся но¬си¬те¬ли язы¬ков па¬но-та¬ка¬на (ком¬плекс На¬не¬ни, близ¬кий тра¬ди¬ции Ку¬ман¬кая), ко¬то¬рых к 16 в. вновь вы¬тес¬ня¬ют ара¬ва¬ки.
400-650 год – существовала культура Аламито. Испытала значительное влияние культуры Кондоруаси. Существовала в провинции Катамарка (Аргентина). Имела хорошо развитые контакты с культурой Кондоруаси, которая оказала на Аламито сильное влияние. Экономика основывалась на сельском хозяйстве, выращивании лам и сборе плодов рожкового дерева и растения «чаньяр».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев