Однажды Сэмюэл Клеменс (Марк Твен), открыв утреннюю газету, с удивлением увидел объявление о своей смерти. Через некоторое время, выступая с лекцией, он начал ее так: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Некоторое время назад в мире возникло движение под названием «Бог мертв». Некоторые утверждают, что Библия — это мертвая книга. Более того, неверующие заявляют, что христианство устарело, и от него нужно отказаться. Слухи о смерти Бога и христианства сильно преувеличены!
Я рад сообщить, что сегодня христианство живо и здорово. Мы имеем живого Бога (1 Тим. 4:10), живую книгу (Евр. 4:12) и живую надежду (1 Пет. 1:3). Мы могли бы с пользой поговорить на любую или даже на все эти темы, но для доказательства того, что христианство живо и здорово, обратимся к менее известному примеру: мы имеем живого Ходатая. Нашим текстом будет Евр. 7:25: «Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Чтобы полнее оценить истины, содержащиеся в этих словах, нам нужно рассмотреть их в контексте. Сначала мы некоторое время уделим Евр. 7 в целом, а затем кратко поговорим о стихах до и после нашего текста. И уж потом остановимся на самом стихе 25.
ЕВРЕЯМ 7
Ключевое слово в Послании к евреям — «лучший». В неназванной общине некоторые или даже все христиане из иудеев, видимо, подумывали о том, чтобы возвратиться в иудаизм. Для первых лет христианства было характерно огромное воодушевление, но потом энтузиазм пошел на убыль. Теперь эти члены церкви, очевидно, скучали по обрядам и ритуалам иудаизма. Автор Послания к евреям пытается вернуть их в лоно христианства, показывая, что в христианстве все лучше, чем было в иудаизме.
Пробегите взглядом главу 7 и подчеркните слово «лучший». В стихе 7 мы видим слово «больший». Стих 19 говорит о «лучшей надежде», а стих 22 — «о лучшем завете». Тема главы 7 — лучшее священство христианства. В стихе 17 читаем: «Ибо засвидетельствовано [об Иисусе]: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека”». Автор утверждает, что Священник по чину Мелхиседека бесконечно лучше священников по чину Левия.
Не волнуйтесь, мы не собираемся обсуждать «таинственного Мелхиседека». Ключевые слова в стихе 17 — «Ты священник вовек».
ЕВРЕЯМ 7:20-28
Давайте теперь переключим внимание на непосредственный контекст нашего отрывка: стихи 20-28. Начинается он так: «И как это было не без клятвы, — ибо те [левитские священники] были священниками без клятвы, а Сей [Иисус сделался священником] с клятвой, потому что о Нем сказано: “Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека”» (ст. 20, 21).
Цитата взята из Пс. 109, который новозаветные авторы считали пророчеством воскресения, вознесения и прославления Мессии (Деян. 2:34, 35; см. 1 Кор. 15:25; Еф. 1:20). В Евр. 7:17 цитируется Пс. 109:4: «Клялся Господь и не раскается: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека”». Когда Господь просто говорит что-либо, это истина. А уж когда Он говорит «с клятвой», это, в нашем понимании, двойная истина, тройная истина, четверная истина! В этом нет никакого сомнения! Относительно чего нет сомнения? Что Иисус — «священник вовек».
В стихе 22 мысль продолжается: «...лучшего завета поручителем стал Иисус». Иисус является нашим духовным «поручителем». Поручитель займа гарантирует, что долг будет возвращен. Иисус является нашей гарантией того, что Божьи изумительные обетования в Его новом завете будут исполнены!
В стихе 23 говорится: «Притом тех священников [левитских священников] было много, потому что смерть не допускала пребывать одному». Вообразите, сколько было всех священников с дней Аарона до времени написания Послания к евреям. Сотни, а то и тысячи левитов служили священниками, потому что без священника обойтись было нельзя. «Если была необходимость в священнике вообще, то была необходимость в нем во все времена; этот пост должен существовать беспрерывно, хотя занимающий его может меняться» (Брюс). Один за другим священники появлялись, жили и умирали. Одни были хорошие, другие не очень, а третьи очень и очень плохие.
В стихе 24 мы читаем: «А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее». Отметьте слова «пребывающий вечно». Иисус воскрес из мертвых. Он вознесся обратно к Богу, воссел по правую руку от Него и пребывает вечно! Поэтому в Его священстве нет перемены. Он — наш священник «вовек»!
Но вернемся к нашему тексту. Стих 25 начинается так: «Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу...» Греческое слово, переведенное как «всегда» («всегда спасать») означает «полный, совершенный». В Славянском Евангельском Обществе оно переведено «всесовершенно спасать», в Новом Русском Переводе — «полностью спасать», но это греческое слово может также включать в себя категорию времени, поэтому в Синодальном Переводе сказано «всегда спасать». Возможно, автор подразумевал оба значения: Иисус может спасти нас полностью и во всех отношениях. Конец стиха 25 такой: «...будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Отметьте эти слова; скоро мы к ним вернемся.
Отрывок завершается: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа [как делал первосвященник в День очищения], ибо Он [Иисус] совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощи; а слово клятвенное [в Пс. 109:4], после закона [псалом 109 был написан через сотни лет после того как Моисей дал закон], поставило Сына, навеки совершенного» (ст. 26-28).
ЕВРЕЯМ 7:25
Теперь мы готовы рассмотреть наш текст более детально: «Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (ст. 25). Из этого стиха мы извлечем две ключевые мысли.
«Иисус жив...»
Первая — что «[Иисус] всегда жив». Дав Своим ученикам Великое поручение, Иисус сказал: «И вот Я с вами во все дни [всегда; Современный Перевод] до скончания века» (Мф. 28:20). Римлянам Павел писал: «...зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает — смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9). В Евр. 7 вновь и вновь заявляется, что Иисус — священник вовек.
«...чтобы ходатайствовать за нас»
Почему Иисус всегда с нами? «[Он] всегда жив, чтобы ходатайствовать за них [то есть за “приходящих через Него к Богу”]». Что такое «ходатайство»? Это просьба за кого-то.
В пророчестве о Мессии было сказано, что Он будет ходатаем. В великом отрывке о Страдающем Рабе в Ис. 53 мы читаем: «Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (ст. 12).
Здесь описано распятие; поэтому пророчество может указывать на ходатайство Иисуса за Своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). То, что Иисус сделал на кресте, Он делал во время Своего личного служения на земле и делает сейчас, служа священником на небесах.
Во время Своего земного служения Он сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Другой пример ходатайства Иисуса — Его молитва первосвященника в Ин. 17. Вначале Он ходатайствовал за апостолов: «Я о них [апостолах] молю — не обо всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (ст. 9; см. ст. 15). А потом за нас. Вот стих 20: «Не о них [апостолах] же только молю, но и о верующих в Меня по слову их [то есть о нас и всех тех, кто верует в Иисуса на основании свидетельства апостолов в Новом Завете]».
То, что Иисус делал на земле, Он продолжает делать на небесах. Это подчеркивает автор письма к еврейским христианам. Для начала давайте прочтем отрывок из Евр. 2: «Поэтому Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (ст. 17, 18).
Теперь посмотрим, как этот отрывок связан с отрывком в Евр. 4: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (ст. 14-16).
Мы имеем Первосвященника, который может «сострадать нам в немощах наших». В Современном Переводе сказано «может понять нашу слабость». Иисус, исцеляя глухонемого в Мк. 7, «посмотрел на небо, глубоко вздохнул» (ст. 34, Современный Перевод). Когда Иисус увидел плачущих Марию и друзей Лазаря, Он «Сам восскорбел духом, и взволновался» (Ин. 11:33).
Поскольку Иисус был подобен нам «во всём» и «подобно нам, [был] искушён во всем», то Он может «сострадать нам в немощах наших». Разумом (в голове) я понимаю, что Сотворивший меня знает меня (см. Пс. 102:14), но душой (в сердце) мне отрадно сознавать, что Иисус стал фактически как я и действительно понимает мои борения по плоти.
Кто-то может возразить: «Но ведь Иисусу никогда не приходилось сталкиваться с такой конкретной проблемой, какая возникла у меня!» Например, человек может сказать: «У Иисуса не было жены, которая бы ушла от Него!» У Иисуса есть невеста — церковь (см. Еф. 5:22-32; 2 Кор. 11:2). А всегда ли церковь была верна Иисусу? Другой может добавить: «Но Иисусу не доводилось иметь дело с неуправляемыми и непослушными детьми!» У Господа есть дети (см. Еф. 5:8). И разве Его дети порой не огорчают Его?
И последнее возражение: «Иисус умер около тридцати трех лет отроду. Он не испытал, что такое старость!» И все же Он понимает. Часто можно услышать: «Я чувствую себя стариком», но что значит «чувствовать себя стариком?» Что я чувствую в свои года? Обычно усталость, недомогание и боли то там, то здесь. Вдумайтесь. Разве Иисус никогда не уставал? Разве никогда не чувствовал боли?
Однажды к Дж. Бруеру обратился человек, переживший много трагедий, с такими словами: «Иисус не испытал ни одной подобной трагедии... Он не знает, что я чувствую...» И вот что ответил брат Бруэр:
«Брат, позволь сказать тебе, что наш Господь Христос знает твои чувства и твое тяжкое испытание, и только Он один может поддержать тебя и исцелить твое сердце. Это правда, что Иисус, живя среди людей, никогда в точности не переживал того, что пережил ты, но нам необязательно переживать то же самое, чтобы знать те же чувства. Например, ты смеялся, и я смеялся. Но ты смеялся над одним, а я над чем-то другим, но мы оба знаем, что такое смех. Ты плакал, и я плакал. Тебя заставило плакать одно, а меня другое, но мы оба знаем, что значит плакать. Мы оба сердились, хотя и по разным поводам, но мы оба знаем, как это — сердиться. Возьмем музыкальный инструмент. Он имеет все звуки и все тона, и все они были проиграны на нем; вибрировала каждая струна. Но мы знаем, что на этом инструменте не были сыграны все музыкальные произведения из когда-либо сочиненных. Многие никогда на нем не исполнялись, хотя звучала каждая имеющаяся в них нота. Человеческое сердце — это музыкальный инструмент с тысячью струн, и Христос, наш Господь, трогал каждую его струну. Он знает все эмоции».
Двигаясь к следующему отрывку, который мы хотим прочитать в Послании к евреям, мы подходим к нашему главному тексту: «Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (7:25). Рэймонд Браун пишет: «...Раввины утверждали, что ходатайство за людей было служением, вверенным ангелам, в частности архангелу Михаилу». И затем отмечает: «[Иисус] ходатайствует за нас осмысленно, ибо, в отличие от ангелов, Он на Себе прочувствовал наши злоключения. Он ходатайствует за нас сострадательно, ибо, в отличие от ангелов, точно знает, что нам нужно. Он ходатайствует за нас эффективно, ибо, в отличие от ангелов, силен удовлетворить нашу нужду».
Прежде чем закрыть Послание к евреям, давайте прочтем еще один, последний, стих: «Ибо Христос вошёл не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (9:24).
Конечно, автор письма к евреям не единственный, кто заявлял, что Иисус всегда жив и ходатайствует за нас. Павел в Рим. 8 утверждал ту же истину: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (ст. 31-34).
Только двое могут обвинять нас. Первый — это Бог, но Он «за нас», на нашей стороне. Второй — Иисус, но Он умер за нас и теперь находится по правую руку от Бога, ходатайствуя за нас!
Еще один вдохновенный автор, который говорил о ходатайстве Иисуса за нас, — Иоанн, но он использовал другое слово: «...а если бы кто согрешил, то имеем Ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). В Синодальном Переводе это отличие не отражено; в Восстановительном Переводе Христос назван «Защитником»; в Российском Библейском Обществе — «Заступником»; в Славянском Евангельском Обществе сделана сноска, где говорится, что это слово можно перевести как «Защитник». Иоанн употребил слово параклетос: тот, кто призван на вашу сторону для оказания помощи. В данном отрывке слово «ходатай» употреблено в юридическом смысле: адвокат, защитник, представляющий ваше дело. Если бы нам случилось предстать перед судом, то мы бы захотели иметь самую лучшую защиту — самого лучшего своего представителя в суде, на которого хватило бы денег. Большинству из нас пришлось бы «обходиться» тем, что мы могли бы себе позволить. Однако в духовном смысле у нас есть самый лучший «Адвокат» — самый лучший «Защитник», которого только могут предоставить нам небеса: Иисус Христос, праведник!
Многие годы не утихают споры вокруг того, как Иисус представляет наши интересы. Некоторые изображают Иисуса стоящим перед суровым Отцом и умоляющим Его простить Своих детей и помочь им. Если у нас такое представление о ходатайстве Христа, то нам нужно немедленно его отбросить. Вспомните Рим. 8:31, где сказано: «Бог за нас».
Нам необязательно понимать, как Христос ходатайствует за нас и вообще все, что с этим связано. Нам нужно просто знать, что Он это делает. Роберт Миллиган, думается, был прав, когда сказал: «Слово “ходатайствует”... употреблено здесь во всеобъемлющем смысле для обозначения всего, что Христос теперь делает для оправдания, освящения и искупления Своих людей». Пусть вас не волнует это «как». Просто радуйтесь этой истине: Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за вас.
Обратите внимание, что в тексте употреблено настоящее время: не «Он жил» или «Он будет жить», а «Он жив» — Он «всегда жив». Он заступается за нас год за годом, месяц за месяцем, неделю за неделей, день за днем, час за часом, минуту за минутой! Мне нравится, как об этом сказал один автор: даже когда мы не думаем об Иисусе, Он думает о нас!
В постоянно меняющемся мире только одно неизменно: Иисус жив — Он всегда жив! — и Он ходатайствует за нас. Когда все так нестабильно, чего нам держаться? Некоторые возлагают надежду на материальные вещи, но они в момент могут проскользнуть сквозь пальцы. Другие уповают на свою физическую силу, но и она может вмиг исчезнуть. Но есть незыблемые истины, которых мы можем твердо держаться в своем сердце: Иисус любит нас... Он умер за нас и воскрес... и теперь Он жив и ходатайствует за вас! Хвала Богу за то, что мы имеем живого Ходатая!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда вы смотрите на обещание нашего текста, помните, что оно имеет условие: «Поэтому и может всегда спасать приходящих через Него к Богу...» Бог доказывает Свою любовь к нам разными способами, но в особенности тем, что отдал Сына Своего на крест (Рим. 5:8), — и теперь в ответ мы должны приблизиться к Нему. Иаков писал: «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8).
Как мы приближаемся к Богу? «Через Него», через Иисуса. Иисус сказал: «Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Говоря об Иисусе, Петр сказал: «Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Мы должны уверовать в Иисуса (Ин. 8:24), мы должны покаяться в своих грехах (Лк. 13:3) и обратиться к Иисусу, мы должны исповедать свою веру в Иисуса (Мф. 10:32; Рим. 10:9), мы должны креститься во имя Иисуса для прощения грехов (Деян. 2:38), и мы должны начать новую жизнь в Иисусе (Рим. 6:3, 4).
Помните: если вы приблизитесь к Господу, то и Он приблизится к вам. https://dzen.ru/a/Zj_sIQehvQnTPEo3 #ИисусХристос #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев