Наши любимые песни военных и первых послевоенных лет — общая память нескольких поколений. Эти мелодии и стихи помогают лучше понять и события грозной эпохи, и чувства людей, на долю которых выпали тяжкие испытания. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Чёрно-белые кадры хроники по телевизору, марширующие колонны солдат, уличные громкоговорители июня 1941-го — и неостановимый, как девятый вал, рокот праведного гнева. В этой тяжёлой поступи и звучании многоголосного хора уже в первые дни войны был вынесен приговор захватчикам.
Песня родилась быстро, под влиянием импульса. Текст «Священной войны» авторства Василия Лебедева-Кумача был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда» 24 июня 1941 года. И уже 26 июня войска уходили на фронт с Белорусского вокзала под мелодию Александра Александрова. С осени 1941 года «Священная война» начала звучать по радио ежедневно, сразу после утреннего боя курантов Кремля. Напоминая, что каждый день приближает страну к неизбежной победе.
Прообраз «Синего платочка» — мелодия пианиста Ежи Петербургского, которую в 1939 году исполнил в Москве польский джазовый оркестр. На концерте присутствовал поэт Яков Галицкий, написавший первый вариант стихов прямо на месте.
На тот момент это был лишь лирический шлягер о расставании пары влюблённых. Но уже в 1942 году Лидия Русланова исполняла «Синий платочек» перед бойцами на передовой с новым текстом, в котором в прощании угадывались проводы на фронт.
Поэт Борис Ковынев предложил вариант со знаменитыми строками «Двадцать второго июня ровно в четыре часа...», а Клавдия Шульженко исполняла «Синий платочек» с хрестоматийным текстом сотрудника военной газеты Михаила Максимова, в котором «строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».
«Офицерский вальс» был написан поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным в 1943 году, когда оба ехали на поезде из Сталинграда в Елец. Фрадкин исполнял новую песню на полустанках на аккордеоне. В результате уже под Ельцом авторы услышали своё же сочинение, но уже в исполнении бойцов!
В основе песни — стихотворение Долматовского «Танцы до утра», опубликованное в феврале 1942 года и вдохновлённое рассказом лётчика, который познакомился с девушкой по имени Зина на танцевальном вечере, но был вынужден расстаться с ней.
«Офицерский вальс» ждала непростая судьба. Уже во время войны он превратился в «Случайный вальс», поскольку описанная в нём ситуация мирной передышки между боями была близка не только офицерам, но и рядовым. После войны вальс не тиражировался и вернулся к слушателям только в эпоху хрущёвской оттепели.
Широкую популярность «Смуглянке» обеспечил фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» (1973). Но песня гораздо старше. Она была написана поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым в 1940 году в качестве эпизода сюиты в честь красного командира Григория Котовского. И несколько раз была отвергнута цензурой по причине легкомысленности.
В ноябре 1944 года «Смуглянка» вошла в концертную программу Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски. Выступление транслировалось по радио из зала им. П. И. Чайковского. Напевная «Смуглянка» была мгновенно подхвачена слушателями по всей стране и на фронте.
В первом варианте стихотворения корреспондента фронтовой газеты Ильи Френкеля «Давай закурим» были слова о тёплом южном ветре и раскисших дорогах в Ростове и Таганроге, напоминающие об эпизоде осени 1941 года, когда на Южном фронте внезапно выпал и так же внезапно растаял снег.
Знаменитую мелодию к стихам в 1942 году написал композитор-фронтовик Модест Табачников. В новой редакции «Давай закурим» — уже без Ростова и Таганрога — с февраля 1943 года пела для бойцов на передовой Клавдия Шульженко.
Проникновенная песня на тему солдатского быта во время передышки была написана в 1942 году военным корреспондентом Алексеем Сурковым и композитором Константином Листовым, которые творили в самой гуще боёв, очутившись в землянке после прорыва через занятую врагом деревню и минное поле.
Кажущийся упаднический пассаж «До тебя мне дойти далеко, а до смерти четыре шага» вызвал вопросы у начальства, но песня настолько полюбилась бойцам, что они сами вступились за неё. И пели по всем фронтам без опаски, зная цену каждому слову.
Не зря бесствольные системы полевой реактивной артиллерии так и вошли в историю под ласковым именем «Катюша»! Сама же песня была написана ещё до войны. В 1938 году композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский сочинили музыкальную историю о девушке, которая хранит верность далёкому бойцу на дальнем пограничье.
Трогательная тема любви солдата и девушки не могла не вызвать живой отклик. Тот случай, когда песня уходит в народ: во время Великой Отечественной войны «Катюшу» постоянно перепевали и переписывали, добавляя куплеты и детали: «Эта наша русская Катюша / Немчуре поёт за упокой!»
В 1943 году в эвакуации в Ташкенте режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». Для ночной сцены, во время которой пулемётчик в исполнении Марка Бернеса пишет письмо домой во фронтовой землянке, понадобилась песня.
Композитор Никита Богословский написал мелодию прямо в присутствии режиссёра. После того, как поэт Владимир Агатов предложил стихотворение, похожее на текст письма с передовой, был срочно найден гитарист для записи. Ночью в студии Марк Бернес записал вокальную партию, а наутро он был уже на съёмочной площадке, играя сцену в землянке.
Песня была создана осенью 1945 года по свежим следам и впечатлениям, в качестве воспоминания о пыльных дорогах военной поры, сотни километров которых намотали наши солдаты на пути к Победе. Музыку написал Анатолий Новиков, текст — Лев Ошанин.
В декабре 1944 года пересеклись пути корреспондента фронтовой газеты Алексея Фатьянова, который прибыл в Москву в отпуск после участия в боях в Венгрии, и композитора Василия Соловьёва-Седого. Результатом встречи стала песня, которая была написана в тот же день. И впервые исполнена самими авторами для работников обслуживающего персонала гостиницы «Москва», которых пригласили оценить свою работу.
Среди первых слушателей был и генерал из соседнего номера, который предложил заменить «ребят» на «солдат»: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, / Пусть солдаты немного поспят». Кстати, в числе своих любимых песен «Соловьи» упомянул и Георгий Жуков.
Трагический текст этой песни служит напоминанием о горьких последствиях войны: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. / Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?» Поэт Михаил Исаковский написал пронзительный стихотворный монолог солдата в 1945 году. Мелодию предложил Матвей Блантер.
Однако уже после первой трансляции по радио в 1949 году песня была удалена из эфира по причине своей чрезмерной трагичности. Слишком болезненно она могла восприниматься в то время. Лишь в 1960 году Марк Бернес исполнил «Враги сожгли родную хату» на концерте — и песня пошла в народ. А через пять лет маршал Василий Чуйков попросил исполнить её на «Голубом огоньке». С мнением героя Сталинграда и Дважды Героя Советского Союза пришлось считаться.
Поэт Евгений Винокуров написал стихотворение «Серёжка с Малой Бронной» под впечатлением от поступка своего школьного товарища, который отправился на фронт в 17-летнем возрасте. При этом он сам в неполные 18 лет командовал артиллерийским взводом!
Сюжет стихотворения о юных москвичах, не вернувшихся с войны, и их матерях, по-прежнему ждущих детей, поразил композитора Андрея Эшпая практически точным попаданием в историю его собственной жизни. Идею положить слова на музыку предложил Марк Бернес.
Поэт отказался вносить правки в текст, на которых настаивали певец и композитор. Слова «Но помнит мир спасённый, / Мир вечный, мир живой / Серёжку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой» были предложены Вадимом Сикорским.
«Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»...
Сначала было стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли», написанное на аварском языке под впечатлением от памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме, которая мастерила бумажных журавликов в надежде вылечиться от лейкемии.
В 1968 году Наум Гребнёв выполнил перевод стихотворения на русский язык. Именно этот текст заинтересовал Марка Бернеса, который сам в это время боролся с тяжёлым недугом. В тексте «джигиты» были заменены на «солдат» для универсальности. Запись песни на мелодию Яна Френкеля, которая состоялась 8 июля 1969 года, стала последней в жизни актёра и певца, его прощальным посланием миру.
Тема фронтового братства на Великой Отечественной войне была для Владимира Высоцкого одной из центральных. Его отец был военным с самого детства будущий бард увлечённо слушал рассказы фронтовиков. Песни Высоцкого на военную тему звучали в спектаклях и фильмах, со сцены и в записи.
В 1969 году во время съёмок фильма «Сыновья уходят в бой» Владимир Высоцкий по просьбе режиссёра Виктора Турова написал песню о потере боевого товарища. Спустя два года с этим произведением познакомилась и широкая публика. А ещё через год «Он не вернулся из боя» вышла на мини-альбоме «Песни Владимира Высоцкого из кинофильмов».
Булат Окуджава ушёл на фронт добровольцем в 17-летнем возрасте. Был ранен, после госпиталя вернулся на передовую. В 1970 году, вспоминая свой опыт, музыкант и поэт написал «Нам нужна одна победа» для фильма «Белорусский вокзал».
На экране эту балладу о подвиге и надежде исполняет героиня Нины Ургант. Оркестровый вариант аранжировал композитор Альфред Шнитке. А в дальнейшие годы «Нам нужна одна победа» исполнялась многими артистами эстрады, став одной из любимых миллионами слушателей песен на военную тему. Заглядывайте на огонёк! Спасибо за класс и комментарий!
https://ok.ru/muzyka.ist
МУЗЫКА. История, открытия, мифы
Добрый день! Меня зовут Игорь Цалер, я журналист и автор трех книг, в прошлом — рецензент журнала «Rolling Stone». Здесь вы найдёте интересный и понятный контент о музыке от классики и джаза до попсы и метала.
Люблю обложки с сюрпризами! На конверте альбома Def Leppard изображена не только женщина перед зеркалом, но и череп. Его видно, если посмотреть на картину на расстоянии. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Главный сердцеед постперестроечной попсы. Взлёт к славе и ранний уход Жени Белоусова
Шикарная грива, обаятельная улыбка, имидж вечного подростка с романтически-дворовым репертуаром. Женя Белоусов был одним из самых успешных поп-проектов позднего СССР. И пока продюсеры ваяли нужный им образ, реальный человек Евгений Белоусов шёл по наклонной — к трагическому финалу. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Герой русского рока. Владимиру Кузьмину исполнилось 69 лет
В арсенале Владимира Кузьмина — целая коллекция хитов. Но и его песни, хитами не ставшие, способны потеснить работы многих коллег. Плодовитый автор и рок-многостаночник, композитор, гитарист, певец и продюсер, Кузьмин пережил несколько непростых личных и творческих периодов — и остался верен призванию. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Американские ню-металлисты Korn стремились исследовать тёмные стороны жизни. Мультяшное «оформление» их третьего альбома контрастирует с забоем, который они генерировали. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Легенда Roxette. 66 лет со дня рождения Мари Фредрикссон
Ей могло бы исполниться 66 лет... 30 мая 1958 года родилась Мари Фредрикссон — половинка шведского дуэта Roxette, одна из самых харизматичных и ярких вокалисток в истории поп-музыки. А также достойная восхищения героиня, которая оставалась верной призванию до конца. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Заставка сериала «Просто Мария» умилит каждого, кто застал 1990-е
Никогда не бывал в Мексике, но благодаря сериалу «Просто Мария» кажется, что бывал. Эта мыльная опера приковала к экранам всю страну с 1993 по 1994 год. А заглавная песня до сих пор способна вызвать спазм умиления... Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Главный в «Криденс». Джону Фогерти исполнилось 79 лет
28 мая 1945 года родился будущий основатель Creedence Clearwater Revival Джон Фогерти — простой, казалось бы, парень в клетчатой рубашке и с гитарой в руках. Который на деле оказался не таким уж простым. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Энди Флетчер — один из основателей легендарной группы Depeche Mode. Он стоял у истоков команды и сопровождал все её взлёты и падения. К сожалению, фанатам пришлось проститься с Флетчем. 26 мая 2022 года музыкант умер от расслоения аорты.
К 72-летию со дня рождения Александра Лермана. Как сложилась судьба золотого голоса «Весёлых ребят»
Вокал Александра Лермана во многом определил звучание эпохи ВИА. Блестящий солист работал на профессиональной сцене всего три года, но успел прославиться на всю страну. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Глядя на нынешнюю Шер, кто-нибудь может поверить, что ей сегодня исполнилось 78 лет? Понятно, что пластика и всё такое... Но энергию и блеск в глазах пока не научились имитировать в лабораториях. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
«Глоток свежего воздуха. Спасибо, старички!» Deep Purple порадовали новой песней
Легендарная группа готовит к выпуску летом целый альбом, лаконично названный «=1». Проба новой работы уже вышла — это первый за два с половиной года пёрпловский сингл «Portable Door». Под видео много позитивных русскоязычных комментариев!
Раз в какой-то промежуток времени выходит мелодия, которая, словно вирус, захватывает эфир. Такое было с «Ламбадой» и «Макареной». Такое случилось и с непритязательной песенкой про голубых человечков. Этим «абади-абадай» невозможно было сопротивляться! Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Он подарил нам «Подмосковные вечера». 98 лет со дня рождения Владимира Трошина
Незабываемый голос из времён, когда песни звучали из репродукторов и радиол. Песни в исполнении Владимира Трошина входят в золотой фонд советской эстрады 1960-х. Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить!
Комментарии 1