Современные HYIP-схемы в интернете – мощный бизнес. Общий объём таких проектов оценивается в миллиарды долларов. Сегодня опытные инвесторы заведомо “пирамидальных” схем прекрасно понимают суть таких псевдопредпринимательских компаний и вкладывают деньги в здравом уме и трезвой памяти, не испытывая лишних иллюзий по поводу истинного устройства хайпов. Они знают – вкладывая определённую сумму в такие предприятия, они рискуют потерять всё, но можно неплохо заработать, вовремя выведя прибыль. Однако многие люди принимают “легенды” HYIP-проектов (операции с криптовалютами, новые нефтяные месторождения, тайные банковские спекуляции, наследство нигерийских принцев) за чистую монету – и вкладывают последние деньги в откровенное мошенничество. Я не ставлю себе целью удержать таких людей от необдуманных инвестиций – в конце концов, каждый Буратино находит своё Поле Чудес в Стране Дураков. Но разумных людей история всё же учит, и именно истории “хайпов” посвящена сегодняшняя статья.
Нет, не Понци
Вы таки будете смеяться, однако первые пирамидоподобные предприятия организовывались в Одессе и других портовых городах Российской империи задолго до появления знаменитой схемы Карло Понци. Известный российский популяризатор математики Яков Перельман в своей книге “Живая математика” описывал одесские газетные кампании конца XIX-начала XX века под общим названием “Лавина велосипедов”. В городской газете печаталось объявление “Велосипед за 10 рублей вместо 50! Пишите!” В ответ на письмо потенциальной жертве высылался подробный рекламный проспект – вы, конечно, получите свой шикарный велосипед стоимостью 50 рублей, но только после того, как вышлете 10 рублей и распространите среди своих друзей и знакомых 4 покупочных билета. А эти знакомые получат свои велосипеды только после того, как вышлют по 10 рублей и раздадут уже своим знакомым ещё по 4 билета каждый. Первые участники схемы действительно получали хорошую велотехнику за 10 рублей – только платили за неё последующие вкладчики, остававшиеся в итоге “безлошадными”.
Патриарх пирамидостроителей
Одесситы, конечно, всегда славились своими хитрыми схемами, однако первым организатором по-настоящему массовой финансовой пирамиды стал итальянский эмигрант в США Карло Понци. После 15 лет безуспешных попыток открыть в Новом Свете свой доходный бизнес (и пары коротких “отсидок” за мелкие мошенничества) Понци почти отчаивается. И тут он натыкается на довольно бесполезную информацию – оказывается, почтовые купоны в Европе, сильно пострадавшей от Первой Мировой войны, стоят намного дешевле, чем в Америке.
Почтовые купоны – знак вежливости при переписке в начале XX века. Если вы пишете своему контрагенту деловое письмо, вы покупаете и кладёте в конверт такие купоны – их можно обменять на почтовые марки и не тратить свои деньги на ответное письмо.
Карло Понци занимает (кто бы сомневался) у знакомого 200 долларов и в 1919 году открывает в Бостоне фирму The Securities Exchange Company. Позиционируя свою компанию как инвестиционную организацию, Понци “по секрету” рассказывает инвесторам, что его агенты покупают дешёвые почтовые купоны в Европе и продают в США намного дороже, а разницу получают вкладчики в виде дивидендов.
Обещанные проценты (50% от суммы вклада через 45 дней или 100% через 90 дней) в разы превосходили доходность любого акционерного общества. Неудивительно, что к началу 1920-го года вкладчики буквально осаждали офис Securities Exchange Company, требуя принять вклады – всем хотелось удвоить свои деньги всего за полтора месяца. В определённый момент сумма ежедневных вкладов составляла почти 250 тысяч долларов – сумасшедшие деньги по тем временам. Наличные не успевали переправлять в банк, их складывали в ящиках из-под апельсинов прямо в офисе. Свою роль сыграло не только “сарафанное радио”, но и активно спонсируемые Понци хвалебные статьи в уважаемых газетах. Меньше чем за год было собрано, по разным оценкам, от 50 до 150 миллионов долларов, и только небольшая часть была выплачена вкладчикам.
Но ничто не вечно, математика – хорошее оружие не только для мошенников, но и для разоблачителей. Летом 1920-го года журналисты серьёзного издания Post Magazine ради интереса посчитали, сколько всего должно быть почтовых купонов в руках Карло Понци для выплаты дивидендов своим вкладчикам. 160 миллионов штук – посчитали, прослезились и опубликовали статью. Проблема в том, что всего на тот момент в мире было напечатано меньше 30 тысяч почтовых купонов. Вдобавок ко всему знакомый, одолживший Карлу первоначальный капитал, потребовал вернуть долг с накопившимися процентами, и в офис компании пришли государственные аудиторы. В связи с этим в августе 1920 года Понци объявил о временной приостановке работы компании.
Это было огромной ошибкой – вкладчики массово бросились забирать свои депозиты с процентами, а таких денег у компании не было. Естественно, никакие почтовые купоны в Европе Понци не покупал – купоны невозможно продать, только обменять на бесполезные почтовые марки. Огромные проценты по вкладам выплачивались инвесторам из средств новых вкладчиков, пока их число росло благодаря рекламе и расходящимся слухам. Когда большинство инвесторов затребовали свои вклады с прибылью обратно, произошёл, говоря современным языком, банальный скам – денег на счетах Понци просто не было. В итоге отец всех хайпов был приговорён к пятилетнему заключению, через год вышел по амнистии, затем также за мошенничество отсидел ещё несколько сроков (украл-выпил-в тюрьму) и в 1934 году по совокупности заслуг был депортирован на родину.
Подробнее в нашем блоге..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
80/20
Писать в лс