Почему вандалы нападали на известные картины? Часть 1
Захотелось немножко поизучать хроники вандализма. Мне интересно, что движет теми людьми, которые пытаются уничтожить ту или иную картину. То есть как они сами объясняют свой поступок, какова их мотивация.
Рембрандт
Пожалуй, первое, что вспоминается, это ужасающая история нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже. 15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис несколько раз ударил картину ножом и плеснул на нее кислотой. Несмотря на то, что спасать картину начали сразу же, была утрачена почти треть живописного полотна. Больше всего пострадала самая важная часть — фигура Данаи. Вот так, ущерб был нанесен за секунды, а на реставрацию потребовалось 12 (!) лет. Вандал был задержан, ему был поставлен диагноз шизофрения. Шесть лет он проходил лечение в психиатрической лечебнице.
Непосредственно перед нападением вандал спросил смотрительницу музея, какая из картин в зале Рембрандта является наиболее ценной. Когда он был задержан, оказалось, что у него с собой было и взрывное устройство. К счастью, у него хватило ума не приводить его в действие, потому что вокруг было много людей.
Бронюс Майгис, Литовский Герострат
Дома у вандала нашли репродукцию «Данаи», но изначально он собирался в Москву, а не Ленинград — просто не смог купить билеты. Сначала он утверждал, что у него были политические мотивы. 15 июня 1940 года советские войска были введены в Литву, поэтому дата была выбрана соответствующая. А отец вандала якобы был расстрелян НКВД в 1944 году за дезертирство, поэтому он ненавидел советскую власть. Потом он изменил свои показания, объявил себя женоненавистником, а «Данаю» — образцом разврата. Еще позже он объяснял свой поступок желанием привлечь к себе внимание. Он так и не раскаялся и говорил, что повторил бы это.
Верещагин
Картины «Воскресение Христово» и «Святое семейство» Василия Верещагина также подвергались нападению. В 1885 году во время выставки в Вене религиозный фанатик облил полотна соляной кислотой. К счастью, ему не удалось нанести полотнам серьезный урон.
Василий Верещагин «Воскресение Христово» (1884)
Василий Верещагин «Святое семейство» (1884), 100,4×121 см
В то время австрийское духовенство призывало прихожан не ходить на выставку, на которой демонстрировались эти картины. Для тех, кто все же их увидел, были предусмотрены три дня покаяния. Почему? Священнослужители сочли, что эти полотна умаляют духовную ценность изображенных на них сцен и подрывают догматы христианства. В Российской империи эти картины и вовсе были запрещены.
Репин
16 января 1913 года в Третьяковке было совершено нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». 29-летний иконописец, старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» бросился с ножом на картину. Он довольно серьезно повредил полотно. В его восстановлении участвовали реставраторы Дмитрий Богословский и Игорь Грабарь, а также сам Илья Репин.
Илья Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), 199,5х254,0 см
Хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов, узнав о случившемся, бросился под поезд. Попечитель музея Илья Остроухов подал в отставку.
Следы от удара ножом
Вандал до нападения неоднократно заглядывал в Третьяковку. Утром 16 января он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» Сурикова. Стоял перед ней и что-то шептал. Смотритель музея заподозрил неладное и стал следовать за ним на некотором расстоянии. Но вандал так внезапно сорвался с места и набросился на картину Репина, что смотритель просто не успел его остановить. Он его обезоружил, но нападавший успел нанести три удара.
До прибытия полиции вандала заперли в конторе галереи. Он находился в подавленном состоянии, закрывал лицо руками и все повторял: «Господи, что я сделал». На допросе выяснилось, что он давно задумал изрезать картину ножом. Отвечал он местами вполне здраво, но местами ответы были совершенно бессмысленные. Он не смотрел в глаза и производил впечатление человека нездорового. Поэтому его отправили к врачам. После выяснилось, что его сестра находится в Алексеевской психиатрической больнице, в ней же скончался и его брат Николай.
Абрам Балашов
Повторное нападение на картину Репина произошло относительно недавно — 25 мая 2018 года. За пять минут до закрытия Третьяковки 37-летний безработный, житель Воронежской области, Игорь Подпорин вбежал в зал Репина, схватил металлическую стойку ограждения и нанес несколько ударов по стеклу, защищавшему картину. К сожалению, стекло защищало работу от колебаний температурно-влажностного режима, но не от вандализма. Вандалу удалось порвать холст в трех местах в центральной части полотна. Картина сразу же отправилась на реставрацию.
Свой поступок вандал объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной. Он переехал в Россию вместе с семьей из Узбекистана — они были беженцами. Выяснилось, что еще до отъезда в возрасте 16 лет он получил условный срок за хулиганство. После нападения на картину он был признан вменяемым, ему предъявили обвинение по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия). В 2019 году он был приговорен к двум с половиной годам колонии. Ущерб от его действий составил по некоторым оценкам 30 млн рублей.
Последствия нападения на картину
Предварительные выводы
Получилось довольно длинно, поэтому я пока сделаю передышку. Наверное, будет продолжение. Но пока что получается? Мотивы вандалов либо обусловлены душевным нездоровьем, либо религиозными мотивами?
Я навскидку могу еще вспомнить нападения на «Мону Лизу» Леонардо, «Ночной дозор» Рембрандта и «Супрематизм» Малевича. Если есть желание, приглашаю дополнять список в комментариях!
#историиобискусстве Если вам понравился пост, приглашаю вас вступить в мою группу:
Арт-дневник
О вдохновляющих художниках, разных видах искусства и творчества. В мире так много талантливых людей, создающих красоту, так давайте с ними познакомимся!
Здравствуйте! Это пост-знакомство. Меня зовут Маша, и я люблю все, что связано с искусством и творчеством. Я создала эту группу, чтобы делиться с вами своими находками, вдохновляющими идеями, историями о художниках, их работах, проектах, выставках, книгах. Я хотела бы создать безопасное пространство, где мы могли бы обсуждать темы искусства и творчества, обмениваться мнениями в комфортной среде единомышленников. Мы живем в сложное время, вокруг много негатива, мы все от этого устали. Поэтому приглашаю вас в исцеляющее путешествие по миру искусства. Искусство бывает разное. Простое и сложное. Доброе и драматичное. Яркое и монохромное. Я буду показывать вам разное, и уверен
В продолжение темы грозы очень захотелось показать вам иллюстрацию художницы Анны Десницкой. Мне в ней нравится все И этот цвет внезапно почерневшего неба, и внезапно поднявшийся ветер, и тетушка, спешно снимающая с веревки белье, и девочка, с опаской глядящая на надвигающуюся стихию: успею ли добежать до дома? А вам нравятся иллюстрации Анны Десницкой? Показать вам побольше работ этой художницы?
Давно хотела сделать подборку картин на тему грозы, а тут и повод появился — у нас уже второй день грозы. В общем я как обычно выбираю на свой вкус, а вас приглашаю дополнять в комментариях. Можно написать имя художника и название картины, а я найду и добавлю изображение. Я очень люблю грозы. И то, как все замирает перед грозой, и последующее буйство стихии, когда все грохочет и сверкает, и ощущение свежести после. Начнем с предгрозовых картин Пусть первым будет драматичный Иван Шишкин.
Прогулки на природе — главный источник вдохновения художницы Адель Рено, которая живет то в Лос-Анджелесе, то в Брюсселе. В этих двух точках планеты флора очень отличается. Если в Южной Калифорнии преобладают пустынные растения и пальмы, то в окрестностях Брюсселя можно насладиться сочной зеленью. Поэтому художница часто отражает в своих работах то, что видит в местах проживания. Вот что она говорит об этом:
Флора становится метафорой людей, как местных, так и приезжих, которые населяют город, обогащают его культурную среду и разделяют коллективное сознание.
Рено разглядывает окружающие ее растения с помощью лупы и подмечает разнообразные детали:
Художник из Сеула Ли Сан Су раньше работал дизайнером, а сейчас создает вот такие причудливые скульптуры, в которых можно разглядеть кролика, кошку или лебедя. Для создания своих работ он использует цифровые инструменты. Сначала в цифре создает макет, а затем печатает их на 3D-принтере. Основа таких скульптур — смола и нержавеющая сталь. Затем это все окрашивается. Скульптуры Ли Сан Су — это про четвертую промышленную революцию, про сложные взаимосвязи между виртуальным и физическим опытом. Он часто повторяет похожие мотивы в разных цветах, играя с идеей тиражирования и уделяя особое внимание точности.
Пока люди могут ценить мои идеи и способ их выражения,
Дорогие друзья, поздравляю нас с началом лета! А иллюстрацией для хорошего настроения пусть будет «Кот на летнем лугу» шведского художника Бруно Лильефорса Бруно Лильефорс является одним из самых ярких художников-анималистов Швеции конца XIX — начала XX века. Его даже называют великим живописцем дикой природы. В его работах биологические принципы объединились с мастерством реалистического импрессионизма, наука стала частью искусства.
. А сейчас увидела, что у нее появилась новая серия текстильного безумия. Напомню, что она воссоздает морские экосистемы. На создание такой штуки могут уйти месяцы.
Еще одна кукольная выставка пройдет этим летом! 15 июня состоится выставка шарнирных кукол «Доллскар» в Амбер-Плаза. Билеты 750-850 рублей в зависимости от времени.
Анонс выставки «БАЛ МОДНЫХ КУКОЛ. Преображение Блайз и не только»
Я переживала, что пропустила все весенние выставки кукол и рукоделия и теперь придется ждать осени, но нет! 6-8 июня на Тишинке будет проходить выставка «БАЛ МОДНЫХ КУКОЛ Преображение Блайз и не только».
Умел ли Малевич рисовать? За пределами «Черного квадрата»
Некоторое время назад я писала про «Черный квадрат» Казимира Малевича на Дзене. Тогда для меня стала неожиданностью бурная реакция читателей в комментариях. Если вкратце, я считаю, что не надо рассматривать «Черный квадрат» как живопись, это высказывание и артефакт эпохи. И вот тогда в комментариях часто звучало, что Малевич нарисовал квадрат (который сможет нарисовать любой, даже ребенок), потому что рисовать не умел. А поскольку Малевича я знаю в основном по его работам супрематизма-абстракционизма-авангарда (что у меня нигде совершенно не отзывается и не вдохновляет), мне самой стало интересно покопать: а что, собственно, было за
Простой и недооцененный карандаш: на что он способен?
Сегодня хочу рассказать вам об обычном карандаше, хотя на самом деле обычным он мне не кажется. Я работаю чернографитными карандашами в деревянном корпусе. Они дают мне практические неограниченные возможности для экспериментов со светом и тенью.
Мягкие и жесткие
Для начала вам надо знать, что карандаши бывают разной жесткости, эту информацию производитель наносит на корпус: B - это мягкий карандаш, от B до 9B. Мне рассказывали про 10B, но вживую я такое ни разу не видела. Эти карандаши я использую для набора тона до самого темного. H - это жестокий карандаш, от H до 9H. Эти карандаши я использую, когда мне надо набрать светлый тон.
Вот что Анастасия рассказывает о себе на своем сайте:
Художник-акварелист, работающая в жанре фигуратива и городского пейзажа, представляет работы, созданные во время самоизоляции 2020 года, раскрывающие, как личные восприятия жизненного пути, так и проблематику самоопределения человека в современной реальности.
Набрела на работы художника Александра Болотова. Он родился в 1981 году. В 2002 году окончил живописное отделение Донецкого художественного училища. Работал в разных издательствах, постепенно пришел к свободному творчеству.
Сохраняю себе на память, хочу побольше узнать о художнице Марии Павловой. Пока мне про нее известно, что она из Санкт-Петербурга и родилась в 1979 году. Найдите на картине котика
Немного красоты на ночь глядя. Мне кажется, невозможно не любить наших живописцев. Тут и мастерство, и фантастическое умение передать красоту нашей природы.
Сегодня покажу вам акварели японского художника Такаши Акасака. Он родился в Иокогаме в 1953 году. После окончания университета на протяжении 30 лет работал в области архитектурной иллюстрации. Но в 2006 году начал писать акварелью. Освоил новую манеру живописи, изменил свое творческое видение. Если в архитектурной иллюстрации более важна точность изображения, в акварели важнее передать чувства, ощущения, эмоции, которые вызывает то, что видит художник. С 2009 года Такаши Акасака проводит персональные выставки в Иокогаме и других городах Японии. Является членом Японского общества художников-акварелистов.
Немножко красоты на ночь глядя. Захватывающее чувство радости, весеннего пробуждения природы, первой нежной зелени. В многочисленных картинах и этюдах Саврасов изобразил самые разные оттенки весенних состояний природы. Он называл весну своим самым любимым временем года. Как никто другой он умел передавать вздох и затаенную радость северянина при виде солнца, новой листвы, первых цветов, птичьих голосов.
Комментарии 4
Спасибо!