Как проживать эмоции без рамок и оков
Представьте, что эмоции — это краски, которыми человек раскрашивает повседневную жизнь. В детстве человек накапливает эмоциональный опыт. Он впервые переживает восторг, отчаяние, умиротворение, тревогу, интерес, страх. Его эмоциональная палитра насыщается красками. Взрослый уже не добавляет и не отнимает из этой палитры цветов. Он использует то, что есть. Если все цвета незамутненных оттенков, все по-своему красивые — повезло.
Другое дело, когда на палитре эмоций лишь мутное, странноватого цвета пятно. А человек слабо ориентируется в этой палитре и не особо разглядывает ее. Выхватывает цвет наугад, то и дело попадает в некрасивое серо-буро-малиновое пятнышко. Он не понимает, что происходит. И решает, что с эмоциями и чувствами что-то не так.
Кипящая эйфория сменяется истерической жутью, а человек совершенно не понимает свои эмоции. Все, что он может, — выпить валерьянку. Но валерьянка не помогает от самоуничижения, неуверенности в себе и конфликтов с родными. Подавленные чувства делают человека зависимым от настроения близких, сверхчувствительным к малейшим своим промахам в общении.
Когда люди запирают свои чувства, весь эмоциональный накал они выплескивают на мелочные проблемы. Например, девушка с детства пела, пела публике, пела с чувственным наслаждением. А потом отодвинула свой талант на задворки жизни, почти забыла о нем. Она загнала эмоции в рамки, но они просочились истерическим настроением и страхом темноты.
Неизвестно, сколько у нее нелепых пятен в эмоциональной палитре. Но одно из них легко разглядеть. В детстве ей недоставало душевной близости с родителями. Ее мама сдерживала свои чувства и не показывала дочери особой любви. Папа привык обижаться. Он не мог дать девушке позитивных чувств, ведь самому их неоткуда было взять.
Она все реже тянулась к кисти и палитре, реже нагружала себя мощными переживаниями.
Заложники эмоциональной травмы
Люди отодвигают подальше свою палитру эмоций — боятся угодить в пятно негатива. Побочный эффект в том, что их жизни не хватает глубины и яркости. Они страдают от душевной пустоты. Иногда люди находят безопасный, но куцый источник переживаний. Осторожно, дрожащей рукой берут краску на кончик кисти с самого уголка палитры.
Эмоционально шантажируют, вымогают эмоции. Подсаживаются на ужастики и ночные прогулки. Страдают от фобий. Заводят безобидную собачку или кошечку. Она не причинит душевной боли, в отличие от людей.
А иногда и этого не находят, просто живут эмоционально пустые.
Саша забрался на подоконник. Внимательно следит за снежинками. Зима, снегопад.
— Ты чего там сидишь?
— Я жду, пока пролетит Снежная королева.
— Спускайся, холод от окна. Тебя продует.
Саша смотрит на снег как ни в чем ни бывало. Мама Сашки видит, что ее не слушают. Тоже выглядывает на улицу.
— Ты так не скоро дождешься.
— Почему?
Нина неловко пожимает плечами. Она не знает, что Снежная королева — первая любовь Саши. Ему в сказке Андерсена больше всех жалко Снежную королеву. Она всегда одна в ледяном дворце. Кажется, на одну лишь секунду она подружилась с Каем, но Герда и Кая у нее забрала.
Саша хочет, чтобы Снежная королева прилетела за ним. Он будет складывать для нее слова из льдинок, а она будет его целовать. В ледяном дворце будет все сверкать.
— Такая пурга, она тут везде летает, — объясняет Саша маме.
— Ну, она же в сказке летает.
Саша бросает на Нину настороженный взгляд и отворачивается к снежинкам. Нина добавляет:
— Про Герду. И Кая.
— И дальше что? — нервно спрашивает ребенок. Он чувствует неладное.
— А на самом деле ее не существует.
— Ты что, ее никогда не видела?
— Нет. Ее никто не видел.
— Откуда ты знаешь, что никто? А ты просто не можешь ее видеть, ты уже взрослая.
— Слезь, пожалуйста, с подоконника, — мама тоже нервничает. Подоконник не пластиковый, а керамический, ледяной. И Сашка легко простужается. Нина тянется к ребенку в попытке обхватить его и снять, рассказывая:
— Ганс Христиан Андерсен — автор сказки про Герду, это он придумал Снежную королеву, и она есть только в книжке.
Саша уже злится. Он в порыве отчаяния, чувствуя, что его сейчас утянут со смотрового пункта, указывает пальцем в метель:
— Да вон она, что, не видно? — ребенок и сам ничего не видит в клубящемся снегу, но для него уже дело чести убедить маму, что Снежная королева есть. Для этого нужно лишь самому поверить, что она укуталась в облако, и Саша верит.
— Нет там ничего, — Нина злится в ответ, отдирая Сашу от окна. — Там только пурга.
Если ребенок утром раскашляется и засопливит, Нина скажет, что нечего было морозиться на окне. Мамы отлично умеют спасать тело ребенка, но часто невольно повреждают душу. Так, например, маленький Саша получил травму в зрительном векторе.
Полный текст:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/kak-prozhivat-emocii-bez-ramok-i-okov