Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.
Цитата:
“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.
А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"
Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю. Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения – один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.
Масленичный столб.
На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом. На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз. Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути...
Взятие городка
На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней», начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин - не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать.
Если смотреть в более широком ракурсе, не только спортивные игры, но и все народные забавы, то получится примерно такое разнообразие:
Единоборства. Кулачный бой.
Большинство кулачных боев были “правильными”, т.е. проводившимися по правилам.
Вот основные их положения:
биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,
не бить лежачего противника,
не бить сзади,
не таить в кулаке тяжелых предметов,
не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).
В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых. Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-“надёжи”. Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу...
Пляски и танцы.
Например, суть известнейшего танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.
Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!
Игры-обряды.
Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм. Играющие переодевались (“рядились”) в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил. Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо – подобны солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж. Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее. Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в родных богов, и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.
Массовые игры, например:
Лапта
Городки (рюхи, чушки)
Взятие городка
Моргалочки
Ящер
Кстати, многие детские спортивные игры имеют свои древние прообразы.
И еще, на этно-фестивалях играют в эти же народные игры, иногда называя их причудливыми названиями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев