В издательстве экономического факультета МГУ им. Ломоносова вышла новая книга, написанная мной в соавторстве с М.В. Грачевой. На днях получил экземпляры книги.
Грачева М. В., Первушин В. А. Управление проектами в цифровой экономике: Учебник. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, ООО «Издательство «КноРус», 2023. — 310 с. ISBN 978-5-907690-23-3.
Читать книгу можно в формате PDF по ссылке https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=100107&p=attachment Материал книги основан на значительном опыте практического управления различными по характеру проектами, применения методов управления проектами при реализации, в первую очередь, инновационных проектов по заказу как российских, так и иностранных компаний, являющихся мировыми технологическими лидерами. Главы 1, 3-7 написаны В.А. Первушиным, Глава 2 – М.В. Грачевой.
Цифровизация экономики, появление новых возможностей, требуют изменения подходов и к организации обучения руководителей проектов по программам МВА и дополнительного профессионального образования. Для этого предполагается перестроить программы обучения на основе объединения всех курсов и кейсов в рамках единого Базового проекта создания и развития технологической компании. В книге сделана попытка представить изучаемы темы в привязке к этапам жизненного цикла Базового проекта.
Книга ориентирована, в первую очередь, на начинающих менеджеров, управляющих инновационными проектами. Как правило, это молодые ученые, впервые столкнувшиеся с необходимостью управлять инновационным проектом или предприниматели, инвестирующие средства в проект, в основе которого лежит инновация и слабо представляющие особенности управления такими проектами. В книге предполагается дать, по возможности, достаточно целостное представления о методах, позволяющих менеджеру эффективно управлять проектами, в первую очередь, инновационными.
Акцент делается на технологии управления небольшими проектами, в которых проблема управления связана с отсутствием управленческого опыта у команды и плохим пониманием того, как должен строиться инновационный проект, а не с умением построить, например, сетевую диаграмму. Даже Стандарт управления проектами американской ассоциации Project Management Institute (PMI) до последнего времени был ориентирован на крупные проекты. Его избыточность, излишняя детализация и, в то же время, слишком большая универсальность являются большим препятствием на пути использования проектного управления в относительно небольших проектах, включая инновационные.
Материал книги лишь частично опирается на материалы известных Стандартов (PMI, IPMA и т.п.), поскольку любой Стандарт в силу его предназначения не способен конкретизировать действия по проекту, он определяет только самые общие подходы к управлению проектами.
Важной особенностью содержания является его интеграционность, нацеленность на комплексное использование знаний и методов. Все материалы ориентированы, в первую очередь, на практическую полезность для менеджера, поэтому предлагаемое учебное пособие не является академическим, а сознательно ограничено описанием наиболее важных приемов управления.
Все примеры и кейсы взяты из личной практики авторов и охватывают достаточно широкий спектр проектов, реализуемых в компаниях. Кейсы, которые всего лишь упоминаются в разделах книги, должны послужить толчком к самостоятельной проработке заинтересованным читателем.
Первая глава посвящена описанию современной ситуации, в которой реализуются проекты и особенностям управления проектами различного типа. Изменившиеся условия привели к необходимости адаптации методов управления проектами к новой цифровой реальности. Это, с одной стороны, позволило существенно расширить возможности команды проекта, с другой стороны, заставляет осваивать новые подходы и методы управления проектами.
Во второй главе Учебника рассмотрена такая составная часть управления инвестиционной деятельностью как проектный анализ. Автор анализирует основные принципы проектного подхода, дает определение инвестиционного проекта, классифицирует его признаки. Далее раскрываются такие основополагающие понятия управления проектами, как проектный цикл, горизонт планирования, определяются понятия проектных затрат и выгод.
Третья глава посвящена структуризации проекта, т.е., его упрощению, разбиению на более простые, управляемые компоненты. Умение структурировать проект является основой профессионального управления проектами. Описаны основные элементы структуры проекта: выделение функций, описаны подсистемы управления. Для различных типов проектов приведены варианты базового жизненного цикла
Четвертая глава посвящена описанию важнейших элементов проекта – продукта проекта, стратегического плана, границ проекта. От того, насколько детально и качественно описан продукт проекта, существенным образом зависит качество инновационного проекта. Стратегический план (концепция реализации) обеспечивает выбор единственного варианта реализации проекта, что позволяет команде проекта действовать в едином ключе. Граница проекта задает условия, при достижении которых проект считается завершенным.
В пятой главе подробно описываются процессы разработки плана проекта. В рамках базового жизненного цикла проекта план проекта в общем случае разрабатывается дважды – укрупненный план при подготовке обоснования проекта и затем более детальный при начале реализации проекта. Для каждого процесса разработки плана проекта приведены типичные ошибки, из-за которых план проекта может значительно отличаться от реальной ситуации.
Шестая глава посвящена административному завершению – части этапа базового жизненного цикла «Закрытие проекта». На этом этапе происходит разбор работы, оценка работы команды, сбор материалов для маркетинга, накопление и сохранение опыта. Детально описана структура системы мотивации, порядок использования показателей эффективности проекта.
В седьмой главе приведены примеры использования инструментов управления проектами в реальных проектах. В каждом из примеров демонстрируется использование одного или нескольких элементов проекта. Как правило, очень сложно подобрать доступный для целей обучения проект, в котором были бы использованы все или большинство элементов проекта. Такой проект приведен в конце главы. Несмотря на реальную основу проекта, он немного адаптирован для целей обучения, чтобы наилучшим образом продемонстрировать порядок разработки плана проекта.
Книга полезна как для начинающих руководителей проектов, так и для тех, кто имеет определенный опыт реализации проектов различного типа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев