Главный праздник Православной Церкви называется Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. В 2024 году праздник приходится на 5 мая. В этот день совершается также память преподобного Феодора Сикеота, апостолов Варфоломея, Луки и Климента, мученика Епиподия Лионского, преподобного Виталия Александрийского, благоверного князя Всеволода, Новгородского, Псковского чудотворца, а также святых ХХ века — священномучеников Платона, епископа Банялукского, Евстафия Малаховского и мученика Димитрия Власенкова.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный пасхальный день 5 мая.
Светлое Христово Воскресение, Пасха, 5 мая 2024 года
Празднованием Пасхи 5 мая завершаются Великий пост и Страстная седмица в 2024 году. Это переходящий праздник, его дата зависит от лунно-солнечного календаря и приходится на период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.
Воскресение Христово занимает центральное место в Священной истории, о нем повествуют все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А в Деяниях апостолов рассказывается о том, как христиане собирались в первый день после субботы для благодарения и преломления хлеба, то есть совершения заповеданного Спасителем Таинства Евхаристии.
Пасха — главное событие всего церковного года, именно поэтому мы вспоминаем его каждые семь дней, что отразилось в нашем языке. Последний день недели так и называется — воскресенье.
Особенности православного богослужения
Богослужение Пасхи — самое торжественное, необычное и радостное: совершается крестный ход, почти все молитвы поются, Евангелие читают на разных языках, царские врата открыты и ярко освещенные храмы переполнены верующими.
Начинается служба вечером в субботу. Сначала читают Деяния апостолов, около половины двенадцатого служат первую часть пасхального богослужения — пасхальную полунощницу. Церковный хор поет канон Великой субботы. Служащие священники еще в белом облачении выходят из алтаря, диаконы кадят, плащаницу (большой плат из ткани, на котором вышита или написана икона, изображающая Спасителя во гробе) из центра храма уносят в алтарь, где кладут на престол.
Обычного ровно в полночь верующие зажигают свечи, лампадки или фонарики, священнослужители трижды поют стихиру Воскресение Твое, Христе Спасе — так начинается пасхальная утреня и крестный ход. Из храма выносят крест, Евангелие, хоругви, иконы. Вслед за священством хор и прихожане обходят храм (один или три раза) и останавливаются перед закрытым входом в него — западными вратами, символизирующими запертый Гроб Господень. После небольшой паузы священник, возглавляющий пасхальное богослужение, трижды обращается ко всем с радостной вестью: «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» И все возвращаются в храм.
Хор начинает петь Пасхальный канон Иоанна Дамаскина. На каждой его песни совершается каждение, священнослужители меняют облачения и друг за другом радостно приветствуют молящихся словами «Христос воскресе!». Эти действия напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения. Каждый священнослужитель, выходя из алтаря, кадит, и храм наполняется ароматом ладана.
После того как священнослужители и молящиеся в храме поздравили друг друга (похристосовались), с амвона звучит торжественное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, раскрывающее смысл праздника.
Божественную литургию предваряют пасхальные Часы. В отличие от обычных часов они не читаются, а поются: радостные песнопения в честь Спасителя исполняет хор, а иногда и все, кто находятся в храме. Часы очень короткие, без псалмов. Они состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака, нескольких тропарей и молитв. Пасхальные часы на всей последующей Светлой седмице (неделе после Пасхи) не только поются на богослужении вместо обычных часов, но и заменяют утреннее и вечернее домашнее правило.
После часов начинается Божественная литургия. Только в пасхальную ночь существует традиция несколько раз читать фрагмент Евангелия от Иоанна «В начале было Слово…», чтобы оно прозвучало на разных языках. Можно увидеть все, что происходит в алтаре, поскольку литургия служится при распахнутых царских вратах. Они символизируют открытый путь в Царствие Небесное.
В конце литургии освящают артос (очень большая просфора), который будет находится перед алтарем всю Светлую седмицу. В течение этой недели артос выносят вместе с крестом, хоругвями и иконами во время крестного хода после каждой литургии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1