Неожиданно над широким простором колосящегося пшеничного поля вынырнула маковка церквушки. Наша цель – село Дубёнки – вот-вот будет достигнута. Въехав в населённый пункт, снова, как и в Богородском, оказались среди широкой площади-улицы с двумя порядками домов по её краям. Дорога упёрлась в зелёный островок, посередине которого высится местная Покровская церковь, та самая, чей купол мы приметили ещё на подъезде к Дубёнкам. За храмом, поперёк предыдущим двум порядкам сельских изб идёт ещё один. Домов немного, но гораздо больше, нежели в Богородском. Значит, жизнь здесь продолжает кипеть.
Хотя Дубёнки административно относятся к Гаврилово-Посадскому району Ивановской области, в конце XIX – начале XX веков они входили в состав Никульской волости Юрьевского уезда, поэтому это село мы с полным правом можем считать и своим – опольным. А поля вокруг Дубёнок, кстати, плодородные, продолжают возделываться и вообще очень красивые.
Если углубиться в историю населённого пункта, то впервые в документах он упоминается в так называемой «разъезжей грамоте» 1521 года, в которой указаны границы земель Дубенок и села Лычёва. Из этой же грамоты видно, что на тот момент Дубенки были вотчиной суздальского женского Покровского монастыря. Население было, видимо, не столь великим, например, в начале ХХ века – чуть более трёх с половиной сотен жителей. Судя по переписи населения, состоявшейся в 2010 году, 11 лет назад здесь постоянно проживало лишь 30 человек.
Дубёнки значатся «у реки Дубёнки и ручья Исток». Интересна история названия села. Если с «Дубёнками» примерно всё ясно - от дубов, - которых мы здесь встретили в немалом количестве, то на Плане генерального межевания Юрьевского уезда конца XVIII века село обозначено как сельцо Зебенки. Предположим, что это название происходит от слова «зыбь» - топкое место, трясина. Вспомните роман Тимофея Дмитриева под названием «Зелёная зыбь»! Возможно, сельцо возникло на берегу речки поблизости от топкого места, что и определило его наименование. Трансформацию названия Зебенки в Дубёнки и Дубёнок в Зебенки можно объяснить тем, что землемеры, проводившие Генеральное межевание обычно записывали имена географических объектов со слов местных жителей, то есть «на слух». Так Зебенки могли стать Дубёнками и наоборот. А упоминаемый в «разъезжей грамоте» 1521 года владелец сёл Дубёнок и Лычёва Фёдор Иванович Дубенской, скорее всего, получил свою фамилию как раз от названия села.
Над Дубёнками, несомненно, доминирует Покровская церковь. Она здесь появилась не позднее начала ХVI столетия. Тогда храм был деревянным. Каменная церковь же построена в 1854 году усердием прихожан. Престолов в ней два: холодный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и тёплый придельный — в честь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь служит примером традиционного приходского храма, монументальный облик которого составляют формы русско-византийского стиля. Бытует мнение, что храм Покрова в Дубёнках никогда не закрывался, но это не совсем так. Церковь была закрыта в конце 1930-х годов, а в 1947 году возвращена верующим. Более уже не закрывалась. В храме хранится удивительная икона с частицами святых мощей. К сожалению, в момент нашего приезда церковь была закрыта: нынешний батюшка проживает не в Дубёнках. В отличие от его предшественников и, в частности, предыдущего настоятеля игумена Дионисия (Летуновского), которого до сих пор с теплотой вспоминают все прихожане. Отец Дионисий был настоятелем Покровской церкви с 1988 по 2016 годы. Как вспоминает хорошо знающий батюшку мой компаньон Владимир Базин, «отец Дионисий обладает особенной душевной теплотой, хлебосольностью и чувством юмора, не присущими священнослужителю. К нему всегда тянулись люди не только из близлежащих сёл, но и городов Гаврилова Посада, Юрьева-Польского, Иванова и даже Москвы. Люди, прихожане приезжали к батюшке крестить новорожденных, исповедоваться и просто погостить. В простонародье отца Дионисия все называли ласково «батя». Сам отец Дионисий рассказывал, что когда были крестины, ему приходилось вставать в 3 - 4 часа утра и топить печь в храме и чаны с водой, чтобы к 8 утра храм был протоплен и водичка была тёплая для купания. Мне запомнилось гостеприимство отца Дионисия - всегда он приглашал к столу на трапезу, а если было свободное время, то и остаться переночевать, исповедоваться и попариться в баньке. В огороде батюшки Дионисия была теплица, полная томатов и огурцов, а рядом – курятник. После визита к батюшке куриных яиц хватало почти на месяц, всегда полные корзины их я увозил с собой...» Ныне игумен Дионисий служит в селе Радонеж, одном из древнейших поселений Сргиево-Посадского района Московской области. Ещё Владимиру запомнился пес отца Дионисия по кличке Атос. Это 100-килограмовая кавказская овчарка, верой и правдой охранявшая храм и дом настоятеля. Местные жители и прихожане подкармливали и всячески пытались задобрить Атоса, поскольку его грозный внешний вид пугал и вызывал трепет у всех, кому с ним приходилось повстречаться.
Прямо за алтарём храма мы натыкаемся на захоронение, которое венчает старинный чугунный крест. Как поведал отец Дионисий, здесь упокоились владелец соседнего сельца Ключи Пётр Петрович Касаткин и его супруга Мария Петровна. Барин не жалел средств на существование Покровской церкви и за свою благодетельскую жизнь сподобился быть погребённым именно здесь, на таком почётном месте.
Есть в Дубёнках ещё одно чудо – бьющий мощной струёй из-под горы родник со студёной и очень мягкой водой. Его журчание и шум слышны издалека. Вырываясь упругим напором из недр земли, он образует небольшую заводь с разноцветными камешками на её дне, а далее эта заводь, расширяясь и углубляясь, превращается в водоёмчик, из которого, надо полагать, берёт начало искрящийся в зелёной мураве ручей. В водоёме же, ни на кого не обращая ни малейшего внимания, плещется-резвится утиный выводок, подставляя под жаркое солнце свои коричневые спины. Рядом с этим источником наружу вырывается ещё один, над которым местные жители устроили купальню. Вода в нём бежит по уже замшелому от старости деревянному коробу и, вырываясь на свободу, пополняет собой тот же небольшой водоём.
Не умыться и не испить святой, чистой и с особым вкусом воды здесь никак нельзя. Что мы с удовольствием и сделали. А ещё наполнили ею всю тару, что имелась с собой.
Фото автора и Владимира Базина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 100