Какие книги больше не читают школьники? А что добавили и почему? Давайте посмотрим чему учат наших детей, а мы этих авторов и не знали.
Давайте сравним наши воспоминания и посмотрим что читают современные школьники и не читали мы, и наоборот.
Литература всегда была отражением настроений в обществе. Например, вы знали что в 30-х - 40-х годах прошлого века в школьной программе заменили "Анну Каренину" на "Войну и мир". Обосновывалось это тем, что важнее не личные переживания, а общественное благо. Достоевского в это же время совсем убрали из школьной программы. Не укладывался Федор Михайлович со своим отношением к революции в новые рамки.
А теперь посмотрим как изменился список литературы в наше время. Так как это был мой любимый предмет, хорошо помню все что мы проходили в школе. Сравню его с тем, что есть в школьной программе сейчас.
5-7 класс
В программе обязательного чтения больше нет "Денискиных рассказов" Драгунского и "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара. Зато появились А. Платонов «Никита» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Если сравнивать книгу Гайдара и Астафьева, то коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур был с командой, Васютка помог всем один. Еще одну книгу Астафьева нашла в списке литературы 6 класса «Конь с розовой гривой», мне даже интересно стало почему Астафьева стало так много в школьной программе. А вот "Сын полка" Катаева убрали.
Так же вместо книг Максима Горького о трудном детстве, теперь читают книги Распутина. Например «Уроки французского». Горького стало гораздо меньше, впрочем, его "Детство" программе осталось, зато нет "Песни о Буревестнике". Я даже помню как в школе нам рассказывали, что это книга о свободе. Цитата из другого произведения Горького: "Рожденный ползать летать не может". В 7 классе нашла еще 2 книги Платонова «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире», а вот "Трех Толстяков" Олеши больше не проходят (да простят меня учителя, которые пишут что их и не было). Мы читали в школе эту великолепную книгу. Тибул, кукла... Современные дети меня даже не поймут. В списке зарубежной литературы удивил Рэй Бредбери "Каникулы". Почему именно эта книга?
В целом могу сказать что все книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а так же коллектив и сплоченность из школьной программы убрали. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии. О жизни и ценности семьи (те же "Каникулы" Брэдбери).
8-11 класс
Тут самое интересное. Так как образ мыслей, поступков осознание себя в обществе закладывается именно в этом возрасте. Давайте посмотрим как изменился список литературы с моего времени.
Снова Платонов и Астафьев. Такое чувство, что это главные авторы современности. Я Платонова изучала в университете. Честно скажу не люблю я его. "Котлован" вообще считаю ужасной книгой, что и пыталась доказать на экзамены своему педагогу. Не оценил, но дискуссия была интересная. Зачем его столько в школьной программе? Насколько я помню отношения с властью у него были сложные. Запрещали печататься, критиковали, признали только после кончины. Легко сделать вывод, о том что и включили его в программу, чтобы показать разрыв с прошлым.
Не увидела у Михаила Шолохова "Поднятая целина", а ведь какая книга. О первых годах Советской власти, о создании колхозов. Зато включили "Судьба человека", отличный рассказ, но совсем о другом. Стало меньше Лермонтова, Пушкина. Ощутимо меньше. Зато появился Солженицын.
Лично у меня ощущение, что всех кто был в фаворе в советское время поменяли на тех, кто был в опале. Хотя с точки зрения художественной ценности менять надо было далеко не все.
Вместо выводов:
Что могу сказать, выкинули из школьной программы все советское. Некоторые книги идеологические совсем не жалко, но вот без Катаева, Гайдара, Драгунского, Олеши программа стала скуднее. Убрали книги, которые в мое время были архетипами, их знал каждый. Достаточно было сказать "А вы друзья, как не садитесь" или "Ревизор, немая сцена" и каждый собеседник понимал о чем речь. Видимо сейчас школьники посмотрят как на странную тетушку.
Личный подвиг выдвинули на первый план, задвинув общественный. Очень много книг ругающих советскую власть. История снова стала однобокой, но уже со знаком минус. Как бы там ни было, но у медали две стороны. И я понимаю злость некоторых комментаторов, которые прожили хорошую счастливую жизнь, а на них смотрят их дети и внуки с сочувствием. Потому что о хорошем просто не знают.
Комментарии 30
"Московский комсомолец" от 4 марта 2024 года. Судебный процесс всё еще продолжается.
«Марксистский кружок» в Уфе существовал с 2016 года и действовал на базе т. н. «Музея И. В. Сталина» на ул. Николая Кузнецова, 7. В марте 2022 года в жилищах как минимум 13 левых активистов из Уфы, некоторые из которых участвовали в деятельности кружка, оперативники ФСБ провели обыски. В отношении 5 из них были заведены уголовные дела. Под арест попали руководитель «Марксистского кружка», врач-отоларинголог Алексей Дмитриев*, доброволец на стороне ДНР в вооружённом конфликте с Украиной Павел Матисов*, пенсионер Юрий Ефимов*, активист «Левого фронта» и доброволец на стороне ДНР в вооружённом конфликте с Украиной, охранник Ринат Буркеев*, координатор «Левого фронта» в Башкирии, депутат Курултая Башкортостана Дмитрий Чувилин*.
11 января в Москве задержали Сергея Уд...ЕщёОказывается, под негласным запретом красноармейские песни, хотя именно Красная армия победила фашистскую Германию и ее сателлитов.
"Московский комсомолец" от 4 марта 2024 года. Судебный процесс всё еще продолжается.
«Марксистский кружок» в Уфе существовал с 2016 года и действовал на базе т. н. «Музея И. В. Сталина» на ул. Николая Кузнецова, 7. В марте 2022 года в жилищах как минимум 13 левых активистов из Уфы, некоторые из которых участвовали в деятельности кружка, оперативники ФСБ провели обыски. В отношении 5 из них были заведены уголовные дела. Под арест попали руководитель «Марксистского кружка», врач-отоларинголог Алексей Дмитриев*, доброволец на стороне ДНР в вооружённом конфликте с Украиной Павел Матисов*, пенсионер Юрий Ефимов*, активист «Левого фронта» и доброволец на стороне ДНР в вооружённом конфликте с Украиной, охранник Ринат Буркеев*, координатор «Левого фронта» в Башкирии, депутат Курултая Башкортостана Дмитрий Чувилин*.
11 января в Москве задержали Сергея Удальцова, до этого в его квартире прошли обыски. Супруга активиста — Анастасия Удальцова — является депутатом Госдумы от партии КПРФ. 12 января Басманный суд Москвы арестовал лидера «Левого фронта» до 15 февраля. На судебном заседании в разговоре с журналистами Удальцов заявил, что повод его задержание — посты в социальных сетях в поддержку участников «Марксистского кружка» в Уфе, в частности — Дмитрия Чувилина, соратника по «Левому фронту».
Как передаёт издание ЕАН из зала заседаний, суду были представлены видеозаписи того, как обвиняемые в терроризме и захвате власти мужчины исполняют красноармейские песни.
Обсуждалась социалистическая теория — в частности, изучались труды Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса. Кроме того, участники и гости кружка организовывали «маёвки» — выезды на природу для обсуждения левой теории и её места в современном мире.
Однако по версии следствия за кружковой деятельностью и безобидным теоретизированием о коммунистических идеалах стояла реальная подготовка к насильственному захвату власти. Участники «Марксистского кружка» обвиняются в подготовке к насильственному захвату или удержанию власти (стать 278 УК РФ), создании террористического сообщества (ст. 205.4 УК РФ) и приготовлении к хищению оружия (ст. 226 УК РФ).
Но выслушать для этого следует не наших доморощенных "экспертов", которые даже поругивая Запад, не устают превозносить "преимущества" заматерелого, но уже одряхлевшего и смердящего капитализма, как-будто система эксплуатации - это нечто идеальное, а ущербно само общество или, по меньшей мере, её властная верхушка, которая пользуется этой системой и отвергает хватких ребят, представляющих российский бизнес и стремящихся стать "своими в доску". Дадим высказаться тем, кто живет и "варится" в западном котле, и может с большей достоверностью обрисовать окружающий их мир, то есть - наше потенциальное бу...ЕщёПоскольку капитализм коллективного Запада бесспорно старше и, скажем, естественней, чем непонятное искусственное образование, порождённое больной фантазией и преступными действиями российских либералов, нам непременно следует разобраться, что же из себя представляет вожделенная мечта отечественных хапуг и потому в перспективе, как бы, и будущее России.
Но выслушать для этого следует не наших доморощенных "экспертов", которые даже поругивая Запад, не устают превозносить "преимущества" заматерелого, но уже одряхлевшего и смердящего капитализма, как-будто система эксплуатации - это нечто идеальное, а ущербно само общество или, по меньшей мере, её властная верхушка, которая пользуется этой системой и отвергает хватких ребят, представляющих российский бизнес и стремящихся стать "своими в доску". Дадим высказаться тем, кто живет и "варится" в западном котле, и может с большей достоверностью обрисовать окружающий их мир, то есть - наше потенциальное будущее. И сделаем вывод: а нужно ли нам и нашим детям такое счастье?
Блестящий американский аналитик Дж.Б. Шурк в середине марта опубликовал статью "Our Fake, Fake, Fake World" ("Наш фальшивый, Фальшивый, Фальшивый мир", в которой задается вопросом: "Запомнится ли наша историческая эпоха как “Эпоха подделок”? У нас есть фальшивые новости, фальшивое мясо, фальшивые выборы, фальшивые вакцины, фальшивые бюджеты, фальшивая демократия, фальшивая правда, фальшивая ненависть, фальшивые свободы, фальшивое возмущение, фальшивые деньги, фальшивое правосудие, фальшивый интеллект, фальшивые женщины, фальшивые границы, фальшивые войны и даже фальшивый президент. В некотором смысле, это очень глупое время для жизни".
Он убеждён, что "мы, люди, — независимо от расы, религии или национальности — настроены искать чего-то большего, чем блестящие подделки, мимолетные удовольствия и подстроенные чрезвычайные ситуации, которые дьявольски соперничают за наше внимание? Возможно, где-то за пределами измученного мозга каждого пользователя социальных сетей скрывается одинокая душа, отчаянно нуждающаяся в подлинной правде. Возможно, растущая доля населения считает эту блестящую глобалистскую клетку разочаровывающей фальшивкой". И Шурк задаёт следующий вопрос: "Что происходит, когда мир сводят с ума обманы?".
Он обвиняет в происходящем поклонников золотого тельца и приводит слова, которые стали лозунгом толстосумов: ”Джон Д. Рокфеллер эгоистично настаивал: “Я не хочу нацию мыслителей, я хочу нацию рабочих”. Эти настроения разрушали американский гений и устойчивость на протяжении последнего столетия, и вред, который они причинили, не может быть устранен в одночасье. Нация, которую учат не думать самостоятельно, - это нация, которая не знает иного пути действий, кроме подчинения".
И он предвидит: "Когда правительственные ухищрения и манипуляции становятся настолько диковинными, что все кажется фальшивым, традиционные механизмы контроля рушатся. Население, долго дремавшее в состоянии гипнотического транса, пробуждается от него так же, как голодный медведь от спячки — сначала дрожащее, но вскоре свирепеющее. Точно так же, как свободомыслящие народы Запада уже восстают против фальшивых проектов шутовского Всемирного экономического форума.
Они не будут есть жуков или подвергать цензуре собственную речь. Они не желают позволять Клаусу Швабу, Биллу Гейтсу и другим фальшивым экспертам контролировать свою жизнь с помощью цифровых удостоверений личности. Они не желают жить в государстве, которое готовит их детям фальшивое будущее. Этот фальшивый “новый мировой порядок” никого не делает счастливым, и по мере того, как люди начинают думать самостоятельно, они учатся не подчиняться".
областям . . .
Мы все переродились . . . Из самой читаемой страны в мире , мы ( после развала СССР в 1991 г. ) , превращаемся в одураченых , демократией , послушных рабов . . .