О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву, в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.
В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие — он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома — масоном Иваном (Петровичем) Тургеневым (директором Московского университета), а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же Карамзин принимает участие в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на творческое развитие писателя. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира, пробует переводить.
В 1789 году следует разрыв Карамзина с масонами, и писатель отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, в Париже становится свидетелем Великой французской революции.
Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. В это же время из-под пера писателя появляется на свет повесть «Бедная Лиза» — признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.
В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам, сострадать. Именно сентиментализм стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина.
Ещё одно новаторство повести «Бедная Лиза» — в ней Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало повесть легкой и приятной для чтения.
Одна из важнейших заслуг Карамзина — обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.
В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы — Карамзин основывает первый русский литературный журнал, который так и назывался — «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов. Но уже через год царская цензура закрывает журнал, а после смелой оды «К Милости» «милости» сильных мира сего лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.
С 1793 по 1795 год Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники «Аглая» и «Аониды». Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе — «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона…
В эти годы Карамзин все больше переходит от поэзии и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I — преимущественно публицистика.
В 1801 году писатель женился на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От этого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова.
В 1801–1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написании трудов на исторические темы, всё более создавая знаменитому литератору авторитет историка.
Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Карамзину звание историографа. Интересно, что этот титул в России после смерти Карамзина не давлся больше никому.
С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского».
В 1804 году Карамзин женился на дочери князя Андрея Ивановича Вяземского Екатерине, родившей писателю девятерых детей.
Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент — труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.
И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.
Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю…» до своего времени — начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории…». Последний, 12-й том вышел уже после смерти Карамзина.
Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нём монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ней, проживая в Царском Селе. Смерть Александра I в ноябре 1825 и последовавшее затем восстание декабристов на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Михайлович Карамзин скончался от чахотки (туберкулёза) 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15