— Повторяю: делать уроки с
ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в
школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только
отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?
— У
ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО
не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей
заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к
ним прилагается.
— В отношениях со школой и
педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не
бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе
вообще.
— Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с
советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один
поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители
спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде:
"Как он себя чувствовал? Он волновался?" И это правильно.
— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника.
Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.
—
Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть
причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии
вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации
и воли.
— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки
сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление,
гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и
геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное
сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и
работать над ее устранением.
— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.
И
бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж
каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с
поводка.
— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально
рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются
разъединены, иногда навсегда.
Психика у подростков и без того
обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему
черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они
провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
Подумать
о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из
памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие,
понимание, дружбу со своим ребенком…
Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.
—
Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу
отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае,
если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.
—
БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с
ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то
специально и делать ничего не надо.
— Многие считают, что у
них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И
удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка:
один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а
другой – закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А
ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из
них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше
нуждался в любви, а родители этого не заметили.
— Следить за
тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен – это забота, а не
воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
— КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
—
Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что
стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь
общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или
7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит
военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит
такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере
сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному
процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за
рамки ваших отношений с ребенком.
— Школа должна научить не
столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно
получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки:
умение общаться, строить отношения, отвечать за себя – свои слова и
поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим
временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во
взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.
— ЧРЕЗМЕРНЫЕ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок – это только зеркало реакции
взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в
спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой
хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно
выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.
—
Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут
говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится
подолгу сидеть с ребенком над уроками – проблема не в ребенке, а в
школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях
родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости
своих услуг. Сложнее – не значит лучше! Ребенок не должен
переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами,
которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и
т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от
15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.
— НАКАЗЫВАТЬ
ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и
его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с
работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите
домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно
не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в
планшете.
Главное в этот момент не превращаться в фурию, не
орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный
мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.
Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь,
обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не
получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого
интернета.
А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.
—
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но
регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень
важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо
контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в
зависимость от его успеваемости и поведения.
— Не надо за детей
проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их
проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же
постареете, как они сами жить-то будут?
— Во всем мире учиться в
университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут
работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?
— ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ – он не знает, что такое
нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким
на любую возможность нарушить запрет.
— Я против постоянного
пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его
любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не
свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми
не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.
—
Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо
хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за
физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать
деньги за то, что сами любите делать.
— БАРДАК В КОМНАТЕ
ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается
хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать
«навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами
его комнаты.
— ВОСПИТЫВАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо
жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а
что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов
родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец
говорит, что пить вредно, а сам не просыхает – существует много шансов,
что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи
дети улавливают и перенимают не менее чутко.
— Говорить с
детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель
может говорить с ребенком только о проблемах – у него проблема.
—
Если ребенок пытается манипулировать взрослыми – у него просто невроз. И
надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают
свои проблемы, действуя прямолинейно.
— В разговоре с ребенком
(и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите
за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты –
плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне
не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось,
чтобы…»
Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.
—
Ребенок должен ощущать, что родители – это добрые, но сильные люди.
Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда
действуют в его интересах и, главное, очень его любят.
Михаил Лабковский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2