Разве оно не ясно?
Первое речение: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят».
Во-первых, этими словами Господь выразил милость Свою к Своим убийцам, которая не иссякала и во время крестных мук Его.
Затем Он с Голгофской вершины объявил известную, но для многих непостижимую истину, а именно что злодеи никогда не ведают, что творят. Убивая праведника, себя убивают, а его прославляют.
Попирая заповеди Божии, не видят они, как опускается жернов, чтобы стереть их в прах. Кощунствуя, не видят, как их лица превращаются в звериные морды. Опьяненные злобой, они никогда не ведают, что творят.
Второе речение: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Эти слова обращены к покаявшемуся на кресте разбойнику, они очень утешительны для грешников, которые могут и в последний миг покаяться. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего вздоха Своего Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю ко спасению.
Третье речение: «Жено! се, сын Твой».
Так сказал Господь Своей Святой Матери, Которая стояла у голгофского Креста. А Иоанну апостолу сказал: «се, Матерь твоя!»
В этих словах Его сыновняя забота, обязательная для всякого по отношению к родителям.
Се, Тот, Кто дал людям заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою»,
Сам исполняет ее до последнего часа.
Четвертое речение: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Эти слова говорят о немощи человеческой, но и прозорливости.
Ибо Человек страдает. Но под болью человеческой сокрыта в них одна тайна. Се, только эти слова смогли разрушить ересь, спустя несколько веков потрясшую Церковь: она (ересь. – Ред.) ложно учила, что на Кресте страдало Божество. Однако вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом, и душой пострадать за людей и умереть за них, как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество, – значит, Божество во Христе и умерло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова:
«Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Пятое речение: «жажду».
Его Кровь излилась. От этого – жажда. Солнце с запада било Ему в глаза и, усугубляя муки, страшно пекло Ему лицо. Естественно, что Он жаждал, но, Господи, чего воистину Ты жаждал: воды или любви? Жаждал Ты как человек или как Бог или как человек и Бог? Вот римский воин дает Тебе пропитанную уксусом губку. Это единственная капля «милосердия», которую получил Ты от людей за три часа мук на Кресте! Римский воин умягчает грех Пилата – грех Римского царства по отношению к Тебе, пусть даже и уксусом. За то разрушишь Ты Римскую империю, но на ее месте создашь новую.
Шестое речение: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».
Сын предает дух Свой в руки Отца Своего, чтобы знали, что от Отца пришел, а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника:
«Отче! в руки Твои предаю дух Мой».
Седьмое речение: «совершилось!».
Это не значит, что жизнь окончилась. Нет, завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого. «Совершилось» и запечатано кровью и смертью Божественное дело единственного истинного Мессии. Завершилось страдание, но жизнь только началась.
Окончилась трагедия, но драмы не произошло. Отныне и до века последнее величественное дело – победа над смертью, Воскресение и слава.
Святитель Николай Сербский
Какими были последние слова Иисуса Христа
Согласно религиозным текстам, Иисус Христос не умер мгновенно. Писание гласит, что мессия промучился на кресте около 6 часов. Иисус не стал пить предложенное ему вино, а потому находился в здравом рассудке до самого конца. Слова Христа, сказанные им незадолго до кончины и указанные в различных Евангелиях, произносятся в процессе богослужения в Великую Пятницу.
Процесс казни
Как следует из христианской литературы, Иисус был пригвожден к кресту в полдень, а его уже мертвое тело сняли около 6-ти часов вечера. Таким образом, получается, что Христос находился на кресте не меньше 6 часов. В Евангелие от Марка (впрочем, как и в некоторых других писаниях) повествуется о том, что Спасителю предложили вино с примесью каких-то трав, затуманивающих сознание и, видимо, способствующих облегчению страданий. Однако Иисус от напитка отказался (Мк. 15:22-27).
По обе стороны от Христа были распяты также двое преступников, которые, кстати, вино тут же употребили. Согласно религиозным текстам, во время долгой и мучительной казни Иисус общался не только с Богом, но и с упомянутыми разбойниками, со своей матерью и с римскими воинами. Некоторые произнесенные мессией слова относились к перечисленным лицам, а некоторые – ко всему народу, наблюдавшему за казнью.
Прощение и утешение
После того, как конечности Христа пробили гвоздями, тот сразу обратился к своему отцу, Богу. Иисус попросил его простить всем, кто был причастен к его казни, все содеянное ими. «Прости им, - произнес мессия, - ибо не знают, что делают». Это написано в Евангелие от Луки (Лк. 23:33-34). Верующие видят в данной мольбе доказательства доброты и всепрощения Иисуса.
Следующие 2 эпизода также являются для христиан показательными в плане безмерной любви Христа ко всем людям даже в час жестоких страданий. Так, один из преступников, проводивших свои последние часы рядом с Иисусом на соседнем кресте, попросил мессию замолвить за него словечко на небесах. На что тот ему ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Это тоже Евангелие от Луки (Лк. 23:42-43).
Рядом с Иисусом находилась и его мать Мария. Понятно, что женщине было страшно наблюдать муки, которые испытывал Христос. Спаситель тоже осознавал это и, желая ее утешить, сказал: «Се, сын Твой». Он имел в виду своего ученика Иоанна, который также был возле креста. А, обратившись к Иоанну, мессия произнес: «Се, Матерь твоя!». А это уже Евангелие от самого Иоанна (Ин. 19:26-27). Ученик исполнил волю учителя, принял Марию к себе и стал ухаживать за ней, как за собственной матерью.
Богочеловек
Временами Иисус терял сознание, иногда снова приходил в себя. В один из последних моментов он воскликнул: «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Эти слова есть как в Евангелие от Матфея, так и в Евангелие от Марка (Мф. 27:46; Мк. 15:34). Подобная речь, полная отчаяния, по мнению верующих, лишний раз напоминает о том, что Христос имел как Божью, так и человеческую сущность.
Зная, что смерть близится, Иисус попросил напиться, сказав: «Жажду» (Ин. 19:28), а после сообщил людям: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Затем Христос заговорил с Господом. «Отче! – крикнул он. - В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46) и замолчал.
Все, пусть и очень короткие, речи Иисуса Христа, которые он произнес, будучи пригвожденным к кресту, христиане чтят и вспоминают их особо во время богослужения в Великую или Страстную Пятницу, то есть тогда, когда и был распят Спаситель.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3