Так вот последующие рассказы вдохновенцев о своих семьях, прадедах и дедах, отцах и матерях, о семейных традициях и стало своеобразным и очень искренним повествованием и о самих себе.
Эти прекрасные монологи предваряло короткое, но емкое вступительное слово Елены Гончаровой, обратившейся к отрывкам из произведений наших бессмертных классиков А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, И.А.Бунина. Именно в их произведениях ценность семейных отношений была непреложной. В эти минуты слушания нам всем, как мне показалось, захотелось взять в руки пушкинскую «Мою родословную», толстовскую автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность», аксаковскую «Семейную хронику», бунинскую «Жизнь Арсеньева» и перечитывать с упоением и наслаждением, ища в них те зерна откровений и жизни, которые могут быть похожи с самим тобою…
Не осталась без нашего внимания и добротная книжная выставка «Семья в русской литературе», где заняли свое достойнейшее место «Лето господне» И.Шмелева, «Дело Артамоновых» М.Горького, «Дни Турбиных» М.Булгакова, «Пряслины» Ф.Абрамова, «Журбины» В.Кочетова.
Рассказ Анны Батюковой всегда эмоционален, когда она говорит о малой родине, о своем доме, о родных ей людях. Воспоминания об отце-фронтовике совпали с днем памяти о нем, поэтому так понятно волнение Анны, когда она говорила об увлечениях отца музыкой, о том, что и его фронтовые друзья для отца тоже были большой братской семьей. Очень верно Анна сказала о том, что верность семье - это прямая верность памяти. Не поспоришь. Проникновенно и душевно звучит в исполнении выступавшей стихотворение М.Исаковского «Семья».
Юрий Познышев свой рассказ начинает с прадедов. Историческое сознание Юрия, как всегда, свежо и достоверно, рассказ идет легко, образно, с обильными и яркими эпизодами. Уже расставаясь, мы все вспоминали его отца Александра, бывшего юнгу – героя боевого корабля, скромно удивившегося своим боевым наградам на войне: поступал ведь, как все тогда поступали. С огромной любовью говорит Юрий о страсти отца к игре на аккордеоне, к фронтовым песням. Это увлечение помогало ему жить и в послевоенное время.
С ностальгической грустью вспоминает Юрий и бабушкины выпечки, «бабки», топленое молоко из печи, которых теперь не попробуешь. Запомнились и походы с бабушкой в лес за сухой хвоей для домашнего скота, за ягодами и грибами. «Ни одного скандала, подозрения, обмана, измены в нашей семье я не помню!» - завершает свой рассказ Юрий.
Не менее интересным выдался и рассказ Елены Корниенко, семья которой может служить образцом межнационального единства, в которой взаимопонимание, взаимовыручка, умение жить счастливо и красиво были постоянными. Куда бы ни бросала жизнь и история членов этого большого рода, они всегда были рядом, готовые поддержать друг друга, услышать любого и понять его. Очень колоритным был рассказ о ее деде, человеке непростого нрава, активиста-большевика. Но о нем самом семья мало что знала, к сожалению. Елена взвалила на себя, по ее признанию, задачу описать историю рода, что не совсем просто: многое забылось, утрачено. Но как важно знать свои истоки! Это истина.
Таким же увлекательным был рассказ и Елены Гращенковой, в роду которой были и немцы, и киргизы, и казахи. Повествование Елены – целая сага семейных историй, переполненная и веселыми, и трагическими фактами, и доброй иронией, и восторгом одновременно. Семью «мотало» по всем весям и далям, от Якутии и Казахстана до Омска и Смоленщины. И каким же удивительным открытием для самой Елены стало известие о том, что корни одного из её дедов – Смоленщина, Озерное на Духовщине, где он и похоронен!
Тамара Кравчук поведала нам и о своих родных, и об истории ее деревни, которую мы называем привычно Городок (частичка названия бывшего колхоза «Красный Городок»), а на самом деле это официальная деревня Беловщина, когда-то многолюдная, богатая, с чарующими природными красотами. Тамара с теплотой в душе вспоминает вечерние и ночные задушевные беседы с мамой на печке. Незабываемые моменты детства в окружении любящих близких и родных людей…
Неповторимым было и повествование Светланы Нечаевой о ее предках из Новоросии (по бабкиной линии) и Тамбовской области (со стороны деда). Но по любой из этих родовых линий все были землепашцы, крестьяне. А значит, трудились до седьмого пота, растили в трудолюбии и своих детей, приучали не бояться трудностей. Основными традиционными приобретениями семьи и рода Светлана считает мастерство всех, включая и женщин, и мужчин, готовить вкусную еду и любовь к народной песне. «Что бы мы ни делали, чем бы ни были заняты, мы поем, находя в этом радость и умиротворение. А еще мы очень храним старинные родовые вещи. Например, у меня на кухне до сих пор в работе прабабушкина чугунная сковородка! Сохранились и ее ножницы, пока работают отменно»…
Татьяна Ивановна Тарасова в рассказе о своей семье подчеркнула то, что практически все семьи были многодетными, но злобы и зависти в роду никогда не было. Более того, мать обнимала всех одинаково огромной материнской любовью. А еще дом их всегда полон гостей; несмотря на то, что своих ртов хватало, мать учила детей принимать всякого, кто ступит на их порог, угощать, чем Бог пошлет, с радостью и уважением. Чем не пример семейной щедрости и добра? «Да и дом наш, - вспоминает Татьяна Ивановна, - мы практически никогда не закрывали, так, накинем щеколду, чтоб видно было, что хозяева куда-то ушли по делам. Доверяли друг другу, И деревня ведь, как одна большая семья»…
Настоящим украшением этого потока рассказов стала красочная презентация Светланы Баранцевой, представившей нам такую удивительную семейную традицию, как участие в сборах бывших пограничников! Ее супруг служил в пограничных войсках, воин-афганец. Но боевое прошлое родного человека, его участие во встречах с побратимами стало родовой памятью и уже укоренившейся традицией. Ах, какие это роскошные сборы! Многолюдные, яркие, торжественные, а главное, патриотические. Так запросто вот гражданская позиция становится доброй семейной традицией, которому семья верна до конца!
В финале этого длительного марафона повестей о семье и самих себе вновь выступила Елена Гончарова с очень кратким заключительным словом: «Я не стану долго говорить… Я принесла вам домашний торт, который приготовлен по старинному семейному рецепту, испеченный на противне моей прабабушки!».
Согласитесь, это было самым лаконичным и самым задушевным выражением преданности семейным традициям, памяти о тех, кто нам так дорог.
Мне тоже, разумеется, пришлось вспомнить своих предков, сложности и повороты их судеб в разрезе исторических реалий. Но вывод один: все наши семьи, наши роды во многом очень похожи. Наши семьи были трудолюбивы, чадолюбивы, большие хозяйственники, они ценили верность семейному долгу, не жалели себя во имя его величества ДОМА. Наши предки любили красоту, находили время для песен, праздников, умели веселиться, очень верили в добро, правду, потому что сами были правдивыми и щедрыми. Все вспоминали, например, такое явление, как толоки, совместное строительство домов. Вместе всей деревней обрабатывали усадьбы, собирали урожай. Устраивали многолюдные свадьбы, крестины, православные празднества. То есть, это свидетельство того, что чувство семейственности было присуще не только конкретным семьям, а и целому роду, деревне, поселению, нации, государству.
Наверное, такие живые рассказы необходимо продолжать. За один вечер не рассказано и сотой доли того, что наша память хранит и что стало бы так полезным и друг для друга, и для наших юных, дочерей, сыновей, внуков и правнуков, тем, кому семейные традиции и стоит сохранить, развить и умножить во имя спасения нашего русского мира.
В.Бокатая 02.02.2024
Комментарии 3