📃Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса).
▪️В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне.
▪️Должность "водитель" в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей - экспедитор.
✔️Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями или водителями-экспедиторами договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили.
✅Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.
❗Очередной подобный пример недавно имел место в моей практике (Волжский городской суд Волгоградской области дело № 2-1079/2023 ~ М-7059/2022)
🚚 Работник, управляя автомобилем КАМАЗ в составе полуприцепа попал в ДТП (не справился с управлением и совершил съезд в кювет с последующим опрокидыванием) в результате которого, принадлежащий работодателю полуприцеп получил серьёзные повреждения.
✔️Общий материальный ущерб владельцу полуприцепа(работодателю) был оценен экспертами свыше 4000 000 рублей, которые он и пытался взыскать с работника, как с водителя-экспедитора.
✔️Он считал его виновным, не смотря на то, что в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении моего клиента было отказано, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
✔️Истец пытался доказать, что раз водитель-экспедитор не справился с управлением, то и нести материальную ответственность он должен в полном объёме.
✅ Однако, в соответствии с действующим законодательством, причиненный в результате ДТП ущерб (за повреждение транспортных средств) водитель-экспедитор должен возмещать в полном размере, только если установлен факт административного правонарушения и в его отношении имеется Постановление о привлечении его к административной ответственности, либо освобождении (в связи с малозначительностью) от административной ответственности по факту ТДП.
✅ Учитывая, что обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности в силу пункта 6 части первой статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации является вынесение соответствующим уполномоченным органом в отношении работника постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью, (а такого постановления в отношении моего клиента уполномоченным органом не выносилось), довод Истца о наличии оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере со ссылкой на наличие его вины в дорожно-транспортном происшествии признан судом неправомерным, поскольку, основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
✅ Работодатель (Истец) не учёл нормы Трудового кодекса Российской Федерации, которые ограничивают материальную ответственность работника размером средней заработной платы (при отсутствии доказанной вины).
❗ Иск был удовлетворён, но частично.
✅ В пользу Истца (Работодателя) в качестве возмещения материального ущерба в результате ДТП фактически была взыскана средняя заработная плата работника, которая составляет примерно 16000 рублей (❗вместо 4000 000 руб). В остальной (Большей) части Истцу было отказано.
🔰Волжский городской суд Волгоградской области дело № 2-1079/2023
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев