Памятный стих: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:7-8).
В начале…
1. 1 Ин.4:8 – какова сущность природы Бога? Что это означает для каждого сотворенного Им существа?
1 Ин.4:8 - … Бог есть любовь.
Иер.31:3, ИПБ - Любовью вечной полюбил Я тебя, потому и милость Мою проявляю к тебе (Или: пребываю верным тебе).
Пс.135:25 - дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
1 Ин.1:3 - … наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
1 Кор.1:9 - Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
2 Кор.13:13 - Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.
Любовь — это сущность природы Бога. Все Его дела продиктованы любовью (Иер.31:3). Он постоянно заботится и поддерживает все сотворенное Им; поддерживает отношения, приглашая к общению. Все люди призываются Богом вступить в общение и содружество со Христом.
Бог всегда действует в интересах Своего творения.
«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам… Через Сына Своего Отец создал все небесные существа» (Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 1 «Почему был допущен грех»).
2. Каковы характеристики любви?
Рим.13:10 - Любовь не делает ближнему зла
1 Кор.13:4-8, ИПБ - Любовь долготерпит и милосердствует. Она не завидует и не превозносится. Не надмевается любовь и не бесчинствует; она не ищет своего, не раздражается; любовь не помнит зла. Ее не радует неправда — она ликует вместе с истиной. Любовь всё покрывает, всему верит, на всё надеется и всё переносит. Любовь вечна.
1 Кор.10:24, ИПБ - Пусть никто не ищет выгоды для себя, пусть каждый заботится о пользе другого.
Кол.3:14, ИПБ - А сверх того в любовь облекитесь: она всё доброе связывает и к совершенству ведет.
Из комментариев ГК АСД на Кол.3:14
Любовь: Греч, agape. Качество, которое связывает все другие свойства характера
Совокупность: Греч, sundesmos, «то, что связывает вместе», «связь». Любовь связывает вместе в совершенное единство качества характера, как отдельного христианина, так и различных членов таинственного тела Христова, то есть, церкви.
Совершенства: Или, «зрелости». Каждый в своей собственной сфере должен достигнуть наивысшего развития.
«Любовь - это когда счастье другого есть необходимое условие вашего счастья» (Роберт Хайнлайн).
«Никто и ничто … не живет для самого себя: и птица, парящая в небе, и зверь, ходящий по земле, - все живут для пользы другого. И нет листа в лесу или самой незаметной былинки, которые не выполняли бы своего назначения. Каждое дерево, каждый куст и лист выделяют те вещества, без которых не могут существовать люди и животные. А человек и животное, в свою очередь, способствуют жизни растений. Прекрасные цветы благоухают, служа благословением для мира. Солнце изливает свой свет на радость всему живому. Океан, наполняющий живительные источники, вбирает в себя воды всей земли, чтобы снова их отдать. Влага, испаряющаяся с его поверхности, дождями возвращается на землю, чтобы она цвела и плодоносила» (Э. Уайт, «Желание веков», глава 1 «С нами Бог!»).
3. На чем зиждется Божье правление? Как связаны между собой Божий Закон и любовь?
Ис.45:12 - Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
Ис.33:22 - Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.
Мф.22:37-40 - Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Рим.13:9 - Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Рим.13:10 - Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Иак.2:8 - Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.
Божий Закон есть отражение Его характера и выражение Его воли. Любовь – это суть (дух) Божьего Закона.
4. Каков был первоначальный замысел Бога для мира?
«До возникновения зла во всей Вселенной царили мир и радость. Все находилось в совершенной гармонии с волей Творца. Любовь к Богу была превыше всего, а любовь друг к другу беспристрастной и чистой. Христос — Слово, Единородный от Бога — был одно с Вечным Отцом. Их природа и намерения были едины. Единственный во всей Вселенной, Кто был посвящен во все замыслы Бога, — это Христос. Через Христа Отец сотворил все небесные существа. "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли", и Христу, как равному с Отцом, все Небо поклонялось и воздавало честь (Кол. 1:16). Поскольку основанием правления Божьего был закон любви, счастье всех сотворенных существ зависело от того, насколько полно они соответствуют его великим принципам праведности. Бог желает, чтобы сотворенные Им существа служили Ему по любви, т. е. исходя из чувства почтительности, которое проистекает из разумного понимания Его характера. Он не находит никакого удовольствия в вынужденном служении, всем дарует Он свободу воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему» (Э. Уайт, Великая борьба, глава 29 «Происхождение зла»).
«Правление Божье зиждется на законе любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного согласия с великим принципом справедливости. Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его сущности. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему. До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили превыше всего, то и друг к другу относились с искренним дружелюбием и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии» (Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 1 «Почему был допущен грех»).
«Все в природе свидетельствует о Боге, но наиболее полно мы видим Его в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. "Я ...ничего не делаю от Себя", - сказал Христос. - "Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем", "Я не ищу Моей славы", а славы пославшему Меня (Ин. 8:28; 6:57; 8:50). В этих словах утвержден великий принцип - закон жизни во Вселенной. Все, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном - в Его служении всем Господом сотворенным существам: через возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию, и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к Великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающий сущность великого Подателя жизни, и закон жизни, действующий во Вселенной» (Э. Уайт, Желание веков, глава 1 «С нами Бог!»).
Война на небе
1. Если Бог так добр, откуда появилось зло? Как может любящий Бог допускать его существование? Иез.28:14,15; 1 Ин.3:8.
Иез.28:14-15, ИПБ - Ты был помазан в херувимы-хранители — вот к чему Я предназначил тебя. Ты обитал на святой Божьей горе и ходил среди огненных камней. Ты был непорочен в поступках своих со дня своего сотворения, пока не открылось в тебе зло.
1 Ин.3:8 - … сначала диавол согрешил.
В уроке на этой неделе мы исследуем вековой конфликт между добром и злом. Грех зародился в Люцифере, могущественном херувиме, который после Христа был возвеличен Богом превыше всех, и обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей.
2. 1 Ин.3:4 - что такое грех?
1 Ин.3:4, Библейской Лиги ERV - Каждый, кто совершает грех, нарушает закон Божий, потому что грех есть нарушение закона (др. перевод - грех противостоит закону).
По своей сути грех — это восстание против Бога. Он ведет к разделению с Богом. Поскольку Бог — источник жизни, разделение с Богом ведет к смерти.
3. Сотворил ли любящий Бог ангела с каким-то роковым недостатком, который привел его к восстанию?
Иез.28:15 - Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
4. Иез.28:17; Ис.14:12–14; Ин.8:44 - какие мысли и качества характера привели Люцифера к восстанию?
Иез.28:17 - От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
Ис.14:12-14 - Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".
Ин.8:44 - … он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Ин.8:44, ИПБ - … Убийца он от начала жизни на земле. С истиной нет у него ничего общего — чужда она ему. Говоря ложь, он делает то, что ему свойственно, потому что по сути своей он лжец и отец лжи.
Бог не создавал дьявола. Он создал существо, облеченное ослепительным светом, по имени Люцифер. Этот ангел был сотворен совершенным. Частью его совершенства была свобода выбора — основной принцип Божьего творения, который зиждется на любви, а не на принуждении. Грех возник в сердце Люцифера на небесах. Нет никакого логического объяснения, почему этот совершенный ангел позволил гордости и ревности пустить корни в своем сердце и это, в свою очередь, переросло в бунт против своего Создателя. Люцифер, сотворенное существо, возжелал поклонения, которое принадлежит только Творцу. Он попытался захватить престол Божий, поставив под вопрос Божий авторитет. Его восстание привело к открытой войне на небе.
«Начало греха - в эгоизме. Люцифер, осеняющий херувим, захотел быть первым на небе. Он стремился к власти над небесными существами, чтобы отдалить их от Творца и заставить поклоняться себе. Для этого он представил им Бога в ложном свете, обвинив Его в стремлении к самовозвеличению. Свои собственные порочные наклонности он приписал любящему Творцу» (Э. Уайт, Желание веков, глава 1 «С нами Бог!»).
«Постепенно Люцифер взрастил в себе стремление к самовозвышению. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). «Говорил в сердце своем: "...выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13, 14). Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на нее как на собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы, подобающей только единому Творцу. Вместо того чтобы направлять внимание, любовь и верность всех небесных существ к Богу, он стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу. Таким образом было нарушено совершенное согласие, царившее на Небе» (Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 1 «Почему был допущен грех»).
Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, Люцифер страстно желал стать равным Богу.
5. Какая характеристика дана сатане в Откр.12:9? Чем он обольщал вселенную?
Откр.12:9 - И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную…
«Люцифер позволил чувству зависти завладеть собой и ожесточался все больше… Упорно защищая свою точку зрения, свои действия и утверждая, что ему не в чем раскаиваться, он окончательно вступил на путь великой борьбы со своим Творцом. И весь свой незаурядный ум он направил на обольщение ангелов, находящихся под его управлением» (Э. Уайт, Великая борьба, глава 29 «Происхождение зла»).
Люцифер начал сеять среди ангелов дух недовольства Божьим Законом, которому подчинялись небесные существа. Возбуждая ненависть к Закону Божьему, Люцифер постепенно заразил своим недовольством других ангелов.
«Взлелеянный таким образом дух недовольства совершил свое губительное действие. Еще не было ни одного случая открытого восстания, но разногласия незаметно росли среди ангелов. Нашлись и такие, кто с благосклонностью прислушивался к нашептываниям Люцифера против правления Божьего. И хотя прежде они были совершенно согласны с порядком, который установил на небесах Господь, теперь, будучи недовольны, мучились при мысли о том, что не могут проникнуть в тайны Его неисследимых путей; им не нравилось и то, что Бог так возвеличил Христа. Теперь они были готовы поддержать и следующее требование Люцифера — стать равным Сыну Божьему. Но ангелы, которые оставались верны и преданны, защищали мудрость и справедливые принципы правления Божьего» (Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 1 «Почему был допущен грех»).
Князь ангелов собирался оспорить верховную власть Сына Божьего, чтобы таким образом подвергнуть сомнению мудрость и любовь Божью.
6. Если Бог знал, что Люцифер восстанет, почему Он дал ему свободу выбора? Почему Бог сразу не уничтожил Люцифера, когда он восстал? Как бы ответила несогрешившая Вселенная, если бы Бог уничтожил Люцифера? Что мы узнаем о Боге из истории о начале великой борьбы?
«В этой борьбе Господь мог использовать только такие средства, которые отвечали истине и справедливости, а сатана применял методы, недопустимые для Бога, а именно лесть и обман. Сатана прилагал все усилия к тому, чтобы извращать Слово Божье и ложно истолковывать небесную систему правления, заявляя, что Бог несправедливо навязал Свои законы ангелам, что, требуя послушания и покорности от сотворенных Им существ. Он ищет только самовозвышения. Поэтому все небожители и обитатели других миров должны были убедиться в том, что сатана лжет, что Божье правление основано на справедливых принципах и что закон Его совершенен. Сатана же пытался изобразить свою кровную заинтересованность в благополучии Вселенной. Поэтому истинный характер узурпатора и его подлинные намерения должны были открыться перед всеми. Необходимо было время, чтобы его злые деяния сами изобличили его.
В смуте, вызванной сатаной на Небе, он обвинял Бога и принципы Его правления. Все зло, утверждал он, явилось следствием несовершенства Божественной власти. Поскольку Люцифер заявил, что его единственное желание — улучшить уставы Иеговы, Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить сатану должны были его действия. В самом начале борьбы сатана уверял в своей непричастности к восстанию. Поэтому вся Вселенная должна была увидеть разоблаченного обманщика.
Даже тогда, когда он был низвергнут с Неба, Безграничная Мудрость не уничтожила его. Поскольку Бог может принять только служение, основанное на любви, преданность Ему сотворенных Им существ должна исходить из убежденности в Божественной справедливости и любви. Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом, чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона никогда не подвергались более никакому сомнению.
Восстание, поднятое сатаной на Небе, должно было послужить уроком для всей Вселенной на все грядущие века, явиться вечным свидетельством подлинной природы греха и его ужасных последствий. Результаты господства сатаны и его влияния как на людей, так и на ангелов должны были показать те губительные плоды, которые принесло бы устранение Божественной власти. Это должно было свидетельствовать о том, что благополучие всех сотворенных Им существ обеспечивается Божьим правлением. Таким образом, ужасному восстанию на Небе предстояло служить вечным предостережением для всех святых существ, ограждающим их от соблазна, от совершения греха и от возмездия за него» (Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 1 «Почему был допущен грех»).
7. Иис.Нав.24:15 – какой выбор встал перед ангелами? Откр.12:4 - согласно этому стиху, сколько ангелов поверило в его ложь о Боге? Что это говорит нам о силе прельщения сатаны?
Иис.Нав.24:15 - Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить…
Откр.12:4 - Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю…
Когда на небе разразилась война, ангелам нужно было решать: последуют они за Богом или за Люцифером? Каждый ангел должен был принять решение: он за Христа или против Него? За кем ему следовать? Чей голос он будет слушать? Верные ангелы выбрали повиновение благим Христовым повелениям, тогда как третья часть ангелов послушалась Люцифера, проявила неповиновение Богу и потеряла небеса.
8. Откр.12:7–9 – о каком сражении говорит этот отрывок? Кто в нем участвует?
Дан.10:13 - кто такой Михаил? Кого представляет дракон?
Отк.12:7-9, ИПБ - На небе же произошла война: архангел Михаил и ангелы его теснили дракона, а он со своими ангелами яростно сопротивлялся. Но не устоял дракон с ангелами своими и не осталось для них более места на небе. Повержен был великий дракон, древний змей, называемый «дьяволом» и «сатаной», обманывавший всю вселенную. Повержен он был и сброшен на землю вместе с ангелами своими.
Дан.10:13, ИПБ - Правитель персидского царства противостоял мне двадцать один день, но Михаил, первый из небесных верховных правителей, пришел мне на помощь, когда я оставлен был с царями Персии.
Михаил – одно из имен Иисуса Христа.
Хотя Бог проявлял долготерпение к Люциферу, Он не мог позволить ему увлечь своим восстанием все небеса. «На небесных советах Люцифера просили одуматься. Сын Божий убеждал его в величии, благости и справедливости Творца, в том, что Его Закон свят и незыблем. Сам Бог учредил порядок на небесах, и, пренебрегая им, Люцифер тем самым бесчестил своего Творца, ввергая себя в пропасть погибели. Но все предостережения, исходящие из безграничной любви и милосердия, еще сильнее возбуждали в нем дух сопротивления» (Уайт Э. Великая борьба. с. 494, 495).
9. Что мы имеем в виду, когда используем выражение «великая борьба»?
Великая борьба началась на небе, когда Люцифер, сотворенное существо, возглавил восставших ангелов, которые бросили вызов Богу, вечному Творцу и Царю всей Вселенной. Великая борьба – это вселенское противостояние между Христом и сатаной. Вселенский конфликт показывает полную несовместимость добра со злом. По своей природе зло смертельно вредит всем существам и Вселенной. Только Бог с помощью Его сверхъестественной, творческой силы может полностью истребить зло и устранить его катастрофические последствия.
Земля становится ареной борьбы
1. Быт.3:1–3,6 - что стало первопричиной всех бед на земле? Каким образом земля стала ареной борьбы?
Когда Бог сотворил землю, Он сотворил ее совершенной. Библия говорит, что Он «увидел… все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Нигде не было ни намека на грех или зло. Но Он наделил Адама и Еву той самой свободой выбора, которую дал и Люциферу.
2. Что такое свобода выбора? Для чего она нужна? Каким образом она могла быть реализована? Как распорядились этой свободой Адам и Ева?
Втор.30:15 - Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Бог сотворил человека со способностью мыслить, здраво рассуждать и делать выбор. Мы не роботы. Мы были созданы по образу Божьему, отличаясь от животных возможностью делать нравственный выбор и жить в соответствии с вечными духовными принципами. Со времени восстания Люцифера на небе Бог призвал Свой народ откликнуться на Его любовь и быть послушными Его повелениям, выбирая служение Ему.
Господь насадил в Едемском саду дерево и назвал его деревом познания добра и зла. Когда Ева оказалась возле дерева познания добра и зла, сатана убеждал ее: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Он хотел внушить Еве мысль о том, что, вкусив от этого дерева, она вместе с Адамом обретут новый опыт существования. Они испытают неведомый до этого момента восторг и другие ощущения. Дьявол хотел, чтобы они поверили: Бог что-то скрывает от них. «И взяла плодов его и ела» (Быт.3:6). Когда Ева, а затем и Адам сделали этот выбор, грех вошел в мир, а с ним — страдания, болезни и смерти.
3. Каким образом великая борьба проникает во все сферы человеческой деятельности? Как в каждом своем поступке люди обнаруживают ту или иную противоборствующую силу?
Гал.5:17 - ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Зло и вселенский конфликт возникли на совершенных небесах. Затем они распространились на землю, развившись в сердце и уме свободных нравственных существ, сотворенных по образу Божьему. Конечное последствие возникновения зла и греха — восстание против Бога и Его Царства.
Грех ведет к беспокойству, тревоге, болезни и страданиям. Такова реальность жизни на планете, пораженной грехом. Грехопадение отразилось на каждом из нас.
4. Если Люцифер — виновник появления греха во Вселенной, а Адам и Ева — виновники того, что грех появился на земле, в чем состоит вина каждого человека перед Богом? Рим.3:23.
Рим.3:23 - потому что все согрешили и лишены славы Божией.
5. И.Нав.24:15 - какой фундаментальный выбор в своей жизни должен сделать каждый человек?
Иис.Нав.24:15 - Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.
Каждому человеку, независимо от того, хотят они того или нет, уже сейчас нужно решать, на чью сторону встать – на сторону Христа или Его противника.
Любовь находит путь
1. Адам и Ева согрешили. Бог сказал им, что они должны покинуть свой дом. Отныне их участью станут тяжкие труды и страдания. Но придется ли им страдать и в конце концов умереть без надежды? Является ли смерть окончанием всего? Ин.1:29; Лев.5:5-6 - какой путь нашла Божья любовь?
Ин.1:29 - вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
Лев.5:5,6 - Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.
2. Быт.3:15 - какое обетование, вселяющее надежду перед лицом вины и отчаяния, Бог дал Адаму и Еве в Едемском саду после того, как они согрешили? Какое служение, указывающее им на грядущее через века решение проблемы греха, Он установил в Едеме?
3. Быт.3:15 – что означает вражда между змеем и женою? Что означает поражение в голову через семя жены? Кто совершит это поражение?
Быт.3:15 - И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Гал.3:16 - Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
«Семя жены» — это Христос (Гал.3:16). На кресте сатана ужалил Его в пяту. Но победа Иисуса — это наша гарантия того, что однажды змей будет поражен в голову, а врата страдания и смерти, открытые Адамом и Евой, однажды будут закрыты.
Когда люди впали в грех, они начали враждовать с Богом. Но Господь обещает воздвигнуть вражду между человеком и грехом. И эта вражда есть действие Божьей благодати, помогающей людям сопротивляться греху. Во Христе человек способен противостать греху.
Рим.6:11-14 – Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Тит.2:11-14, ИПБ - Ибо благодать Божия явила себя миру, спасительна она для всех людей, учит она нас отвергнуть нечестие и мирские похоти и проводить свою жизнь в веке нынешнем целомудренно, праведно и благочестиво. И жить так должны мы с ожиданием торжества блаженной надежды, когда явлена будет слава великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа, который на смерть Себя отдал ради нас, чтоб освободить нас от всякого беззакония и сделать Своим народом, чистым, безраздельно Ему преданным, ревностным к добрым делам.
Гал.5:17 - ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Гал.5:24 - Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Рим.5:20,21 - Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Быт.4:7 - если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (ИПБ - Овладеть тобой он хочет, но ты можешь господствовать над ним).
«Благодать, которую Христос дарует душе человека, заставляет его сопротивляться сатане. Без этой преобразующей милости и обновляющей силы человек всегда оставался бы узником сатаны, его рабом и покорным слугой. Но благодать Божья пробуждает душу для борьбы. Христос наделяет человека силой, которая делает его способным противодействовать тирану и узурпатору. И тогда он теряет вкус ко греху и начинает ненавидеть его, он побеждает страсти, прежде обуревавшие его, — так действует в человеке сила, данная свыше» (Э. Уайт, Великая борьба, глава 30 «Вражда между человеком и сатаной»).
4. Какая надежда прозвучала для Адама и Евы в Быт.3:15?
«Утратив истинное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того чтобы рассеять тьму, чтобы мир мог вновь обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение. Но этого нельзя было сделать силой. Применение силы противоречит основам Божественного правления. Бог желает только служения, основанного на любви, а к любви нельзя принудить. Любовь можно вызвать только любовью. Знать Бога - значит любить Его. Поэтому и необходимо было открыть характер Бога, противоположный характеру сатаны. И это могло сделать только одно Существо во всей Вселенной. Только Тот, Кто знал всю красоту и глубину любви Божьей, мог явить ее миру. Над землей, погруженной во тьму греха и беззакония, должно было взойти "Солнце Праведности, и исцеление в лучах Его" (Мал. 4:2)» (Э. Уайт, Желание веков, глава 1 «С нами Бог!»).
5. Евр.2:9; Гал.3:13 и 2 Кор.5:21 - что эти стихи говорят нам о неизмеримости жертвы Христа на кресте?
Евр.2:9, ИПБ - Но видим Того, Кто был ненадолго ниже ангелов поставлен: Иисуса, претерпевшего мученическую смерть. По благодати Божией Он принял смерть за каждого из нас и был увенчан славой и честью.
Гал.3:13, ИПБ - Христос заплатил за освобождение наше от того самого проклятия, что высказано в Законе, на Себя приняв проклятие за нас. Ведь написано: «Проклят всякий, висящий на дереве».
2 Кор.5:21, ИПБ - Он на Христа, не знавшего греха, возложил грехи всех нас, чтобы мы в Нем стали сопричастны праведности Божией
Задаетесь ли вы вопросом о том, действительно ли Бог любит вас? Посмотрите на крест, посмотрите на терновый венец, на пронзенные руки и ноги Иисуса. Каждой каплей крови, что Он пролил на Голгофе, Бог говорит: «Я люблю тебя. Я не хочу быть на небесах без тебя. Да, ты согрешил, ты предал себя в руки врага, и ты сам по себе недостоин вечной жизни. Но Я искупил тебя, чтобы ты мог вернуться». Вам никогда больше не придется задаваться вопросом, любимы ли вы, если вы взираете на крест.
Библия говорит об Иисусе, Который пришел в этот мир, испытал душевную боль, разочарование и страдание, разделив их с человечеством. Она открывает нам Христа, Который столкнулся с теми же искушениями, с которыми сталкиваемся мы; Христа, восторжествовавшего над начальствами и властями поднебесными как в Своей жизни, так и посредством Своей смерти на кресте. Все это Он совершил для каждого из нас лично.
Иисус, Тот, Кто сотворил Вселенную (Ин.1:3), сошел с небес и не только пришел в этот падший мир, но и пострадал в нем так, как никто из нас (Ис.53:1–5). И Он сделал это, потому что любит каждого из нас. Какая веская причина для надежды!
6. Как Христос крестом отверг обвинения сатаны? На что ответила Его смерть в свете великой борьбы между добром и злом?
Единственный путь к спасению и окончанию вселенского конфликта лежит через Крест и посредничество Христа и благодаря Его созидательной, восстанавливающей силе.
«Голгофский крест подтверждает незыблемость Закона и показывает всей Вселенной, что наказание за грех — смерть. Предсмертный возглас Спасителя: „Совершилось!“ прозвучал для сатаны смертельным приговором. Исход великой борьбы, которая длилась столько времени, определился, и стало возможным окончательное искоренение зла. Сын Божий прошел через врата могилы, чтобы „смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола“ (Евр.2:14)» (Уайт Э. Великая борьба. с. 503).
Наш Первосвященник
1. Евр.9:24; 7:25 - какое служение совершает Иисус Христос после Своего воскресения?
Евр.9:24 - Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие
Евр.7:25 - посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
То, что Иисус сделал для нас на кресте, дает Ему возможность ходатайствовать за нас на небесах. Наш воскресший Господь является нашим Первосвященником, давая нам все необходимое для спасения и вечной жизни в Царстве Божьем.
Иисус представляет нас перед Вселенной облеченными в Его праведность, спасенными Его смертью и искупленными Его Кровью. Он был таким, какими должны были быть мы. Во Христе нет осуждения за грехи, совершенные нами в прошлом. Во Христе наша вина заглажена. Благодаря Его могущественному заступничеству сила греха в нашей жизни ослабла. Оковы, в которые мы были заключены, пали, и мы освободились.
2. Евр.4:15-16 и Евр.7:25 – какие мысли наполняют вас, когда вы вдумчиво перечитываете эти стихи?
Евр.4:15,16, ИПБ - Первосвященник, Коего имеем мы, не из тех, кто не знает сострадания к нам в слабостях наших; нет, Он ведь и Сам был искушен во всем, подобно нам (правда, не согрешил Он при этом), Потому без страха приступаем к самому престолу благодати, чтобы принять милость Божию и обрести благодать Его в помощь всякий раз, когда мы нуждаемся в ней.
Евр.7:25, ИПБ - Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.
3. Ин.17:24 - чего Иисус желал достичь в великой борьбе между добром и злом?
Ин.17:24, ИПБ - 0тец, Ты дал их Мне, и Я хочу, чтобы со Мной они были там, где Я, чтобы видели славу Мою, которую Ты дал Мне, ибо любил Меня еще до создания мира.
Желание Его сердца, причина Его смерти и заступничества — наше спасение. Есть ли у вас в жизни особая нужда? Расскажите о ней Иисусу. Туда, где царит печаль, Он приносит утешение. Туда, где страх, Он приносит мир. Где вина — от Него прощение. Где слабость — Его сила.
4. Как вы думаете, почему Христос пожертвовал Собой ради нас? Что делает нас ценными в Его глазах?
Ис.49:16 - Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]…
Уроки, выводы
1. Как в таком совершенном месте, как небеса, могла разразиться война?
2. Как Бог решает проблему, связанную с грехопадением человека?
3. Как урок этой недели можно применить в жизни?
Вывод. «Голгофский крест подтверждает незыблемость закона и показывает всей Вселенной, что наказание за грех есть смерть. Предсмертный возглас Спасителя: "Совершилось!" прозвучал для сатаны смертельным приговором. Исход великой борьбы, которая длилась столько времени, определился, и стало возможным окончательное искоренение зла… Вся Вселенная увидит, что есть грех и каковы его последствия. И его полное уничтожение, которое, совершись оно вначале, повергло бы ангелов в страх и навлекло бы бесчестие на Бога, ныне послужит доказательством Его любви и возвысит Его перед обитателями Вселенной, которые находят наивысшее наслаждение в исполнении Его воли и в чьих сердцах запечатлен Его такой. Никогда больше не будет зла. Слово Божье говорит: "И бедствие уже не повторится" (Наум. 1:9). Закон Божий, который сатана представил рабским бременем, будет почитаться законом свободы. Испытанное и выдержавшее испытание творение никогда больше уже не поколеблется в своей верности Тому, Кто в полной мере открылся перед ними во всей Своей безмерной любви и безграничной мудрости» (Э. Уайт, Великая борьба, глава 29 «Происхождение зла»).
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Э. Уайт «Патриархи и пророки
Глава 1
ПОЧЕМУ БЫЛ ДОПУЩЕН ГРЕХ
«Бог есть любовь» (I Ин. 4:16). Его сущностью, Его законом является любовь. Так было всегда и так будет вечно. «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий», Чьи «пути... вечные», не изменяется, ибо в Нем нет «изменения и ни тени перемены» (Ис. 51:15; Лев. 3:6; Иак. 1:17).
Всякое проявление Его творческой силы является выражением безграничной любви. Владычество Божье содержит в себе полноту благословений для всех сотворенных существ. Псалмопевец говорит:
«Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; О имени Твоем радуются весь день, и правдою Твоею возносятся. Ибо Ты украшение силы их... От Господа — щит наш, и от Святого Израилева — царь наш».
(Пс. 88:14—19)
История великой борьбы между добром и злом, начиная с того времени, как она разгорелась на Небе, и до окончательного подавления восстания и полного искоренения греха, также является свидетельством Божьей неизменной любви.
Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1, 2). Христос, Слово, единородный Божий, един с Вечным Отцом — един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи. «И нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира» (Ис. 9:6). Его происхождение «из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Сын Божий говорит о Себе, как о Божьей премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8:22—30).
Через Сына Своего Отец создал все небесные существа. «Ибо Им создано все... престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Ангелы — служебные духи Божьи, окруженные сияющим светом, исходящим от присутствия Господа, спешат на быстрых крыльях исполнить Его волю. А повелевает ими — Сын, Помазанник Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3). «Престол славы, возвышенный от начала», был местом Его святилища (Иер. 17:12); «жезл правоты» был жезлом царствия Его (Евр. 1:8). «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Милость и истина предходят пред лицем» (Пс. 88:15).
Правление Божье зиждется на законе любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного согласия с великим принципом справедливости. Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его сущности. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему.
До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили превыше всего, то и друг к другу относились с искренним дружелюбием и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии. Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам, и восстал. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей. Люцифер, «сын зари», «святой и непорочный», был первым среди осеняющих херувимов. Он находился рядом с великим Творцом, и непреходящие лучи славы, окружающие вечного Бога, озаряли его. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:12—15).
Постепенно Люцифер взрастил в себе стремление к самовозвышению. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). «Говорил в сердце своем: "...выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему"» (Ис. 14:13, 14). Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на нее как на собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы, подобающей только единому Творцу. Вместо того чтобы направлять внимание, любовь и верность всех небесных существ к Богу, он стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу.
Таким образом было нарушено совершенное согласие, царившее на Небе. Склонность Лтоцифера превозносить себя, а не своего Создателя встревожила небожителей, которые считали, что наивысшей славы достоин лишь Бог. В небесном совете ангелы умоляли Люцифера смириться. Сын Божий представил ему величие, доброту и справедливость Творца, священную и неизменную природу Его закона. Сам Бог установил порядок на небесах — отступив от него, Люцифер обесчестил бы своего Творца и обрек себя на погибель. Но это предостережение, исполненное безграничной любви и сострадания, лишь еще больше ожесточило его. Люцифер позволил возобладать в себе чувству зависти ко Христу и стал действовать все более решительно.
Князь ангелов собирался оспорить верховную власть Сына Божьего, чтобы таким образом подвергнуть сомнению мудрость и любовь Божью. Для осуществления этого плана требовалось сосредоточить всю силу его незаурядного ума, который позволял ему занимать среди воинства Божьего одно из самых первых мест после Христа. Но Тот, Кто всем сотворенным Им существам дал свободу воли, не оставил без помощи ни одну душу в сетях мнимой справедливости, которой мятежник стремился оправдать себя. Прежде чем начнется великая борьба, всем предстояло получить ясное представление о воле Господа, Чья мудрость и доброта являлись источником всей их радости.
Царь Вселенной собрал все небесные воинства, чтобы в их присутствии подтвердить положение Сына и показать Свое отношение ко всем сотворенным существам. Сын Божий вместе с Отцом взошел на трон, и вокруг них засияла слава Вечного и Сущего, Имеющего жизнь в Самом Себе. Перед троном собрались бесчисленные множества святых ангелов, «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11), ангелы, занимающие самое высокое положение как служители и подданные, ликовали в сиянии света, исходящего от присутствия Господа. Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа. Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении всех небесных воинств, и теперь они должны, благоговея, служить Ему, равно как и Богу. Христос, как и прежде, должен был проявить Божественную силу для созидания земли и ее жителей. Но Он не искал власти или самовозвышения вопреки плану Божьему, но славы Отцу и того, чтобы осуществить Его намерения, полные милосердия и любви.
Ангелы с радостью признали верховную власть Христа и пали пред Ним, преисполненные любви и обожания. Люцифер также склонился вместе с ними, но в его сердце происходила необычайно яростная борьба. Истина, справедливость и верность боролись с завистью и ревностью. Казалось, что под влиянием святых ангелов он на какое-то время поддался всеобщему настроению. Когда раздались мелодичные звуки хвалебных гимнов, подхваченных тысячами радостных голосов, зависть, терзавшая Люцифера, как будто бы исчезла, невыразимая любовь охватила все его существо; его душа влилась в поток преданной любви всех безгрешных небожителей к Отцу и Сыну. Но вот сердце его снова наполнилось гордыней от окружающей его славы. Возродилось стремление быть выше всех других, и зависть ко Христу вспыхнула с еще большей силой. Люцифер не оценил тех высоких почестей, которых он был удостоен как особых даров Божьих, и поэтому не испытывал никакой благодарности к своему Творцу. Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он страстно желал стать равным Богу. Его любило и почитало небесное воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни было. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его. Христос участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были открыты замыслы Божьи. «Почему, спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?»
Немедленно, покинув место присутствия Божьего, Люцифер устремился возбуждать дух недовольства среди ангелов. Он действовал с поразительной скрытностью, и некоторое время ему удавалось сохранять в тайне истинную цель своей деятельности под видом благоговения к Богу. Незаметно старался он вызвать недоверие к законам, управлявшим небесными существами, мельком упоминая, что законы, может быть, и необходимы для обитателей миров, но ангелы, будучи более высокоорганизованными существами, не нуждаются в подобных ограничениях, ибо могут руководствоваться во всех своих действиях собственной мудростью. Он убеждал их, что такие существа, как они, не могут обесчестить Бога, ибо их мысли святы, и им согрешить так же невозможно, как и Самому Богу. Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь. Он давал понять им, что если бы князю ангелов удалось добиться надлежащего ему высокого положения, тогда он смог бы сделать очень многое для небесного воинства, ибо его цель — свобода для всех. Но теперь наступал конец даже той свободе, которой они пользовались прежде, ибо над ними поставили всемогущего властелина, перед авторитетом которого должен был преклоняться каждый. Вот каким тонким обманом Люцифер добивался успеха в небесных обителях.
Положение Христа от начала оставалось неизменным. И только зависть Люцифера, кривотолки, распространяемые им, его желание быть равным Христу вызвали необходимость разъяснить всем небожителям истинное положение Сына Божьего. Но тем не менее многие из ангелов были ослеплены коварством Люцифера.
Пользуясь беззаветной преданностью и доверием любящих святых существ, находящихся в его распоряжении, Люцифер так искусно сеял среди них недоверие и недовольство, что истинная цель его оставалась неразгаданной. Люцифер представлял Божьи замыслы в ложном свете, неправильно истолковывая и извращая их, возбуждая разногласия и недовольство. Искусно выведывал он у окружающих их мысли и потом, при удобном случае, использовал эти сведения, чтобы доказать, будто и ангелы не вполне согласны с правлением Бога. Уверяя, что он полностью послушен воле Божьей, он настаивал на изменениях устава и законов Неба, якобы необходимых для упрочения Божественного правления. Возбуждая ненависть к Закону Божьему и мало-помалу. заражая своим недовольством подчиненных ангелов, Люцифер делал вид, что старается подавить всякий протест и примирить возмущающихся ангелов с уставом Неба. Тайно раздувая дух несогласия и мятежа, он в то же время с непревзойденным искусством убеждал окружающих в том, что его единственная цель — быть верным, сохраняя согласие и мир.
Взлелеянный таким образом дух недовольства совершил свое губительное действие. Еще не было ни одного случая открытого восстания, но разногласия незаметно росли среди ангелов. Нашлись и такие, кто с благосклонностью прислушивался к нашептываниям Люцифера против правления Божьего. И хотя прежде они были совершенно согласны с порядком, который установил на небесах Господь, теперь, будучи недовольны, мучились при мысли о том, что не могут проникнуть в тайны Его неисследимых путей; им не нравилось и то, что Бог так возвеличил Христа. Теперь они были готовы поддержать и следующее требование Люцифера — стать равным Сыну Божьему. Но ангелы, которые оставались верны и преданны, защищали мудрость и справедливые принципы правления Божьего. Они старались примирить этих непокорных существ с волей Всевышнего. Христос — Сын Божий. Он был един с Богом прежде сотворения ангелов и всегда находился одесную Отца. Его верховная власть, преисполненная благословений всем, находящимся под Его милостивым покровительством, прежде никогда не оспаривалась. До сего времени гармония Неба не нарушалась ничем. Почему же теперь возникло разногласие? Ангелы, которые оставались непоколебимы, предвидели ужасные последствия возникших несогласий и горячо советовали возмутившимся ангелам оставить свои намерения и преданно служить Богу.
С великим состраданием, присущим Ему, Бог долго терпел поступки Люцифера. Дух несогласия и недовольства никогда раньше не проявлялся на Небе. Это было нечто новое — странное, необъяснимое, таинственное. Вначале и сам Люцифер не понимал подлинной природы своих чувств; некоторое время он опасался высказывать свое мнение и мысли, однако не приложил усилия к тому, чтобы избавиться от мучивших его душу сомнений и противоречий. Он не предвидел, к чему это приведет. Чтобы убедить Люцифера в его заблуждении, было сделано все, на что только способны бесконечная любовь и мудрость. Беспричинность его недовольства, последствия его возмущения — все это было открыто ему. Люцифер понял, что он не прав. Он видел, что «праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс. 144:17), что Божественные уставы справедливы и что он должен признать это перед всем Небом. Поступи Люцифер так, он спас бы себя и многих ангелов. В то время он еще не отвернулся полностью от Бога. Уже не будучи, как прежде, осеняющим херувимом, он снова был бы восстановлен в своих прежних правах, если бы пожелал возвратиться к Отцу, признав мудрость Создателя и выказав готовность занять место, указанное ему Богом. Настал решительный момент: он должен был или вполне подчиниться Божественной власти, или открыто вступить в борьбу. Некоторое время он колебался и готов уже был вернуться к своему Творцу, но гордость не позволила ему сделать это. Признать перед всеми свою вину, назвать свои измышления ложными и всецело подчиниться власти, несправедливость которой он пытался доказать,— все это было, по его мнению, слишком великой жертвой для того, кто прежде занимал такое высокое положение.
С глубоким состраданием милосердный Творец пытался спасти Люцифера и его приверженцев из бездны греха, куда они были готовы упасть. Но Его сострадание было ложно истолковано. Люцифер расценивал долготерпение Божье как доказательство собственного превосходства, как знак того, что все же настанет время, когда Царь Вселенной согласится с его требованиями. Он пытался убедить ангелов, что если они будут тверды в своей приверженности ему, то добьются желаемого. Люцифер, упорно отстаивая свои позиции, вступил теперь в открытую борьбу с Творцом. Вот как получилось, что Люцифер «осеняющий херувим», причастник Божьей славы, страж Его трона, по причине греха стал сатаной, «противником» Господа и святых ангелов, губителем тех, кто ему подчинялся.
С презрением отвергнув доказательства и просьбы верных Богу ангелов, Люцифер объявил их обманутыми рабами. Предпочтение, выраженное Христу, он назвал несправедливостью как по отношению к нему, так и по отношению ко всем обитателям Неба, и заявил, что не намерен более сносить попрание их и своих прав, утверждая, что никогда не признает верховную власть Христа. Он с решительностью заявил, что эта слава должна принадлежать ему, и призвал всех желающих объединиться под его началом. Тем, кто присоединится к нему, он пообещал новое и лучшее правление, при котором всякий будет наслаждаться свободой. Великое множество ангелов выразило намерение последовать за ним. Польщенный воодушевлением, с которым были приняты его призывы, он надеялся привлечь на свою сторону всех ангелов, чтобы уподобиться Самому Богу и властвовать над всеми небожителями.
Но и тогда верные ангелы уговаривали Люцифера и его приверженцев подчиниться Богу; они говорили о тех роковых последствиях, которые станут результатом непослушания. Они убеждали, что для Создателя не составляет никакой трудности сломить их дерзкое упорство и наказать достойным образом. Ни -один ангел не мог оставаться безнаказанным в случае неповиновения Закону Божьему, который свят так же, как и Сам Бог. Они умоляли ангелов не прислушиваться к лживым доказательствам Люцифера. Они уговаривали его немедленно пойти вместе со своими приверженцами к Богу и раскаяться перед Ним в своих заблуждениях и дерзкой смелости, толкнувшей их подвергнуть сомнению Божественную мудрость и власть.
Многие были склонны внять этим увещаниям, покаяться в своей вине и вновь обрести благоволение Отца и Сына. Но Люцифер предпринял еще один коварный план. Великий смутьян заявил, что ангелы, разделяющие его воззрения, слишком запятнали себя, чтобы вернуться назад, и, опираясь на свой авторитет в области познания Закона Божьего, утверждал, что Бог никогда не сможет простить их. Он заявил, что все, желающие подчиниться авторитету Неба, будут лишены своего сана и почестей. Что касается его, то он никогда больше не признает верховной власти Христа. Единственное, что осталось ему и его сторонникам, говорил он,— это защищать свою свободу и всеми силами отстаивать свои права, которых им не желали предоставить мирным образом.
Действительно, сатане было уже слишком поздно думать о покаянии, но с соблазненными им ангелами дело обстояло иначе. Сочувствие и горячие просьбы непадших ангелов открыли дверь надежды для заблудших. И если бы они вняли голосу предостережения, то смогли бы порвать цепи сатаны, опутавшие их. Но гордость, покорность своему повелителю, страстное желание неограниченной свободы настолько овладели ими, что они не услышали умолявший их голос Божественной любви и сострадания.
Бог разрешил сатане действовать до тех пор, пока дух недовольства не перерос в открытый бунт. Это было необходимо, чтобы его намерения и планы проявились в полной мере, чтобы их истинная природа и направленность обнаружились перед всеми. Люцифср, помазанный херувим, занимал высокое положение, он был горячо любим всеми небожителями и имел на них сильное влияние. Божье правление распространялось не только на жителей Неба, но и на все сотворенные Им миры. И Люцифер надеялся, что, поскольку ему удалось увлечь за собой небесных ангелов, он сможет покорить себе и все остальные миры. Весьма искусно он действовал в этой борьбе, не пренебрегая никаким средством для достижения своей цели. Его способность обольщать была очень велика. Облекшись в мантию лжеправедности, он, казалось, на какое-то время достиг успеха. Все его действия были настолько замаскированы, что ангелы вначале не могли понять подлинной их сути. Бунтовщик настолько осторожно осуществлял свои намерения, что, только став реальностью, они могли разоблачить его. Даже преданные воле Божьей ангелы не могли вполне разобраться, к чему же ведут его поступки.
Вначале Люцифер так искусно плел сети обольщения, что не вызывал никаких подозрений. Ангелов, которых ему не удавалось склонить на свою сторону, он обвинял в равнодушии к интересам небожителей. Всевозможными уловками сатана пытался посеять недоумение относительно намерений Божьих. Самые простые вещи он облекал покровом таинственности и ловко заставлял сомневаться в неоспоримости уставов Иеговы. Конечно, большое значение имело его высокое положение в небесных обителях.
В этой борьбе Господь мог использовать только такие средства, которые отвечали истине и справедливости, а сатана применял методы, недопустимые для Бога, а именно лесть и обман. Сатана прилагал все усилия к тому, чтобы извращать Слово Божье и ложно истолковывать небесную систему правления, заявляя, что Бог несправедливо навязал Свои законы ангелам, что, требуя послушания и покорности от сотворенных Им существ. Он ищет только самовозвышения. Поэтому все небожители и обитатели других миров должны были убедиться в том, что сатана лжет, что Божье правление основано на справедливых принципах и что закон Его совершенен. Сатана же пытался изобразить свою кровную заинтересованность в благополучии Вселенной. Поэтому истинный характер узурпатора и его подлинные намерения должны были открыться перед всеми. Необходимо было время, чтобы его злые деяния сами изобличили его.
В смуте, вызванной сатаной на Небе, он обвинял Бога и принципы Его правления. Все зло, утверждал он, явилось следствием несовершенства Божественной власти. Поскольку Люцифер заявил, что его единственное желание — улучшить уставы Иеговы, Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить сатану должны были его действия. В самом начале борьбы сатана уверял в своей непричастности к восстанию. Поэтому вся Вселенная должна была увидеть разоблаченного обманщика.
Даже тогда, когда он был низвергнут с Неба, Безграничная Мудрость не уничтожила его. Поскольку Бог может принять только служение, основанное на любви, преданность Ему сотворенных Им существ должна исходить из убежденности в Божественной справедливости и любви. Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом, чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона никогда не подвергались более никакому сомнению.
Восстание, поднятое сатаной на Небе, должно было послужить уроком для всей Вселенной на все грядущие века, явиться вечным свидетельством подлинной природы греха и его ужасных последствий. Результаты господства сатаны и его влияния как на людей, так и на ангелов должны были показать те губительные плоды, которые принесло бы устранение Божественной власти. Это должно было свидетельствовать о том, что благополучие всех сотворенных Им существ обеспечивается Божьим правлением. Таким образом, ужасному восстанию на Небе предстояло служить вечным предостережением для всех святых существ, ограждающим их от соблазна, от совершения греха и от возмездия за него.
Только Тот, Кто управляет всей Вселенной, знает конец от начала, перед Ним все тайны прошлого и будущего — словно раскрытая книга; Он, невзирая на горе, мрак и разрушения, причиненные грехом, видит осуществление Своих целей любви и благословения. Хотя «облако и мрак окрест Его», но «правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96.2). Придет день, когда жители всей Вселенной, падшие и непадшие, поймут это. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).
Э. Уайт «Желание веков»
Глава 1
"С нами Бог!"
"И нарекут имя Ему Еммануил... с нами Бог".
"Свет познания славы Божией" исходит от "лица Иисуса Христа". От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус - "образ Божий", образ Его величия и могущества, "сияние славы Его". Иисус Христос пришел в наш мир, чтобы явить славу Отца. Он пришел на эту грешную землю, чтобы открыть людям свет Божьей любви и быть "Богом с нами". Посему о Нем сказано в пророчестве: "И нарекут имя Ему Еммануил".
Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус должен был открыть Бога людям и ангелам. Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего. В Своей молитве за учеников Он говорит: "Я открыл им имя Твое", "человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный"; "Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них". Но это откровение дано не только Его детям, рожденным на земле. Наш маленький мир - это учебник для Вселенной. "Ангелы желают проникнуть" в чудесный план спасения по благодати Бога, и будут пытаться постичь таинство Его искупительной любви в бесконечной череде веков. Как искупленные дети земли, так и непадшие жители миров будут находить в крестном подвиге Христовом источник мудрости и воспевать его. Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, - это слава жертвенной любви. В свете Голгофы явлено, что закон жертвенной любви - это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая "не ищет своего", исходит от Бога; что в Смиренном и Униженном явлен характер Того, Кто обитает в неприступном свете.
От начала Бог явил Себя в деле творения. Христос распростер небеса и положил основание земли. Он же сотворил и звездные миры во Вселенной, и полевые цветы. "Он поставил горы", "Его - море, и Он создал его" (Пс. 64:7; 94:5). Он наполнил землю красотой и воздух пением. И каждое Его творение на земле, в воздухе и на небесах несет на себе отпечаток любви Отца.
Грех исказил совершенство Божьего творения, но рука Создателя по-прежнему видна во всем. Даже сегодня вое сотворенное возвещает о Его совершенстве. Никто и ничто, кроме эгоистичного человека, не живет для самого себя: и птица, парящая в небе, и зверь, ходящий по земле, - все живут для пользы другого. И нет листа в лесу или самой незаметной былинки, которые не выполняли бы своего назначения. Каждое дерево, каждый куст и лист выделяют те вещества, без которых не могут существовать люди и животные. А человек и животное, в свою очередь, способствуют жизни растений. Прекрасные цветы благоухают, служа благословением для мира. Солнце изливает свой свет на радость всему живому. Океан, наполняющий живительные источники, вбирает в себя воды всей земли, чтобы снова их отдать. Влага, испаряющаяся с его поверхности, дождями возвращается на землю, чтобы она цвела и плодоносила.
Ангелы - вестники славы небесной - дарят свою любовь людям и неустанно заботятся о падших и грешных душах. Небесные существа стремятся привлечь наши сердца, они приносят в этот мрачный мир свет небесных обителей. Чутко и терпеливо они стараются побудить человеческий дух для того, чтобы вернуть падшим утраченную связь со Христом, более тесную, чем те могут себе представить.
Все в природе свидетельствует о Боге, но наиболее полно мы видим Его в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. "Я ...ничего не делаю от Себя", - сказал Христос. - "Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем", "Я не ищу Моей славы", а славы пославшему Меня (Ин. 8:28; 6:57; 8:50; :18). В этих словах утвержден великий принцип - закон жизни во Вселенной. Все, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном - в Его служении всем Господом сотворенным существам: через возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию, и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к Великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающий сущность великого Подателя жизни, и закон жизни, действующий во Вселенной.
Этот закон был нарушен еще на небе. Начало греха - в эгоизме. Люцифер, осеняющий херувим, захотел быть первым на небе. Он стремился к власти над небесными существами, чтобы отдалить их от Творца и заставить поклоняться себе. Для этого он представил им Бога в ложном свете, обвинив Его в стремлении к самовозвеличению. Свои собственные порочные наклонности он приписал любящему Творцу. Так он ввел в заблуждение ангелов и людей, заронив в них недоверие к Слову Божьему и заставив сомневаться в Его доброте. Поскольку Бог преисполнен необыкновенного величия, а сущность Его - правосудие, то сатана заставил людей думать, что Он жестокий и непрощающий. Ему удалось обмануть первых людей и склонить их на свою сторону, принудив восстать против Бога. И море страданий затопило землю.
Утратив истинное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того чтобы рассеять тьму, чтобы мир мог вновь обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение. Но этого нельзя было сделать силой. Применение силы противоречит основам Божественного правления.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев