На его счету 330 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, 64 сбитых самолёта противника. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Тем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Прославленный ас всегда стремился отыскать противника первым, не подвергая при этом опасности ни себя, ни свою боевую машину. В 120 воздушных схватках он не был сбит ни разу.
Иван родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка в Черниговской губернии. После окончания школы он поступил в химико-технологический техникум, тогда же по путёвке комсомола Кожедуб начал учёбу в аэроклубе, совмещая её с занятиями. Вот что он вспоминал об этом:
«С девяти часов до трёх — в техникуме, а после обеда — пять часов занятий в аэроклубе. Для домашней подготовки оставались поздний вечер, раннее утро и выходные дни. Я не пропустил ни одного занятия в аэроклубе, ни одной лекции в техникуме. По-прежнему много занимался спортом. Мне и в голову не приходило тогда, какую огромную роль в моей будущей работе лётчика-истребителя сыграют занятия лёгкой атлетикой и гимнастика».
В 1939 году он окончил аэроклуб и поступил в авиационную школу. Когда началась Великая Отечественная, Кожедуб работал инструктором. Иван стремился на фронт, но его не отпускали. За хорошую подготовку личного состава его группе командование выдало новый учебный самолет УТИ-4. Однако в ходе одного из полётов курсант на взлёте допустил ошибку, и машина потерпела аварию. Из-за этого командир эскадрильи изменил отношение к Кожедубу. Вот что вспоминал Иван:
«Я оказался в числе нерадивых. О фронте нечего было и мечтать — на фронт посылались лучшие… Было обидно и горько. Конечно, я мог бы оправдаться, но командир ничего не хотел слушать.
Всё это угнетало меня. Но прошло несколько дней, и я с новой энергией взялся за работу, ещё требовательнее стал относиться к себе и к своим ученикам. Только так можно было вернуть утраченное доверие».
Осенью 1941 года школа была эвакуирована в Чимкент Казахской ССР. К ноябрю 1942 года Кожедуб смог окончательно убедить руководство, что его можно отправить на фронт. Ивана направили на пересыльный пункт сбора лётно-технического состава, откуда он попал в 240-й истребительный авиаполк.
Первый боевой вылет Кожедуба состоялся в марте 1943 года в паре с лейтенантом Вано Габунией. Однако с самого начала вылет пошел не по плану. После взлёта Кожедуб потерял своего ведущего. Ему не удалось связаться с ним по радио, связь с землёй Иван также не установил. Вдруг лётчик заметил у аэродрома немецкие самолеты. Вот что вспоминал об этом Кожедуб:
«Вижу — ниже меня какие-то самолёты пикируют на наш аэродром. Сначала я подумал, что это наши. Но вдруг заметил разрывы бомб. Сердце заколотилось: «Противник! Надо его быстрее бить!»
По спине прошла дрожь: их шесть, а я один!.. Вот оно, начинается настоящее! И мне пришло на память правило, заученное ещё в школе: «Чтобы внезапно атаковать противника, атакуй со стороны солнца». Я стремительно разворачиваюсь и сверху атакую заднее звено. Трудно сказать, что заставило меня вдруг вспомнить правило, которое так часто повторяли нам учителя: «Перед атакой посмотри назад — не атакуют ли тебя сзади самолёты противника». Не успел я повернуть голову влево, как увидел, что ко мне приближается незнакомый самолёт. Это был «Мессершмитт-110».
Пока я приглядывался к нему — а это была доля секунды, — в воздухе блеснула огненная трасса: фашист открыл огонь. Меня качнуло вправо. Ещё один снаряд попал в левый бок машины, а третий — в хвост. Я еле удержал самолёт на высоте пятисот метров».
Ла-5 был серьёзно повреждён, кроме немецких снарядов и пуль, истребитель получил два попадания от своих зенитчиков, которые случайно его зацепили в суматохе боя. Тем не менее Кожедуб не стал прыгать с парашютом, а решил спасти машину. «Мысль работала точно, движения были уверены. Мною овладело удивительное спокойствие — потом оно всегда появлялось у меня в трудную минуту», - вспоминал лётчик. Ивану удалось успешно посадить свой самолёт.
Кожедуб так анализировал тот бой: «Первая встреча с фашистами оказалась хорошей проверкой моих знаний материальной части истребителя. Но она же наглядно показала, что я ещё слабо знаю тактику врага. Тяжёлый, но поучительный урок».
Со временем Иван освоился в небе и стал настоящим асом. Летом 1943 года в боях на Курской дуге он сбил свой первый самолёт — пикировщик «Юнкерс-87».
В феврале 1944 года лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза. К тому моменту на его счету было 20 сбитых самолётов и 140 боевых вылетов.
Вот что вспоминал Иван Кожедуб о своих боевых буднях:
«Без опыта, без знаний удачи не бывает. И я добивался её неустанной работой над собой, всегда старался не задерживаться на достигнутом уровне знаний, мастерства, идти вперёд и только вперёд!»
Иван Никитович Кожедуб прошёл всю Великую Отечественную, он сбил 64 самолёта врага, в том числе новейший реактивный истребитель «Ме-262». За свои заслуги советский ас награждён множеством орденов и медалей, удостоен звания Героя Советского Союза.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев