Валентина Степановна родилась в 1909 году в городе Харькове.
Ее отец - известный авиаконструктор и летчик Степан Васильевич Гризодубов, буквально жил авиацией. Поэтому неудивительно что свой первый полет, конечно с отцом за штурвалом, маленькая Валя совершила в 2,5 года. А в 14 лет она уже могла самостоятельно управлять легкомоторным самолетом.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима, Валентина поступила в неё и через три месяца ускоренной программы получила звание пилота.
Однако для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов, которую и окончила в числе первых по успеваемости.
С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт».
В 1937-1938 годах Валентина Степановна совершила 5 мировых авиационных рекордов, самым известным из которых был беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). Перелет проходил в сложных условиях на самолете АНТ-37 «Родина». Валентина Степановна возглавляла экипаж. Вторым пилотом стала Полина Осипенко, а штурманом — опытная Марина Раскова.
За эти достижения Валентине Степановне Гризодубовой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны, с 1942 года по 1943 год, командовала 101 Авиационным полком Авиации дальнего действия. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
В 1943 году Валентине Степановне было присвоено звание полковника.
После окончания Великой Отечественной войны в 1946 году пребывала в запасе.
После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по лётной части. Принимала личное участие в испытательных полетах новой авиационной техники.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.
Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем Валентины Степановны Гризодубовой названы несколько улиц в разных городах России. В Москве ей установлен памятник. А в 2018 году в городе Пензе, почетным гражданином которого Валентина Степановна является с 1965 года, рядом со зданием ДОСААФ, где располагалась летная школа, ей был установлен бюст.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев