Об этой актрисе я впервые услышал от театрального критика Виктора Комиссаржевского. Он меня тогда пристыдил: «Ну, знаете, Михаил, это даже неприлично не знать такой актрисы, ни разу не видеть Наташу на сцене. Быть может, вы ничего и про «Сладкую женщину» не слышали? Извините, друг мой, но это уже ваша провинциальная дремучесть. Даже не знаю, как её и лечить. Поймите, лучше Гундаревой сегодня никто в Москве, да, наверное, и в стране не играет! Вот на днях у неё будет премьера «Леди Макбет Мценского уезда», я вас обязательно Наташе представлю!»
Много времени спустя, когда мои отношения с Натальей Гундаревой уже были почти дружескими, во всяком случае, между нами запретных тем для обсуждения существовало очень немного и мы перешли на «ты», я узнал, что Виктор Григорьевич, равно, как и режиссёр Андрей Александрович Гончаров «не ровно дышали» к этой замечательной актрисе не только из-за её творческих свершений. Что было понятно и во многом оправдано. На неё «западали» все или почти все мужчины, хоть немного понимающие толк в женской красоте. В её исконной, а не подиумно-глянцевой сущности. Плюс ещё артистический талант действительно невероятной силы. Всё это составляло вместе нечто трудно постижимое, фантастическое, неописуемое. Когда я сам впервые увидел за кулисами Наталью Георгиевна без грима, тоже подумал о том, что этой «сладкой женщине» и не требуется играть никаких «сладостей». На неё просто смотришь и тихо дуреешь от всяких вожделений. Она была не просто красива, а как бы фосфоресцировала своей красотой. Как будто изнутри ею освещалась. Такого феномена я больше ни у когда не наблюдал в артистическом мире. И ей поэтому, как в том старом анекдоте, не надо было исполнять песен, чтобы понравиться мужикам. Достаточно было только прохаживаться по сцене туда-сюда. Когда мы говорили и на эту тему, Гундарева однажды в сердцах призналась: «Наверное, не поверишь, но иной раз эта моя «сладость» хуже любой самой горькой горечи. Ты душу на сцене выворачиваешь, а половина зала твоё тело глазами пожирает, как в той «Оптимистической трагедии». И вообще я думаю, что по-настоящему великой актрисой можно стать лишь обладая лицом и статью Цецилии Мансуровой или Фаины Раневской. Да и Сара Бернар тоже красавицей не слыла…».
В этом ряду, не случайно выстроенном Гундаревой, не хватает только Бабы Яги, сыгранной Милляром, чтобы понять, каким же тяжким крестом для высокоодарённой актрисы была её потрясающая красота. Меж тем, слабая половина советского народа именно внешнему обаянию Гундаревой завидовала. В то время, как сильная была в неё натуральным образом влюблена. Такое нестандартное положение занимала в обществе Наталья Георгиевна в пору своего духовного, физического и творческого расцвета. После фильма «Сладкая женщина» актриса как бы и официально (по опросу журнала «Советский экран») стала самой красивой в Советском Союзе. Впрочем, эти натужные рассуждения доказывают лишь одно: по-настоящему большой творец, а Гундарева была и остаётся одной из лучших отечественных актрис,- немыслим без сильных внутренних противоречий. Которые, в конечном итоге, и двигают его творчество по восходящей спирали. А у моей героини их наблюдалось с лихвой: надоедливая полнота, никотинная и винная зависимость, бездетность, перманентные болезни, которые в конечном итоге и свели её в могилу.
…Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» шёл в Театре имени Маяковского 13 лет. Выше этой театральной своей роли в том же кино Наталья Георгиевна, по моему мнению, так и не поднялась. Притом, что сыграла более, чем в сотне (104) фильмов. Для актрисы - моей ровесницы, прекратившей сниматься в 53 года - это очень много. Аккурат на «Книгу рекордов Гиннеса» тянет. И притом, что есть у неё серьёзные кинематографические удачи: Голубева – «Одиноким предоставляется общежитие», Бузыкина – «Осенний марафон», Ванеева – «Хозяйка детского дома». Всё это, конечно, холмы высокие, но Измайлова – настоящая гора.
С данным утверждением можно и должно спорить. Что сама Наталья Георгиевна всегда и проделывала при наших беседах, уповая на известное артистическое присловье: лучшая роль всегда – впереди. Так что, дескать, не надо зря волноваться, с помощью Господа Бога она ещё переплюнет свою Измайлову. Словесные наши упражнения на эту тему приобрели необычную остроту в конце 1993 года, когда Гундарева, войдя в политическое движение «Женщины России», решила избираться в Думу. Для меня в то время подобный её поступок выглядел далеко не самым взвешенным и продуманным. Это если выражаться языком дипломатическим. Ежели резать всю правду-матку (а я, грешен, излишне самонадеянно позволял себе подобное в отношении Гундаревой), то все вещи надо называть своими именами и с солдатской прямотой. Так вот, имея такую артистическую харизму, будучи столь востребованной в кино, на телевидении, особенно в театре, и при этом протирать юбку на плюшевом кресле Госдумы – это, как минимум, опрометчиво, если не сказать круче. Собственно, я и высказывался круче, сравнивая тогдашнюю политику ельцинских клевретов с «парашей вонючей», не будучи при этом оригинальным. Но не хочу сейчас красоваться и пиариться на фоне образа великой ушедшей актрисы. Тем более, что куда важнее, как самоё Наталья реагировала на справедливые, в общем-то, упреки:
«Честно говоря, не знаю ни одного человека, который бы, начав заниматься политикой, стал от этого счастливее. Попавший в эту мясорубку субъект, становится объектом повышенного внимания. Оно куда как тягостнее, нежели интерес театральной публики к своему кумиру. Там подобный интерес зачастую с добрым душевным окрасом. А большинство политиков подавляющее большинство людей, как правило, недолюбливают или откровенно ненавидят. И не всегда несправедливо. Это делает жизнь политиков невозможной, потому что от них ждут того, чего ещё никому не удавалось, - жизни не просто честной, а фактически по заповедям - то есть снять с себя рубашку и отдать её другому. А человек, который себе рубашку не своровал - купил, вовсе не обязан её кому-то отдавать. Вот я лично никогда не отдам. Но требуют именно такого шага. Кроме всего прочего, неужели ты думаешь, что я не понимаю: моя "думская" деятельность, буде она даже и не столь активной, как у моей подруги Кати Лаховой, всё равно не лучшим образом скажется на моей основной работе. И отношение ко мне очень многих близких и знакомых тоже оставит желать лучшего. Ну что ты хочешь, если даже муж Миша, на что уж никогда не перечит мне, а и тот возроптал. Но вот мне с некоторых пор стало неловко и даже, прости, стыдно ругать правительство, сидя на кухне. И я вспомнила не самый плохой жизненный принцип: если не я, то кто же? А ещё подумала про соседа. Юрий Георгиевич всегда перегоревшую лампочку в подъезде или на лестничной клетке поменяет, дребезжание в кабине лифта устранит, скрипучую входную дверь дома смажет. Между прочим, полковник, большая шишка в вашем Министерстве обороны. Мог бы приказать своим подчиненным или позвонить куда следует. Нет, сам всегда всё аккуратно сделает, не снимая даже кителя, как будто дом не общий, а его личный. Так вот, если каждый человек, ни на кого не надеясь, сам польёт газон у дома и подметёт тротуар - только тогда, а никак иначе, во всём городе, да и во всей стране чище станет. Понимаю я так же и то, что во многих вещах нынче профан полный. Но как раз некомпетентные люди порой видят то, мимо чего проходят высококлассные специалисты. Как в той байке: «Титаник» строили специалисты, а Ковчег – дилетант Ной. С другой стороны куда как верна и другая аксиома нашей жизни: если даже ты не хочешь заниматься политикой, то она тобой всё равно займется».
Необходимое отступление. Юрий Георгиевич Широченко был самым близким моим другом по службе воинской и по жизни личной. Он был начальником секретариата Главкома – секретарём военного совета Войск ПВО во времена, о которых рассказывает Гундарева. Потом ушёл в зарождающийся бизнес. Создал одно из лучших в стране ремонтное автопредприятие «ЮША-сервис». В начале двухтысячных гражданским специалистом вернулся в Вооружённые Силы России. Был многолетним помощником заместителя министра обороны по вооружению и первым помощником начальника Генерального штаба ВС РФ. Президент Путин наградил его именными часами с надписью: «Человеку слова». Юрий Георгиевич с женой Валентиной Ивановной жили над квартирой Гундаревой по улице Тверская-Ямская. Наташа часто повторяла: «Говорят, что все соседи дурные, но хуже всех те, кто сверху. А я вот соседей лучше Широченко в жизни не встречала. Завидую, что у тебя такой друг». (Это последовало после того, как я ей сказал, что Юра мне - дар от Бога и Войск ПВО).
Справедливости ради надо отметить, что свои депутатские обязанности Гундарева исполняла тщательно и с энтузиазмом, существенно выделяясь среди прочих своих коллег. Об этом мне рассказывала Екатерина Лахова, с которой нас познакомила всё та же Наталья Георгиевна. Но горькая правда заключается и в том, что на творческом фронте актрисы за время её депутатства наблюдалось непривычное затишье. Вот простенькая диаграмма, подтверждающая справедливость такого вывода. В 1992 году Гундарева снялась в двух фильмах. В 1993 – в трёх. Следующие три года – по одному фильму. 1997 год – ноль. Понятно, что истории неведомо сослагательное наклонение. Но даже и при этом нельзя не подосадовать: это ж сколько «простаивала» лучшая актриса страны в пору своего творческого расцвета, ради глупой политики!
…Наталья Георгиевна трижды была в официальном браке и, как бы это поделикатнее выразиться, имела некоторое число внебрачных отношений. Скорее всего, подобная нравственная вольность происходила из-за её широкой, да что там скромничать, – удальской натуры, не признающей никаких домостроевских традиций и условностей. Так она легко и почти шутя вышла замуж за не очень симпатичного, к тому же на полтора десятка лет старше себя, Леонида Хейфеца. Это от него молодая актриса понесла ребёнка, но сделала роковой аборт. Через шесть лет они спокойно разошлись, как в море корабли. Комментируя это расставание, Гундарева с вызовом говорила: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». В том же театре нашла для себя второго мужа Виктора Корешкова. Они столь азартно играли любовников в «Леди Макбет Мценского уезда», что доигрались до загса. Однако и этот брак оказался несчастливым из-за обоюдных измен. Корешков увлёкся певицей Валентиной Игнатьевой, а Гундарева – красавцем младше себя на десять лет Сергеем Насибовым. Бросив свои семьи, страстно влюблённые соединились, но, как оказалось, совсем ненадолго. И лишь тогда Наталья Георгиевна нашла свою настоящую «половинку» актёра своего же театра Михаила Филиппова. В первом браке он оставил сына и жену Ирину, дочь бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова.
Михаил Иванович написал книгу-воспоминание о своей любви под названием «Наташа». Очень трогательная работа, в которой нет самолюбования на тему: «Я и Гундарева». Кто прочитает эту книгу – не пожалеет.
Проблемы со здоровьем у Гундаревой начались в середине 1980-х. Как уже говорилось, она много курила. Случались и другие «излишества». Из-за приступов гипертонической болезни участились переносы спектаклей с её участием. Заядлая автолюбительница, актриса в 1986 году попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя. Спустя некоторое время радикально сбросила вес и сделала пластическую операцию. Выглядела при этом фантастически и сногсшибательно. Но вот основные мышцы лица перестали её слушаться.
В своём последнем интервью Гундарева призналась: «Многие годы я жила в непрерывной гонке, когда утром за волосы стаскиваешь себя с постели, вливаешь в себя кофе, закуриваешь, бросаешься в машину, мчишься на репетицию, примерку, спектакль, съемку, а к вечеру прибегаешь выпотрошенная, не понимая, куда ушел день. И кажется, что ничего не сделано, хотя объективно это не так: прошла репетиция, примерила платья для новой роли. Но настоящего, на что действительно стоило бы употребить это жизненное пространство, нет совсем. Я люблю результат, а моя работа результат дает далеко не сразу, и никогда не знаешь заранее, что из неё выйдет. И вдруг в этой гонке судьба меня остановила. И я думаю: «Почему Бог мне послал эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня? Может, судьба решила именно так меня поставить на место?»
Дальше последовали четыре года борьбы с тяжелейшим и в итоге с неизлечимым недугом. Перед смертью попросила у всех прощения - у сиделки, у медсестер, у мужа, родных. И в дневник занесла последние строчки: «Я всё люблю в этой жизни - любую погоду, любое настроение. Не верю в переселение душ и считаю, что человек живет только один раз. Хочется ощутить всю полноту жизни и очень многое в ней понять. Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чём не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала. Почувствовала объем жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания. Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполнено. Работа, встречи с интересными людьми. Одни прошли, другие задержались. Вот и я ухожу...".
Михаил Захарчук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12
Наталью Гундареву! Светлая память !
Спасибо, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, за
интересную статью! Здоровья Вам!!!
Светлая ей память!