Сегодня 100 лет со дня рождения Донатаса Юозовича Баниониса – советского и литовского актёра театра и кино, театрального режиссёра. У меня была с ним мимолётная встреча в Доме актёров. Но обстоятельного разговора не получилось, о чём я буду сожалеть, наверное, до конца дней своих. Прежде всего, потому, что Банионис, что называется был «мой актёр в доску» (в те времена я работал в газете «Красная звезд»). Да за одну только роль разведчика Константина Тимофеевича Ладейникова из фильма «Мёртвый сезон» он достоит памятника. А председатель Вайткус из фильма «Никто не хотел умирать»; а комиссар Щ-721 из «Командира счастливой щуки»; а Крис Кельвин из «Соляриса»; а Председатель-клетчатый из «Приключений принца Флоризеля»; а два следователя из фильмов «В сумке инкассатора» и «Семь дней после убийства». Да что там говорить, если Банионис сыграл более чем в восьми десятках фильмов. И ни в одном не сработал, как говорят в балете «в полноги», не схалтурил, а всегда играл на пределе своих возможностей. Блестящий, виртуозный мастер-исполнитель самых заковыристых ролей, он в каждой выкладывался как в последней. Притом, что лишь одну из них сам озвучил (пастор-покупатель из картины «Берегись автомобиля»).
Впрочем, литовский советский кинематограф всегда отличался повышенной плотностью хороших артистов. Чего стоят работы Будрайтиса, Адомайтиса, Мисюлиса, Эугении Шулгайте, многих других. Да вот беда, почти весь кинематографический корпус Литвы, после так называемых перестроечных времён, дружной колонной переметнулся в злобный лагерь недругов России и благополучно сгинул в русофобских конвульсиях и антирусской блевуотине. И лишь один великий, мудрый Донатас Банионис оставался верен себе, своему отцу – коммунисту-революционеру, члену ещё РСДРП (б). Артист не предал нас, его благодарных зрителей, не оплевал дружбы наших народов. И это в то нечеловеческое время, когда таких как он прибалтийские карлики травили лютее, чем они обычно травят крыс. Когда за принадлежность, скажем, к коммунистической партии не просто вешались ярлыки – кидали в тюрьмы. Конкретно Донатасу Юозовичу так называемая «люстрационная комиссия Литвы» инкриминировала… сотрудничество с КГБ. Чудовищную нелепость и безосновательность подобного утверждения вынуждены были признать даже в самом так называемом «центре исследования геноцида»: «К обнародованному списку агентов КГБ следует относиться критически. Весь журнал регистрации агентов написан от руки. Несколько человек, вписанных в конце списка, записаны другой ручкой и другим почерком». Документы, на основании которых было сделано первоначальное заявление Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, ряд экспертов называет фальсифицированными. И тем не менее, в марте 2021 года, через семь лет после смерти выдающегося актёра тот самый Центр объявил о своём намерении заново провести расследование по данному вопросу. Одно слово прибалтийский дурдом, злобные идиоты-карлики.
И вот доживая свои последние годы в этом дурдоме, умница и светлый человек Банионис смело говорил: «Моя любимая Вия Артмане незадолго до смерти написала духовное завещание, в котором просила крестить ее по православному чину и похоронить на русском кладбище в Риге. Вия так и написала: «В знак благодарности к русскому народу». Я могу только догадываться, сколько ее дум легло в эти строчки. Так вот и для меня Россия много значит.
...Знаете что мне сегодня страшно? Что с уходом нашего поколения связь между Россией и Литвой станет слабеть все сильнее и сильнее. Ну как можно не ставить Чехова только потому, что он русский? Он мировой! Чайковский, Станиславский – это фигуры общечеловеческого масштаба. Я даже Максима Горького отношу к мировым гуманистам, а не к советским.
Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать – она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение.
Самую большую благодарность испытываю за то, что меня в России до сих пор помнят. Где бы я ни был: в Питере, Москве или в Горьком – все меня узнавали. Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл. Где-то в душе у людей остались мои роли и мои мысли. В моем багаже – восемьдесят один фильм. А это, поверьте, много. Картина, которая мне принесла известность – бесспорно, «Никто не хотел умирать». Потом «Берегись автомобиля», я там снимался рядом со Смоктуновским, который уже был звездой. Дальше «Мертвый сезон», потом «Король Лир», «Гойя», «Солярис».
Я уже знал, что есть такой режиссер Тарковский. Но знал и то, что его фильм «Андрей Рублев» был запрещен. И когда приехал на пробы, попросил Андрея, чтобы он показал мне этот самый «Андрей Рублев». И он дал мне ключик и маленькое помещение, где просматривают киноматериалы – только, говорит, никому не говори, а то нас накажут. И я посмотрел... И так обрадовался – такое это для меня было достижение искусства кино, самое-самое высокое! Но потом, уже после Каннского фестиваля, фильм разрешили, и он пошел по всему миру. А когда меня надо было утверждать на эту роль, надо было получить разрешение из театра. Я попросил, чтобы нашему руководителю, Мильтинису этот фильм показали тоже. Пленку тайно привезли в Паневежис. После просмотра он молча вышел, ничего мне не сказав. На следующий день говорит – Донатас, поезжай, тут искусство высочайшего уровня. Так что в «Солярисе» я снимался, и Тарковский для меня был большим-большим счастьем.
Нас в свое время обвиняли: зачем вы, мол, нам жизнь показываете, надо театр показывать, что-нибудь эдакое в белой муке и без штанов. А Мильтинис хотел наоборот – чтобы не было театра. Как по Чехову и Станиславскому. Это принцип театра, чтоб не было театральности, а жизнь была раскрыта, человеческая душа. Что на сцене должен быть человек умный. А теперь не люди, а клоуны какие-то кривляются. Не люблю я смотреть это телевидение, потому что то, что они играют, это принципиально не мой вкус и не мой мир. Мой мир добрый, гуманистичный, а этот – не хочу даже говорить…».
Народный артист СССР Донатас Банионис имел две Государственных премии СССР и две премии Литовской ССР. Он награждён четырьмя орденами Советского Союза и Почётной грамотой Президента Российской Федерации (2014 год): «за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие России, заслуги в гуманитарной сфере, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность. На его счету призы пяти международных кинофестивалей и звание академик Международной Академии театра. Банионис - Почётный гражданин Паневежиса.
И последнее. Президент Российской Федерации В. В. Путин решил стать «чекистом» после просмотра фильма «Мёртвый сезон» с Банионисом в роли офицера разведки. Путин сам подтвердил этот факт Донатасу Юозовичу при личной встрече. И если какие-то недочеловеки хотят всё это вычеркнуть, забыть, то ничего у них не получится. Рано или поздно возобладают нравственные императивы людей с философией и мировоззрением великого Баниониса.
Михаил Захарчук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9