Аннотация: В статье раскрывается традиция многодетности у мордвы, уходящая своими корнями в глубокую древность.
Ключевые слова: мордва, традиция, многодетность, обряды, свадьба, моления, фольклор, этнография, динамика численности, бездетность.
Как свидетельствуют данные фольклора и некоторых других источников, традиция многодетности у мордвы своими корнями уходит в глубокую древность. Высокая детская смертность и сопряженная с ней опасность остаться в старости без кормильца и защитника были важными стимуляторами многодетности не только у мордвы, но и многих других народов. Совершая моление по окончанию полевых работ, на котором в честь верховного бога Шкая (Нишке) приносили в жертву овцу, говорили: «Шкай паз, кормилец, Трей паз, кормилец! Тебе молимся со светлой свечой, с разной стряпней. Приготовлено белыми руками, с добрыми мыслями. Вот сварили горшок каши. Сколько в нем крупинок пшена, соли, столько дай нам для жизни добра, нескончаемого имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей...»
1.
Горшок с кашей фигурировал в качестве обязательного обрядового блюда и на мордовской свадьбе, на которой, обращаясь к молодоженам, держа в руках горшок каши, высказывали пожелания, чтобы у них было столько детей, сколько крупинок пшена содержится в этом горшке. Отправляя молодых в чулан, говорили: «Ложась вдвоем – вставайте втроем».
Идеология многодетности прослеживается не только в обрядах, но и в народных песнях, пословицах и поговорках мордвы. Так, в песне «Сыновьями богат Василий» говорится: «Ой, богат, богат Василий, ой, славен, славен Василий. Чем богат Василий? Чем славен Василий? Богат он не урожайными хлебами, богат он не плодовитыми конями – Василий богат сыновьями, Василий славен сосватанными снохами: семь у него сосватанных снох, семь подвешенных зыбок, все они (внуки) мальчики, все они парни. Пашут семеро сыновей, жнут семью серпами. Выходят (на работу) до зари, остаются (в поле) после других.
2.
Приведу несколько мордовских пословиц и поговорок, подтверждающих традиционную позитивную этнопсихологическую установку мордвы на многодетность: «Эйкакштомось – ундов чувто: а пенгекс, а ленгекс» («Бездетный, что дуплистое дерево: ни дров, ни лыка»), «Ламо эйдень трицясь – родонь-племань кирдиця» («Многодетные родители – держатели рода-племени»); «Эйкакш мартось эри, эйкакштомось – ризны» («Кто с детьми живет – радуется, кто без детей – горюет»); «Фкя иднять трямац – тядянь сельмоведень прамац» («Одного ребенка растить – матери слезы лить»); «Эйкакш марто кудось – часиянь кудо» («Дом с детьми – счастливый дом»)
3.
В литературе иногда встречаются высказывания, что мордва, марийцы, удмурты, чуваши в XIX – начале XX вв. одобрительно относились к несоблюдению девушками целомудрия, что якобы на посиделках у них допускалось половое общение между парнями и девушками. «Не беда, – писал к примеру В. Н. Майнов, – если девушка не смогла уберечь себя, так как венец все покрывает. Мордвин смотрит на детопроизведение, как на доброе подспорье по хозяйству; любезна ему жена, которая дает ему много сыновей, не дурна и та, что дочерей нарожает – все-таки помощницы будут. Девушка, которая увлеклась и родила, только доказала этим, что она не будет бездетна, а стыда в этом нет – виноват тот, кто «крандаша (крандайсэ) ардась – пильгеки кадась», то есть на телеге проехал – следы оставил. В большинстве случаев мордвин ценит в девке именно ее крепкое сложение и ее способность к деторождению... Это не великая беда, если девушка увлечется до замужества и принесет в дом нагульного ребенка: новая рабочая сила – дому подспорье, а стыда ей ничуть нет, так как всякий на ней охотно женится. «Тракс арды – вазась кудьазырти» («Корова гуляет – теленок хозяину»), – посмеивается мокшанин»
4.
Известный мордовский этнограф и педагог М. Е.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1