Для исторической науки начиная, наверное, с XVIII века характерны некоторые сравнения капиталистического строя с феодальным и рабовладельческим. Уж совсем новые историки отмечают серьёзное отличие в положении обычного человека в разные эпохи. Всё бы ничего, но попутно с такими заявлениями звучат утверждения о том, что рабство сегодня невозможно и дико, что современное положение рабочих гораздо лучше положения рабов в древнем Риме или, скажем, в древней Греции.
Рабочий в отличии от раба не является вещью, но увы всё так же остается товаром. В отличии от раба, который продавал себя раз и навсегда, современный рабочий вынужден продавать себя из раза в раз. При этом, такого человека называют "свободным"! Цепи рабства были буквальные, потому как рабы (большинство из них) трудились в кандалах, не имея возможности сбежать. То же самое мы можем сказать и о крепостных крестьянах, которые были насильственно прикреплены к земле и лишены возможности уйти от барина.
Цепи капитализма, которые сегодня опоясывают рабочий класс по рукам и ногам не есть цепи видимые. Рабочих вынуждают продавать свой труд потому что это единственное что он может продать. У него нет других товаров, которые он может вынести на рынок. Он зависим от капиталиста материально по месту работы. Кроме того, всевозможные кредиты, спрос на которые создают искусственно сами капиталисты, так же ограничивают рабочего. Сначала они лишают нас всего, а потом заставляют работать на них. Это похоже на рабство, вы так не считаете?
Главной причиной возникновения капитализма как общественно-экономической формации следует рассматривать появление рабочей силы как товара.
Знаменитая формула Т-Д-Т" имеет свою форму и для рабочего класса.
Р-Д-Т представляет формулу потребителя. Рабочая сила (Р) выносится на рынок как товар. После покупки рабочей силы капиталистом и после того как она выполнила авансом свою работу, он выплачивает (Д) её минимально необходимый уровень для существования. После рабочая сила тратит деньги на покупку потребительских товаров (Т).
Самое интересное, что продавцом рабочей силы является сам рабочий. Он продаёт по большому счёту даже не свою рабочую силу, а свою способность к труду (как потребительную свою стоимость).
Рабочая сила - это особый вид товара. Она покупается как товар, но её потребительная стоимость (проще говоря полезность) состоит именно в своём собственном непрерывном воспроизводстве. Когда стоимость (особая её форма) начинает создавать другие стоимости, капитализм возникает как явление.
И самое главное: только из рабочей силы можно извлечь прибавочную стоимость. Отчасти это вытекает из её способностей создавать новые стоимости. И только из живого рабочего можно извлечь прибавочный продукт. Машина лишь перераспределяет по-частям свою стоимость на произведенные ей продукты. Ни больше ни меньше она стоимости перенести не способна. Человеческий труд - вот источник прибавочной стоимости.
То что нынешний рабочий обладает какой-то там "свободой" - суть есть глупейшая фраза из всех, касаемо общественных наук современности. Ни личной свободой, ни свободой перемещения, ни экономической свободой пролетарии не обладают. И причиной тому сами капиталисты. Если рабочему платить много, то со временем он и рабочим-то перестанет быть и приносить хозяину доход. Такой пролетарий обзаведётся собственным ларьком и станет прозябать жизнь мелкого буржуа. Если же платить мало - рабочий умрет с голоду. Ни первый, ни второй варианты капиталистов не устраивают. Соответственно, все вышеназванные свободы намеренно ограничиваются самым важным из барьеров - материальным.
Материальные трудности привязывают человека к его рабочему месту. Труд становиться не первейшей потребностью, а тяжким бременем из-за того, что результаты этого труда отчуждены от рабочего.
Трудно осознавать что ты не более чем товар. Наверное не легче чем осознавать себя современным рабом системы под названием "капитализм". Но как писал Владимир Ильич Ленин:
«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.»
Товаром пролетарий перестанет быть только освободившись от капиталистической эксплуатации и свергнув буржуазный строй. Будьте революционерами и ваши дети не будут товаром...
Комментарии 2