Карательная экспедиция не заставила себя ждать. Солдаты Его Императорского Величества устроили жуткую расправу в ближних селениях: дома пожгли, иных на месте пристрелили, а тех, кому повезло более, заковали в кандалы, да и отправили на каторгу…
Только вот с той поры еще чаще стали пропадать люди в окрестностях Холат-Сяхыл. И каждый раз число пропавших было одно и тоже – девять. Ровно столько, сколько было купцов, чья смерть положила начало преданию.
По-русски название странной горы звучало зловеще – окрестные жители прозвали ее Горой Мертвецов…
Загадочным образом старая легенда ожила в наши дни.
В 1961 году, в окрестностях горы Мертвецов вновь погибли туристы — на этот раз из Ленинграда. И вновь тот же ужас застыл на лицах трупов… И вновь никаких чужих следов на снегу… Но, главное, туристов опять было… девять!
В 1960–1961 годах в районе Мертвой горы случилось несколько авиакатастроф: погибли тоже девять человек.
Приезжим местные жители любят рассказывать о странных звуках, которые издает… гора! Иногда со склонов Холат-Сяхыл доносится нечто вроде глухого, тихого стона… «Это лесные боги требуют жертву», – уверяют старожилы.
Местные проводники всегда уговаривают любых исследователей: «Туда нельзя ходить. Туда только шаманы могут ходить, носить жертву»…
В 1973 и 1985 годах эти места посещали экспедиции. Все как-то неудачно — то техника ломалась, то люди сильно заболевали….
Один из членов экспедиции 1985 года, сотрудник Новосибирского института экспериментальной медицины Константин Бакулин и вовсе рассказывал удивительные вещи – в горах ему довелось увидеть странное и завораживающее действо.
На вершине холма стояла нелепая фигура человека в мохнатой рогатой шапке, в шкурах, с бубном в одной руке… Шаман (или его призрак) был далеко, но Бакулин четко видел его горящие глаза и сверлящий, гипнотический взгляд…
Исследователь, зачарованный подобным зрелищем, с трудом опомнился и попытался поскорее вернуться к своей группе. Еще чуть-чуть, и его, скорее всего, постигла бы участь погибших туристов…
«ЧУР МЕНЯ…»
Могилам знаменитых шаманов не страшны были даже лесные пожары. В 1948 году Вилюйский улус пережил страшный пожар, который уничтожил много деревень. Но шаманские могилы каким-то совершенно непостижимым образом остались нетронутыми.
Старожилы вспоминают молодого комсомольца Ивана Третьяка из Среднеколымска, который в 1929 году сжег десяток шаманских бубнов.
«Он был бесстрашен, и до проклятий шаманов ему не было дела. Но через два дня после сожжения бубнов живот парня раздулся до размеров самого большого бубна, горевшего дольше остальных… Его похоронили в том месте, где он сжег бубны…» – утверждает директор местного краеведческого музея И.С. Лаптева.
…Возле города Якутска в одном улусе много лет стояло огромное шаманское дерево, давно уже бывшее бельмом в глазу местного секретаря парткома. В начале 60-х годов он не вытерпел, вооружился топором и направился к опушке.
С каждым ударом топора секретарь чувствовал нарастающую слабость. Здоровый мужик, он смог только подрубить дерево вкруговую сантиметров на двадцать в глубину. Обессиленный секретарь рухнул на землю прямо возле дерева и уснул. А когда поднялся, тело «дровосека» вкруговую оказалось опоясанным лишаем… Насилу вылечился, но дети и внуки его часто страдали лишаем.
…Предания рассказывают, что в одном улусе вода смыла часть холма и обнажила старую могилу шамана. Местные жители суеверно обходили это место стороной – слава о могилах шаманов ходила всегда дурная. Один любопытный атеист не выдержал, решил посмотреть на останки вблизи. Вернулся молча, начал пить. А через день утонул.
Народ посудачил, да об этом случае стал забывать. Но однажды о могиле узнал приезжий шофер: «Советскому человеку бояться каких-то останков?» Старики покачали головой: молод еще парень, глуп. Но останавливать его никто не стал. Мальчишки проводили парня до конца деревни, а дальше храбрец, посмеиваясь, отправился сам. Что он увидел – осталось тайной. Но говорят, что потом ему долго пришлось обращаться к психиатру.
Случайность это или совпадение, но подобных свидетельств на Урале и в Сибири не десятки, а сотни и тысячи…
В начале 30-х годов умерла знаменитая сибирская шаманка Анна Павлова. Три дня бесновалась погода, а люди суеверно шептались: силен дух, ох, как силен!
Годы шли, а предания и легенды об удаганке (так называли шаманок) Анне и ее великой силе не забывались. Но это были годы советского атеизма, и всякие подобные россказни мешали «идеологическому воспитанию трудящихся».
Через 30 лет после смерти Анны Павловой один из местных коммунистических вожаков всенародно объявил: пришло время наконец-то развенчать мифы о шаманских могилах.
Ночью в одиночку он отправился на могилу великой шаманки возле села Мукучу. И не вернулся – его замерзшее тело нашли в нескольких метрах от села. А ведь это был опытный таежник и следопыт, не раз попадавший в ночной буран или снежные заносы. И к тому же в ночь его гибели стояла абсолютно тихая и спокойная погода…
…Когда известная удаганка Кэтирис приехала в Олекминский улус лечить умирающую родственницу одного представителя советской власти А. Табышева, поглядеть на ритуал собралось все село, в том числе и власть.
Ревкомовцы посмеивались и все шутили, насколько интересней она была бы в постели. Шаманка, закончив камлать, повернулась к насмешникам: «За такие слова, произнесенные в присутствии духов, болтуны поплатятся жизнью. Виновные не переживут и нынешнего лета!»
Так и случилось – вскоре ревкомовцы наткнулись на засаду скрывавшихся в тайге бандитов и были убиты.
«Я был умалишенным, при славной советской власти все люди, занимающиеся наглым обманом, должны отказаться от такового, а потому призываю и всех других шаманов последовать моему примеру…» – признавался в газете «Автономная Якутия» знаменитый шаман Николай Протасов.
Артист, провидец, врачеватель, философ, потрясающий психолог, гипнотизер и силач… Собрав людей в клубе, он сел на сцене на пол и, постучав в бубен, неожиданно взлетел. Зал закричал. А Протасов, с невозмутимым лицом глядя куда-то в даль, стал тихим голосом рассказывать о том, что «на каждого человека действует восемь разных сил, и если суметь их мысленно уравновесить, то любой поднимется в воздух». Никто не понимал, что он такое говорит, но объяснение приняли за истину.
Потом шаман засмеялся, и его шея начала быстро удлиняться. Кто-то в зале засвистел: «Долой мошенников», а Протасов заговорчески подмигнул ему и предложил посмотреть, как под рубахой груз в два пуда тянет туловище вниз, вытягивая шею. И снова его «саморазоблачительные» слова устроили всех…
Власти, сидевшие в первом ряду, молчали. А ведь они прекрасно знали, на что способен Протасов. Вон секретарь парткома сам недавно ходил тайком к шаманке – дочь занемогла, сил не было смотреть на ее муки. Вылечила, вылечила-то бабка девку – хворь за день прошла. А Протасов… Тот вообще был великим, исцелял неизлечимых. И не раз он раскрывал преступления, которые не могла раскрыть милиция. Так что многое знали власти. Знали… Но помалкивали себе тихонечко – кому нужны неприятности? А то как шамана признают чего доброго вредителем…
Тем временем Протасов продолжал показывать «фокусы». Вдруг в зале стало темно (как выяснилось позже, произошла авария на местной электростанции и причину установить не смогли). Крики сразу стихли, и народ, перекрестясь в темноте, пока никто не видит, под смех шамана начал торопится к выходу. Кто его знает, этого шамана… может, и впрямь он колдун?
Протасов был первым, отрекшимся от своего дара. О нем стали писать рассказы, ставить пьесы. Правда, играть самого себя не разрешили – вдруг начнет камлать на сцене.
За ним «потянулись» другие саморазоблачители. Кто-то, как Протасов, потом покончил жизнь самоубийством, кто-то отрекся формально и тайком продолжал камлать.
Официально проведя сеанс «саморазоблачения», знаменитый шаман Уйгурдаах выучился грамоте и устроился продавцом. Но получилось так, что его помощник совершил растрату, а осудили обоих. «Сообщников» отправили в тайгу заготавливать дрова, и Уйгурдааха назначили бригадиром. Не знала власть, что делала…
Шаман со своей бригадой направился в лес и… велел всем отдыхать. Через некоторое время приехала комиссия, повел ее Уйгурдаах в лес, а там лежало целых пятьдесят огромных штабелей дров. Всю его бригаду тут же наградили.
Но когда весной приехали за дровами, их не было – откуда же им взяться? Комиссия к шаману, а он разводит руками: «Ваши штабеля, наверное, украли…»
ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХОВНЫЙ ШАМАН
Под началом ОГПУ (а после НКВД) были созданы специальные дружины, которые ходили и слушали: не звучит ли где бубен, не поется ли тарабарщина?
Не вдаваясь в подробности, к шаманам причисляли всех, у кого имелся бубен. В 1934 году после осквернения красноармейцами хантыйского святилища на острове в верховьях реки Казымы ханты, во главе с верховным шаманом Малым Сеней, подняли восстание.
Из Екатеринбурга прибыли войска, мятежников бомбили с аэропланов. Всех участников восстания уничтожили, но сам Малый Сеня скрылся.
Его имя обросло легендами, согласно которым шамана не брала ни пуля, ни сабля.
Энергичная борьба советской власти с «суевериями» не прошла даром – к середине 80-х практически не осталось ни одного шамана, открыто признававшегося в том, что он лечит и камлает.
Но едва начался перестроечный ледоход, сибирские шаманы мгновенно оказались в центре внимания. К ним стали приезжать политики, бизнесмены, заграничные режиссеры…
Тут же поползли слухи, что на берегах Байкала еще сохранились потомственные шаманы в пятом и даже девятом колене. Из поколения в поколение передавались их семьями древние шаманские практики и способность общаться с духами…
ЧУДЕСА или МОШЕННИЧЕСТВО?
Аромат горящих трав, кореньев и сушеных грибов начал одурманивать всех присутствующих. Костер и звуки бубна набирали силу, а заклинания шамана становились все громче и сильнее. Голос его звучал дико, временами стихая и превращаясь в рыдания. Невероятный страх охватывал присутствующих, когда с бешеным видом и жуткими криками шаман начинал кружиться вокруг костра и голыми руками хватать горячие уголья – туда спрятались духи, и сейчас ему надо с ними установить контакт. Все, получилось! Обессиленный шаман падал, а его телом завладевал дух – пророк и целитель… Сейчас начнутся чудеса…
Сегодня наука придерживается «золотой середины» при оценке явлений шаманизма.
Если отбросить заведомых жуликов и проходимцев, то приходится признать – многие шаманские практики, действительно, приводят к эффектам, которые сторонние наблюдатели могут принять за удивительное «чудо».
Присутствующие на камлании могут стать настоящими зомби – все зависит от того, какую цель при этом преследует шаман. Ритм бубна 180–200 ударов в минуту имитирует биение сердца младенца в утробе и легко погружает шамана (вместе с присутствующими) в ритуальный транс.
В такой ситуации трудно отделить реальность от картинки, внушенной гипнозом.
Для усиления гипнотического эффекта многие шаманы используют естественные галюциногены (например, мухоморы). Очень часто пространство вокруг шамана окуривается специальным, дурманящим дымом, который затемняет сознание всех, кто наблюдает за ритуалом.
Шаманы считаются талантливыми врачевателями. Существует множество историй «шаманотерапии». Причем зачастую их рассказывают не просто доверчивые обыватели, а вполне серьезные исследователи.
Американский антрополог доктор Майкл Харнер рассказывал, что видел женщину со смертельным заболеванием крови, которую врачи безрезультатно лечили в течение пяти лет.
Только 10 дней «шаманского общения» – и врачи в анализах крови не обнаружили ни малейших признаков заболевания.
Еще один случай наблюдала сотрудница Института стран Азии и Африки Галина Войтович, занимавшаяся изучением шаманства: «У дочери сотрудника российского посольства был рак. Предстояла операция, но девушка была настолько слаба, что могла не перенести саму операцию. Я решила показать ее одному шаману, с которым тогда работала. После операции мне позвонил отец больной и сообщил, что как только его дочь вышла из наркоза, то стала говорить о каких-то стариках, толпившихся в операционной во время операции». Девушка не только хорошо перенесла операцию, но и быстро поправилась…
Принципы «шаманотерапии» сходны с лечением экстрасенсов, о которых у науки двоякое мнение. Не признавая официально их пользу, ученые все же соглашаются с тем, что они могут «иногда помогать».
Авторитетный специалист в области изучения паранормальных явлений профессор Николсон считает: когда шаман входит в транс, его мозг и зрительные рецепторы трансформируются. Это, кстати, подтверждают рентгеновские снимки, сделанные во время транса.
Известнейший исследователь шаманизма Мирча Элиаде называет способности шаманов техникой экстаза (измененного состояния сознания). В таком состоянии шаманы и проделывают свои чудеса.
Нейрофизиологам известны многие случаи погружения сознания в так называемое «измененное состояние».
Судя по всему, шаманы (подобно профессиональным экстрасенсам) пользуются изощренной методикой гипноза, секреты которого передаются из поколения в поколение.
К шаманизму, как ко всякому сложному явлению, имеющему длительную историю, стоит относиться взвешенно и спокойно.
Сегодня под видом «шаманов» по белу свету шатается неопределенное множество шарлатанов. Эта категория в целом безвредна, если не считать опустошения кошельков излишне доверчивых граждан.
Одновременно стоит признать – в истории, действительно, существовали люди, наделенные особыми знаниями и способностями. Тому есть немало свидетельств (как со стороны обывателей, так и со стороны профессиональных исследователей).
Многие «тайны» шаманов уже нашли свое научное объяснение. Некоторые до сих пор остаются загадкой.
В любом случае стоит иметь в виду – способности «настоящих шаманов» основаны на действенных, но одновременно исключительно опасных техниках гипноза.
ЯДРЕНА МАТРЕНА
Одна из самых известных шаманок нашей эпохи Матрена Кульбертинова, прожившая почти 106 лет, была самой обычной женщиной, далекой от всяких шаманских штучек. Но однажды, когда ей минуло 45 годков, она вдруг упала на пол и стала биться в конвульсиях. Так продолжалось несколько раз, пока во сне к ней не пришел старый шаман: «Я выбрал тебя». С тех пор она стала без труда забираться на самые высокие деревья, ходить по воде, как по суше, лечить тех, кого не вылечили врачи. Ее «чудеса» в 1993 году были официально зафиксированы немецкими журналистами и в 1980 году засняты на кинопленку известной исследовательницей шаманизма Еленой Новик и оператором Рижской киностудии Андрисом Слапиньшем. В Венгрии был снят фильм«Шаманизм в Евразии», где использовался фрагмент из записей Елены Новик.
А небольшое исследование текста ее камланий и природы ее шаманизма опубликовали в 1995 году в научном сборнике писательница и фольклорист Галина Варламова и музыковед Аиза Решетникова.
Матрена практиковала лечение больных особым способом. Методика была проста: шаманка узнавала, что у пациента болит, представляла эту боль на себе, пыталась понять, что за человек ее пациент. Потом вместе с больным они шли в лесную глушь и там менялись одеждой, с которой больной отдавал шаманке свою болезнь, а та «дарила» ему здоровье.
Но бывало, что обмен одеждой не помогал. Тогда Матрена Кульбертинова «высасывала» болезнь из тела пациента. Человеку, далекому от шаманизма, дико представить такую процедуру. А между тем, такой способ лечения практиковали многие шаманы.
Вот шаман медленно надевает свой волшебный костюм, увешанный разными атрибутами. Он берет трубку и долго курит, глотая дым. Лицо его становится совсем бледным, а руки судорожно сжимают перед грудью громадный, как щит, барабан. Покамлав, шаман находит на теле пациента место, где сидит болезнь, и изо всех сил начинает сосать там кожу. Во рту у него появляется «ловушка» в виде растения (это его духи-помощники), которая пытается своими веточками поймать мерзкого паука, сидящего внутри больного.
Шаман не боится болезни. Единственное, чего он опасается, – проглотить ее. Если вдруг такое случится, помочь ему сможет только другой шаман.
После каждого высасывания шаман выплевывает дрянную жидкость в специальную емкость. И так до тех пор, пока болезнь не покинет тело.
«ВОЛШЕБНЫЕ ИГРУШКИ»
Ни один шаман не обходится без «волшебных» предметов – бубнов, амулетов, посохов и других магических артефактов.
Без этих «игрушек» шаман никогда не сможет провести свой магический сеанс. Каждая деталь костюма шамана (подвеска, нашивка) обладает мистической силой. А по пензеру (бубну) с колотушкой можно судить о достоинстве шамана и его умении связываться с миром духов.
Молодой шаман мог использовать при камлании только пояс и подвязки. Через семь лет ему можно было использовать бубен без металлических подвесок. Спустя несколько лет учитель разрешал использовать подвески. И только через десять лет после этого он обретал звание «полного» шамана, прошедшего все уровни посвящения, у которого может быть несколько бубнов и посохов, не говоря про разные рога и детали, которые он навешивает на свой мистический костюм (своеобразную карту мира духов).
Когда шаман камлает, он нередко надевает железную шапку с оленьими рогами и маску. Вид у него становится вычурным, но чем поразительнее одеяние, тем сильнее шаман.
Инет
Комментарии 1