По закону перед началом любых строительных работ на участке должны быть проведены предварительные археологические исследования. Поэтому перед запуском проекта ЦКАД государственная компания «Автодор» обратилась за помощью в Институт археологии РАН. К раскопкам на участках, по которым планировали пустить новую дорогу, приступили еще в 2015 году.
— Цель этой работы — полностью изучить территорию археологических памятников, которые могли пострадать, — рассказывает Алексеев. — В западной части ЦКАД несколько таких мест. Раскопки велись в районе Кубинки, в Голицыно и Звенигороде.
— Это была кропотливая работа. В Голицыно копали почти все лето. В селище Игнатьево-2 — почти четыре месяца, — говорит Алексеев.
Того села Игнатьевское, где пройдет новая дорога, давно уж нет. Оно сгорело еще в начале 17 века, в Смутное время. Когда-то село принадлежало боярам Елизаровым, которых царь Иван Грозный в свое время внес в так называемую «Избранную тысячу» — список самых преданных ему дворян.
Специалисты признаются: поначалу они не надеялись обнаружить на месте старого села что-то интересное. Но в Игнатьевском их ждала настоящая сенсация. Археологи полагают, что наткнулись на место, где когда-то стоял деревянный боярский терем. Снимая слой за слоем, специалисты наткнулись на подпол. В течение нескольких недель был найден целый арсенал. Кольчуги, пояса, клинки, стрелы. Но вершиной этой коллекции стали два шлема, украшенные золотой и серебряной инкрустацией.
Один из шлемов хранился в специальном кожаном чехле. Этот футляр, увы, за более чем четыре проведенных в земле века сохранился лишь фрагментами. Но российские археологи отмечают: это вообще первая в истории находка кожаного чехла для шлемов тех времен.
— Благодаря этим раскопкам, мы впервые смогли «увидеть» воинский быт русского дворянина — основу русской армии Московского государства того периода, — говорит Алексей Алексеев, — Теперь мы лучше понимаем, как готовились к военным походам. Знатный дворянин должен был за свой счет обеспечивать оружием свою дружину, поэтому у него в подвале хранился примерно такой арсенал, на случай «мобилизации».
После реставрации уникальные экспонаты были переданы в экспозицию Звенигородского музея.
Алексей Алексеев уверен, если бы не строительство ЦКАД и археологические исследования, этот клад так никогда и не нашли бы. Остался бы лежать в земле навечно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев