Шесть часов лежал на нейтральной полосе, истекая кровью
Николай Дупак – не только директор. Он сам был довольно заметным актером, и работать в театре начал еще в 30-е годы, а война застала Николая Лукьяновича под Киевом, где классик советского кино Александр Довженко снимал фильм «Тарас Бульба». Дупаку предстояло сыграть роль Андрея, но съемки, разумеется, отменили, а Дупак оказался в Новочеркасском кавалерийском училище и уже осенью 1941-го воевал. Командовал разведывательным взводом, кавалерийским эскадроном, был неоднократно ранен. Под ним погибло несколько лошадей. И он всегда говорил, что жизнь ему спасли лошади и врачи. Однажды боевой конь десяток километров вез к своим Дупака – раненого и без сознания.
А в другой раз Николай шесть часов лежал на нейтральной полосе, истекая кровью. И спас его дивизионный врач Ефим Аронов. Их дружба сохранилась на всю жизнь. Годы спустя Ефим Ильич руководил столичной подстанцией скорой помощи и, по воспоминаниям Дупака, в критические моменты Аронову приходилось помогать и Владимиру Высоцкому.
После трех тяжелых ранений и контузии Николай Дупак был комиссован в 1943 году, вернулся на сцену и двадцать лет служил в Театре имени Станиславского. А потом Дупака назначили директором переживавшего тогда тяжелый кризис Театра драмы и комедии. И через несколько месяцев именно он предложил позвать на должность нового главного режиссера Юрия Любимова.
Николай Дупак и Юрий Любимов, середина 1960-х
Тогда же театр изменил название и получил знаменитую эмблему в виде красного квадрата – опять-таки, как вспоминает Дупак, с его подачи.
85-летие Николая Дупака. Москва, ЦДРИ, 5 октября 2006 года. Фото Александра Стернина
Так началась бурная жизнь беспокойного театра, в которой ничего не давалось просто так, без боя. Когда 23 апреля 1974 года Таганка праздновала свое 10-летие, Владимир Высоцкий не случайно спел вот эту песню:
«Володя у него иногда жил – прятался во время питья от разных соглядатаев»
Осень 1968 года – это как раз то время, когда Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова расходятся. Но отношения с общими знакомыми остаются. В том числе с Савичами.
Если вспоминать, кто был самым первым учителем вождения у Высоцкого...
Как мы уже сказали, Валентин Савич был шофером. И если вспоминать, кто был самым первым учителем вождения у Высоцкого, то, по словам Людмилы Абрамовой, – это был именно Савич. Хотя когда они жили на улице Телевидения, Высоцкий познакомился с жившими по соседству художниками Борисом Диодоровым и Тамарой Кормушиной, и на «Волге» Диодорова учился водить уже всерьез.
Трогательно предлагают Володе покушать – «ведь неизвестно еще когда»
А мы с вами вновь обратимся к самой первой пленке, записанной у Валентина Савича 11 октября 1968 года. Мы специально оставляем не только сами песни, но и диалоги, которых их сопровождают. Они хорошо передают атмосферу, да и некоторые детали. Вот здесь, например, Высоцкий говорит, что приехал после спектакля «Пугачев», и его спрашивают, удался ли ему Хлопуша. «Сегодня, говорят, да», – отвечает Владимир Семенович.
Духовное и грешное идут в нашем несовершенном мире руку об руку, плечом к плечу, след в след. Иногда врассыпную, иногда вприскочку, иногда крадучись. Насколько верны эти старинные максимы, вы поймете из новых ройтерсов Антона Ореха и Николая Александрова, посвящённых сегодня как моментам одухотворённой жизни, так и жизни межполовой.
По иронии судьбы, отколовшаяся часть труппы стала работать в новом здании
После смерти Высоцкого Николай Дупак проработал директором Театра на Таганке еще ровно десять лет, которые без Высоцкого были очень трудны. Вместив в себя изгнание и возвращение Юрия Любимова, трагический приход на Таганку и смерть Анатолия Эфроса и зарождение конфликта, приведшего к расколу великого театра.
Наверное, нетрудно догадаться, какие слова мог произносить он в тот момент...
На одной из редких кинопленок, запечатлевших похороны Высоцкого, есть кадры прощания уже у могилы. Съемка без звука, и мы видим только темпераментно говорящего Дупака. Наверное, нетрудно догадаться, какие слова мог произносить он в тот момент...
«Хоть Коган был неполный Каганович, / Но он не стал неполным Дупаком»
После ухода Дупака директором Театра на Таганке стал Илья Коган. Человек в театральной среде известный, даже заслуженный. Коган был отличным, но «обычным» директором, и Юрий Любимов сразу почувствовал разницу.
Комментарии 3