С мая по июль 1942 г., через Подгоренский и Белогорьевский районы за р. Дон прокатилась вторая (после осени 1941 г.) волна эвакуации прифронтовых территорий. Вслед за отступающими советскими войсками, к донским переправам двигались грузовики с государственным имуществом и сельскохозяйственная техника, погонщики гнали бесчисленные стада коров, шло мирное население западных и юго-западных регионов страны. Значительную часть из общего числа беженцев составляли жители Украинской ССР. По мере продвижения фронта к границам Воронежской области, в поток вынужденных переселенцев начали вливаться семьи из Репьевского, Каменского, Кантемировского районов. Вся эта многотысячная масса из людей, техники и скота стремилась преимущественно в с. Белогорье, т.к. именно там функционировала единственная в округе крупная паромная переправа через Дон. Наибольшая интенсивность эвакуационного потока через Белогорье пришлась на вторую половину июня - начало июля 1942 г. Даже после того, как немецкие части заняли Белогорье и район переправы, эвакуационный поток продолжал двигаться сюда еще некоторое время по "инерции".
Необходимо отметить, что наряду с плановой эвакуацией, которая была организована государством, шла и стихийная эвакуация. Плановая эвакуация состояла в перемещении в тыл, в первую очередь, воинских частей и вооружения, а также государственного имущества, преимущественно аграрного сектора: машинно-тракторного парка колхозов и совхозов, скота, продовольственных резервов. Стихийность этому масштабному мероприятию придавали тысячи простых людей – беженцев.
Одной из важнейших задач в рамках плановой эвакуации сельскохозяйственных ресурсов, являлось перебазирование скота. Это масштабное мероприятие уже с самого начала протекало с огромными трудностями и имело свои особенности. Если для вывоза оборудования, готовой продукции и сырья выделялись различные виды транспорта, то перемещение сельскохозяйственных животных в тыловые районы должно было происходить «своим ходом». Отметим, что в районах Украины, подлежащих плановой эвакуации, на тот момент содержалась основная масса высокопродуктивного скота СССР. Эти животные небыли приспособлены к длительным переходам и питанию подножным кормом.
Эвакуированные колхозы и совхозы перегоняли в тыл своим ходом прежде всего коров, лошадей и овец. Перемещение свиней, которые однозначно не могли выдержать длительного пути, не было предусмотрено. Каждое хозяйство формировало свое отдельное стадо, за которым закреплялись погонщики во главе с бригадиром. На этих людей ложились обязанности не только обеспечить перемещение поголовья в заданный район, но и кормить, поить скот, выдаивать, проводить ветеринарное обслуживание.
Особенно тяжелые условия сложились в начале июля 1942 г., когда гурты эвакуированного скота подходили к Дону. После длительных переходов, составлявших 500 км и более, поголовье находилось в сильно истощенном, ослабленном состоянии. Измученные летней жарой животные могли проходить в день не более 10-15 километров, а стоянки для отдыха и водопоя организовывались крайне редко. Во время налета немецкой авиации животные часто разбегались, а их поиск и сбор обратно в стадо не производился. Впоследствии, эти "потерянные" коровы и лошади, сбившиеся в небольшие стада, блуждали в окрестностях Белогорья вплоть до осени 1942 года. Отловом этого бесхозного скота в разное время занимались как жители Белогорья, так и солдаты обоих противоборствующих сторон.
Нет комментариев