ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ СТАРОЖИЛЬЧЕСКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ села СЕРЕГОВО
Формирование нескольких старожильческих групп русского населения на Европейском Северо-Востоке в XVII−XVIII веках связано с именами русских купцов и промышленников, заинтересовавшихся местными природными богатствами. В 1583-1584 гг. А. В. Строганов (внук обосновавшегося в Соли Вычегодской в конце XV в. Ф. Л. Строганова, от которого ведут начало несколько ветвей этой знаменитой семьи промышленников), еще в 1582 г. получивший от Ивана Грозного жалованную грамоту на «дикое место по Выми реке» и разрешение искать «в тех диких местах россольные места», ставить варницы, «пашню распахивать и лес расчищать», купил у крестьян Василия Юрьева сына Серегова (Серегова-Югова) и Демида Леонтьева сына Сереговых, а также Никиты Чакилева принадлежавшие им земли под Сереговой горой на Выми (пожню на Сереговом лугу и за ручьем, поскотину за ручьем, поляны и т.д.). В 1586 году он выхлопотал у царя Федора Ивановича разрешение поставить «на своей купленной земле по реке по Выми под Сереговскою горою» варницу, амбар и рассольные трубы для того, чтобы варить соль. Однако дело у него не заладилось, и в начале XVII века на этом же самом участке стояла солеварня, которой владели зажиточные княжпогостские крестьяне Опарины. В ней у сольвычегодского посадского человека Василия Леонтьева Строганова (вероятно, племянника А.В. Строганова) оставалась только доля («жеребей»).
В 1625 г. дети и внуки А.В. Строганова жили в принадлежавшей им деревне Цыренниково близ Сольвычегодска, владели они также дворовым местом, соляными варницами и двумя соляными амбарами в Соли Вычегодской. Потомки А.В. Строганова обеднели, жили в деревне Цыренниково, занимались, главным образом, землепашеством, некоторые плотничали. Коммерцией занимались очень немногие. От живших в соседних деревнях черносошных крестьян их отличало только то, что в соответствии с жалованной грамотой 1687 г. они не несли никаких «мирских служб» (не поставляли рекрутов в армию и т.п.). Но в 1780 году этих Строгановых причислили к государственным крестьянам, и они окончательно лишились своих былых привилегий.
В 1637 году участок приобрел крупный торговец Д. Г. Панкратьев из г. Галича. С его именем связано возникновение Сереговского солеваренного завода − первого промышленного предприятия на территории Коми края. Для работы на заводе Д. Г. Панкратьев, а затем его сын нанимали русских мастеровых-солеваров. Расцвет промысла пришелся на конец XVII века. Сереговский солеваренный завод стал одним из крупнейших в России солеваренных предприятий. На заводе было занято около 200 постоянных рабочих. На заготовку дров для завода привлекалось до тысячи (а иногда и более) окрестных крестьян. До 700 человек занимались вывозкой соли в Вологду – на главный рынок сбыта сереговской соли. Ежегодно туда отправляли пять-семь больших судов с солью (строительство судов осуществлялось при заводе). Сереговской солью торговали также в Москве, Архангельске, Устюге, Вятке.
Во второй половине XVII в. появились и конкуренты. Купец Е. И. Филатьев к 1678 г. наладил работу своего небольшого промысла. Соловецкий монастырь тоже планировал основать тут свой промысел. Борьба между конкурентами велась весьма остро. В 1684 г. И. Д. Панкратьев жаловался, что «старцы» Соловецкого монастыря и приказчики Е. И. Филатьева напали на его работников: «из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи, и человека ево... застрелили до смерти, четырех человек ранили и работничьих 5 дворов сожгли». Потомки А. В. Строганова в 1657-1671 гг. вели с Панкратьевыми длительную судебную тяжбу, пытаясь доказать свое право на владение солеварнями в этом районе, но безуспешно.
Во второй половине XVII века стала формироваться своеобразная по происхождению группа жителей Серегово. В 1678 году при заводе находились 27 изб работных людей, где жили выходцы из Сольвычегодска, Солигалича, Тотьмы, Устюга, Холмогор, с р. Ваги и нижней Мезени. Кроме того, Панкратьевы привезли в Сереговское Усолье своих крепостных – 15 русских, 10 карелов и 19 поляков. Работали на заводе также выходцы из вымских, нижневычегодских, мезенских и других селений Коми края. В результате в поселении при заводе сложилась разноязыкая группа жителей, языком общения для которых постепенно стал русский. Об «иноземном» происхождении некоторых жителей Серегово напоминают фамилии Поляков и Немчинов (эту фамилию могли получить любые выходцы из Европы). Потомки карел могли стать Латышевыми (прозвище Латыш и затем фамилию Латышев могли получить люди, придерживавшиеся “латинского” вероисповедания, в частности, карелы-лютеране). Потомки русских переселенцев носили фамилии Башлыков, Ешкилев, Колмогоров, Нескучаев, Обросов, Перемотин, Странев, Чумаков, Шергин, Швецов.
В 1705 году в России установили государственную монополию на соляную торговлю. Все солепромышленники должны были поставлять соль в казну по заранее определенным ценам. Это было невыгодно, и Соловецкий монастырь отказался от попыток создать свой соляной промысел, а промысел Филатьева пришел в упадок. Сократилась и производительность завода Панкратьевых. В 1747 г. внук основателя завода С.И. Панкратьев, разочаровавшийся в промысле, продал его вологодскому купцу Рыбникову. В то время завод «был весьма в несостоянии». Рыбников несколько расширил завод, производительность его во второй половине XVIII в. увеличилась, хотя и не достигла уровня конца XVII века. Тем не менее, казна выручала от продажи сереговской соли немалые деньги, и власти считали, что из всех соляных промыслов Вологодской губернии «самый лучший и надежный есть Сереговский». В самом конце столетия в семействе Рыбниковых из-за завода разразился скандал. В разбирательстве по личному приказу императора Павла I приняли участие российские министры финансов и внутренних дел, а руководил разбирательством видный поэт и политический деятель Г.Р. Державин. В 1820 г. сользавод перешел в руки известной своей благотворительностью вологодской купеческой семьи Витушешниковых. В 1886 г. владельцем Сереговского завода стал архангельский купец А.В. Булычев, прославившийся своей благотворительной деятельностью: он основал Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, жертвовал значительные средства другим монастырям, строил и украшал храмы.
В ходе разнообразных контактов заводского населения с коми крестьянами соседней деревни Серегова Гора и некоторых других небольших окрестных деревень в призаводской округе сложилось смешанное коми-русское население, считающее себя русским, в их числе Айбабины, Езовских, Ивашевы, Космортовы, Кызъюровы, Макаровы, Полещиковы, Шидъюсовы… (Среди вымских коми также встречаются такие фамилии). Например, в 1920 г. к русским причисляло себя всё население 152 дворов, располагавшихся в селе Серегово, и 29 дворов, находившихся в д. Сереговская гора. В 1918 г. завод был национализирован. В конце 1920-х – начале 1930-х, в 1960-х и 1970-х гг. проводились реконструкции завода. В 2001 году завод прекратил работу, в 2004 году был ликвидирован.
В фольклорной традиции села Серегово популярны суеверные рассказы о колдуньях-вещицах, способных превращаться в животных, птиц, предметы и портить людей и скот. В исторической прозе – топонимические предания и легенды. Так, появление села Серегово связывают с открытием солеваренного промысла: по одной из версий, купец Серегов или братья Серегины образовали промысел, по другой, приехавший первым на эти места человек по имени Сергей открыл соляные залежи, организовал промысел и стал первым его владельцем. Бытуют легенды о поклонных и обетных крестах, поставленных в селе в память о событиях местной истории (наводнение, пожар в центре села и прочее), предание о столкновении сереговцев и соловецких монахов за владение солеваренным промыслом. Разнообразен местный песенный репертуар (свадебные величальные песни, игровые, плясовые, хороводные песни). Из календарных обрядов отметим насыщенный Рождественский цикл (хождение христославов, хождение детей со звездой, ряженье, разнообразные гадания) и весенне-летние гуляния, начинающиеся в Николин день и заканчивающиеся в Петровское заговенье, начало и окончание гуляний номинировались соответственно «выносить соловья» и «заносить соловья».
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Жеребцов И. Л., Формирование и некоторые этнокультурные традиции русских старожильческих локальных групп Выми, Сысолы, верхней Лузы и верхней Печоры / И. Л. Жеребцов, Ю. А. Крашенинникова, С. В. Бандура // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. – 2021. – № 2. – С. 6–39.
Нет комментариев