В каждом городе есть район, в котором сосредоточена его финансовая жизнь, обычно его называют английским словом «сити». Банки – вот артерии современной экономики - в них непрерывно пульсирует поток денежных средств, рождаются новые проекты, вспыхивают и гаснут чьи-то мечты. Но финансовая жизнь недолговечна, деньги любят работу и порядок и быстро уходят оттуда, где этого не наблюдается. Банки приходят и уходят, а их следы в виде зданий остаются. Более всего таких «следов» на самой широкой улице Старой Риги – Смилшу или Песчаной.
Когда-то это была центральная улица города, она вела от Песчаных ворот к епископскому подворью, по ней двигалось большинство прибывающих в город. Но время шло, при перестройке городских укреплений Песчаные ворота «переехали» на Известковую улицу (сегодня улица Калькю), она и переняла титул центральной магистрали Риги, в какой-то мере соответствует ему и сегодня. А Смилшу остались лавры улицы многочисленных складов, которые постепенно превращались в жилые дома и лавки.
Типичным для Смилшу домиком было здание в самом центре улицы, там, где от неё ответвляется улочка Маза Смилшу. Здесь улица расширялась, потому что в середине ее когда-то находился колодец. Давайте посмотрим на этот домик: два этажа, не слишком выразительный фасад, скрытый вывесками с рекламой мебельного магазина С. Мекета. У дома высокая крыша, под ней обширный чердак. Сейчас, в конце 19 века, часть помещений приспособлена под жильё, здесь устроен мезонин и несколько мансардных окон, а когда-то весь высокий чердак занимали склады, в крыше здания ещё видны открытые люки для проветривания.
Такая высокая островерхая крыша вовсе не прихоть владельца, а жизненная необходимость - ведь климат в Риге весьма дождливый, и на плоской крыше непременно скапливалась бы вредная влага, а так вся вода немедленно стекала на мостовую. Ещё один типично рижский элемент – жестяной флюгер-заслонка на центральной трубе здания, называемый часто «рижский петушок». Такой подвижный флюгер защищал дымоход от воды и поворачивался по ветру, усиливая таким образом тягу в дымоходе.
Ещё каких-нибудь 100-120 лет назад вся улица Смилшу была застроена такими вот домиками, но 20 век внёс необратимые перемены в патриархальный быт этой окраины Старого города. Старые городские валы снесли, и улица Смилшу получила выход к рижским бульварам, другой конец улицы упирался в здание городской биржи. Вот благодаря ей улица Смилшу и стала центром финансовой жизни торгового города. Один за другим на месте небольших амбаров-лавочек на улице появляются импозантные здания городских банков и жилые дома. В 1910 году пришёл черёд и нашего героя со Смилшу 3.
На месте нескольких участков от перекрёстка улиц Большая и Малая Смилшу до улицы Калею (сегодня Минстереяс) правление Северного банка России задумало построить здание для своего рижского филиала. Северный банк был основан в 1901 году и мел статус дочернего учреждения Societe Generale. На возведение здания, как тогда было принято, объявили конкурс. Предполагалось, что кроме банка в здании должны были разместиться помещения под конторы или квартиры, это давало банку дополнительные возможности заработка. Так же указывалось, что здание должно соответствовать новейшим стандартам, в рижском филиале планировалось разместить от 30 до 35 работников и шесть кассиров. При устройстве квартир и контор следовало также учесть расположение здания и его рентабельность. По строительным нормам того времени здание пришлось проектировать с разным числом этажей: улица Смилшу была шире и здесь дом мог быть до 21 метра в высоту, а вот фасад, выходящий на соседнюю улицу Маза Смилшу мог максимально быть высотой в три этажа, поскольку улочка эта была заметно уже.
Строить это задание представлялось весьма заманчивым, ведь оно должно было располагаться на видном месте, в центре оживлённой улицы. Поэтому на конкурс поступило 29 проектов, но 13 из них забраковали сразу, так как они не соответствовали всем требованиям заказчика. Что интересно, и оставшиеся проекты членам жюри, среди которых были такие известные архитекторы как Вильгельм Бокслафф и Гарри Мельбарт, которые, в своё время, потрудились над обликом улицы Смилшу, не понравились. В итоге выбрали три проекта. Первая премия досталась проекту архитектора Артура Медлингера (Moedlinger) под кодовым названием «Jagud», его и решили воплощать, с условием переустройства внутренних помещений и фасада здания. Вторым стал проект архитектора Эдгара Фризендорфа (Friesendorf) с девизом «Дом на углу», выдержанный в стиле северного модерна. Его, в основном, хвалили за монументальность архитектуры и помещения, предназначенные для контор. Третьим стал проект архитектора Эйжена Лаубе под девизом «Сити», но тут членам жюри больше понравилась внутренняя планировка банка и квартир, а не фасады здания.
Казалось бы, для Северного банка фасад в стиле северного модерна был наиболее подходящим, но к началу строительства Северный банк успел слиться с Русско-Китайским банком и в дом на улице Смилшу въезжал уже Русско-Азиатский банк. В архиве рижской стройуправы сохранились проекты здания 1910 и 1912 года. Видно, как менялась общая композиция фасада банка, сильнее всего изменился фасад, обращённый к перекрёстку улиц Смилшу и Маза Смилшу: три широких окна сменили на пять узких, оттого фасад кажется уже и стройнее. Вообще всё здание выполнено в стиле так называемого «вертикального югендстиля», когда основным элементом является вертикальная линия. Все дома в этом стиле будто бы рвутся ввысь, такое впечатление создают и эдакие псевдопилястры. особенно хорошо это видно на рассматриваемом нами здании: его окна сгруппированы по три в пять столбцов, пространства между столбцами окон внизу и сверху украшают барельефы, издалека напоминающие базы и капители колонн. Пилястрой это не назовёшь, но ощущение остаётся.
Отдельно хочется рассказать о скульптурных барельефах, украшающих здание. Внизу это небольшие гроздья винограда – символ постоянства, довольства и неспешной жизни. Верхние рельефы сложнее: с одной стороны, здесь изображены рога изобилия, но сложены они таким образом, что напоминают голову оленя, что не случайно, ведь это животное символизирует в восточной традиции богатство и изобилие. Так, что получается двойной образ. Однако, особенно интересны скульптурные рельефы над входом в банк: слева изображены две женщины в восточных тюрбанах, справа мужчина со снопом и женщина с пряжей в руках. Часто их интерпретируют как «значение народного хозяйства в банковском деле». Мне же в этом видится заказчик здания Русско-Азиатский банк, а рельефы, созданные талантливым рижским скульптором Августом Фольцем символизируют торговые связи между Российской империей и Азией. Россия поставляла зерно и другую сельхозпродукцию, а Азия поставляла различные экзотические товары, недаром женская фигурка слева держит в руках веер и кокетливо выставила вперёд ножку в необычной сандалии, напоминающей японские гэта.
Банк-заказчик владел зданием недолго, в 1917 году все его капиталы были национализированы, здание в Риге досталось французскому филиалу Русско-Азиатского банка, который перенял на себя функции центрального отделения. Банк в Риге свою работу не возобновил и вплоть до 1926 года зданием на Смилшу 3 владела ликвидационная комиссия банка. всё это время первый этаж дома занимает представительство немецкой фирмы «AEG», специализировавшаяся в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Затем в помещения въезжают различные фирмы, а банковские конторы верхних этажей переходят к акционерному обществу «Liepajas banka». В 1940 году дом на Смилшу 3 национализируют и превращают в республиканскую контору Промстройбанка СССР, во время нацистской оккупации в здании работает рижская механическая мастерская. Промстройбанк возвращается в здание в 1959 году.
Конторы, банк и магазины располагались в здании на протяжении всего советского периода. Так, например, со стороны улицы Минстереяс на первом этаже работал известный продуктовый магазин, со стороны Маза Cмилшу торговали посудой и работали ремонтные мастерские, а в помещениях, выходящих на перекрёсток Смилшу и Маза Смилшу выходили витрины книжного магазина «Наука». Это был оптовый магазин- для организаций и учреждений, в том числе и кооперативных, с оплатой только по безналичному расчёту, через банк.
В 1993 году капитализм резко вернулся в дом на улице Смилшу. В верхних помещениях открылся банк «Parex», а внизу появилось бистро с необычным названием «Аргентина». Кафе привлекало не только модным и очень удобным интерьером, выполненный по проекту Юриса Петерсонса, но и интересным меню. Здесь можно было получить восемь видов салатов на каждый кошелёк от простенького морковного за 62 латвийских рубля до изысканного бобового по 106 рублей за порцию. Вторые блюда были подороже, их цена начиналась уже от 300 латвийских рублей, но порции, по сравнению с другими кафе, были больше и искусно украшены. Обедать здесь было хоть и дорого, но очень приятно!
Въехав в здание, владельцы банка «Parex» затевают грандиозную реставрацию здания. Сюда вернулся былой лоск начала 20 века, в окнах снова засверкали витражи, замерцал отполированный мрамор парадной лестницы. Реставраторы сохранили многие детали старого банка: сейфы, старинные дубовые панели гардероба, дверные ручки. Появились и новые детали, например, над входом повесили элегантные часы с символикой нового хозяина. Новый XXI век здание встречало как один из крупнейших банков Латвии, с филиалами в Берлине, Стокгольме и Таллине, а также с представительствами в Токио, Москве, Киеве, Баку и других городах. Персонал банка насчитывал 2600 сотрудников в 14 странах.
Увы, но и этот банк канул в Лету. В 2008 году, во избежание банкротства, банк был национализирован латвийским государствам. За сумму в два лата к нему перешли 51% акций финансового учреждения. Залы дома на Смилшу 3 вновь опустели. В 2015 году часть из них занимал консульский отдел посольства Российской Федерации. Остальные помещения ещё ждали своих новых хозяев, уже были готовы проекты по устройству здесь офисов и жилья и по озеленению узкого внутреннего дворика здания. Кулинарные традиции продолжает ресторан "Barents". Сердце «рижского сити» бьётся теперь в других районах города, вместе с «Parex» этот район покинул один из последних банков. Бывшие здания финансовых учреждений ждут теперь новые превращения в жильё, офисы или гостиницы, но их архитектура ещё долго будет напоминать нам об истории рижских банков XX века.
Комментарии 1