Несмотря на то, что цирковые артисты ведут жизнь на колесах, вообще-то мы вполне нормальные люди. У каждого из нас есть дом, куда можно вернуться и о котором думаешь. Большинство артистов, если они семейные - а это обычно так - путешествуют вместе. Интересный момент: артист-мужчина может жениться на ком угодно - на артистке или на зрительнице, с которой познакомился в каком-нибудь городе... И жена будет ездить с ним. Она будет работать на манеже или будет просто сопровождать его в поездках, заниматься хозяйством, рожать детей... Артистка же замуж выходит, как правило, за циркового, потому что не потащит же она с собой безработного мужа! Если она выходит замуж на стороне, то обычно уходит из цирка. Такое положение с семьей - характерная черта для циркового образа жизни. Артистам легче жить (по крайней мере, морально), если каждый работает в своем номере. Мы хорошо понимаем друг друга, мы одинаково уставшие, у нас один и тот же ритм жизни - когда я на манеже, мне плевать, что там на кухне, и тебе точно так же. Те же, которые вместе и на манеже (работают в одном номере), и дома, должны иметь очень разные характеры, чтобы жизнь не была тяжелой. Нельзя "манежные эмоции" переносить в быт. Можно поругаться за кулисами из-за ошибки партнера, но, зайдя в кемпинг, гостиницу, комнату, эти эмоции надо оставить за порогом. Чтобы не получилась драка из-за того, что ты там руку не так поднял. Мы с сестрой работаем в одной программе уже более 17 лет - дрессировщики хищных, и не разу на этой почве дома не ссорились.
Цирковые дети
Дети, растущие в этой среде, видят, как работают их родители, как создаются номера... Они хорошо знают, что такое цирковая жизнь, и, подрастая, делают свой выбор. Конечно, бывает, что родители с малых лет ребенка дрессируют. Но чаще всего, они говорят: "Если не хочешь - не надо". Цирковой ребенок так или иначе усваивает профессию. Когда он становится совершеннолетним, он сам уже выбирает - оставаться ему в цирке или нет. Бывают категорические варианты: "Я все детство в цирке провел - больше не хочу и не буду". А результат чаще всего такой: проходят годы, испробовано что-то другое, и оказывается, что тянет в цирк. И вот он уже взрослый, осознанно возвращается на манеж. Может быть, теперь ему придется добиваться мастерства тяжелым потом, но без цирка он не может, для него это родное. Со школой у цирковых детей проблем нет: они на голову выше обычных детей. Почему? Они умные, у них больше жизненного опыта. Они много видели, много путешествовали, легко приспосабливаются, они самостоятельны. Родители о них много не думают, им просто некогда - им три раза в день надо работать. Но они ходят с ребенком по музеям и так далее. Цирковой ребенок эрудирован гораздо больше, чем обычные дети.
Переживание, которое хочется повторить
Цирку исторически, даже в самые трудные времена, на всех дорогах давалась зеленая улица. Во время обеих мировых войн цирковые грузы (большие аттракционы, например, со слонами, всегда едут железной дорогой) пропускались наравне с войсками и амуницией. Почему? Потому что цирк мобилизует, он несет огромный заряд положительных эмоций - не для какого-то узкого слоя населения, а для всех. Цирк является первым видом искусства, с которым встречается маленький ребенок. Кукольный театр будет потом. Двухлетний - уже вполне зритель: что-то он увидел, что-то нет, но, во всяком случае, вся эта эмоциональная красочность останется у него в памяти. Но посмотрите - в цирк приходят и одинокие старички. Потому что они вспоминают свое детство. Ребенок получил в цирке первый эмоциональный радостный всплеск, и это переживание остается с ним на всю жизнь. И его хочется повторить. Приходя в цирк, люди хотят заново пережить это чувство. Это красиво, красочно, это происходит здесь и сейчас и именно для тебя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5