А могут Ангелы являться простым людям?
Св. Исаак Сирин говорит об известных ему людях, очистивших духовное зрение, так:
«Поскольку они, оставив все земное, возлюбили небесное и сделались подражателями Ангелов, то и сами Ангелы не скрывали от них лица своего и исполняли их всякое желание. По временам Ангелы являлись им, научая, как им надлежит жить; иногда объявляли им, что было непонятно; иногда и сами святые спрашивали их, что было нужно. Иногда, во время явной борьбы врага со святыми, Ангелы показывались им лично и говорили, что они посланы к ним на помощь, и производили в них отважность, бодрость и мужество, иногда совершали через них исцеления...».
Но всё же будем помнить, что многие из этих откровений – не визуального характера, они из сферы духовного опыта подвижника.
Скажем, молящийся подвижник возносится душою до духовных сфер или у него открывается духовное зрение, то есть он видит невидимый мир, который как бы накладывается на наш мир. И вот тут он и встречается с небожителями, а не так, что Ангел со скрипом открывает дверь его кельи и бочком, бочком протискивается.
Можно ли общаться с Ангелами?
Несомненно. Церковь не просто говорит, что можно, она призывает нас общаться с небесными друзьями. Друзьями потому, что Ангелы для христиан – друзья, помощники и вдохновители в духовной жизни.
Более того, они и наши защитники от бесовских нападок.
Где живут Ангелы?
Священное Писание называет местом пребывания добрых Ангелов небо. Конечно, это духовное Небо. Никакая локализация, то есть определение точных координат их местопребывания, невозможна. Место их пребывания лежит вне категорий нашего тварного мира. Поэтому сказать, например, что Ангелы живут на отдалённых планетах, в глубинах Вселенной, было бы, по меньшей мере, наивно.
А где, в таком случае, живут демоны?
Примерно в 1990 году в газете «Комсомольская Правда» промелькнуло сообщение, что на Кольском полуострове была пробурена самая глубокая в мире скважина и вот из этой скважины шло зловоние и слышались страшные вопли. Авторы заметки заявляли, что, возможно, впервые в истории удалось «добурить до ада».
Конечно, это газетная шутка. Хотя популярный ныне автор иеромонах Серафим (Роуз) в своей книге «Душа после смерти» пытался отстоять мнение, что ад помещается во внутренностях Земли, согласимся, это крайность.
Ад как место обитания падших духов – иноприроден, как и Рай.
Библейские авторы считали, что Ангелы находятся на Небесах, за небесным сводом, там, где Трон Божий. Люди – естественно, на земле. Значит, бесы помещаются в пространстве между землёю и небом, в поднебесье.
Духами злобы поднебесной называет демонов и апостол Павел.
Но такая теория, если понимать её буквально, вытекала из древней библейской космологии, согласно которой земля считалась плоской, а над ней простирался твёрдый небесный свод (твердь небесная).
Естественно, что искушающие человека бесы помещались древними авторами в пространство между землёю и небом. Несовременно?
Однако можно отнестись к священному свидетельству Библии и более вдумчиво. Если мы говорим, что местопребывание ангельских существ – духовное Небо, то вполне можно сказать, что пространство между землёю и духовным Небом действительно занимают бесы.
Так и пишут авторитетные авторы современного учебника по догматическому богословию: после отпадения от Бога «местопребыванием диавола сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обитателей рая».
Хотя сейчас мы говорим о предметах, совершенно сокровенных и непостижимых для нас. Вспомним слова свт. Иоанна Златоуста:
«Ты спрашиваешь, где ад, но к чему тебе знать это? Тебе следует знать, что ад существует, а не то, где он находится. По моему мнению, он где-то вне этого мира. Постараемся же узнать, не где он, а как его избежать».
Посоветовал бы особенно обратить внимание на последнее предложение Златоуста.
Бесы, чёрт… Что эти названия злых сил означают?
Силу личностную и злую, некогда взбунтовавшуюся против Бога, ныне вредящую человеку, желающую погубить человека, подвижники Церкви называли по-разному. Имен множество, но все они синонимичны, все об одном и том же…
Сатана (от евр. сатан) означает противник.
Диавол (греч. диаболос) – клеветник, сплетник.
Бес (слав.) – филологи считают производным от бояться.
Демон (греч.) – ложный бог, дух.
Лукавый (слав.) – хитрец, обманщик.
Чёрт (слав.) – предположительно от индоевропейского корня скер, скор, отсюда корнать, т.е. резать, обрезать, отсекать!
Мой дедушка говорит, что поминать чёрта («чертыхаться») нельзя. Так ли это?
Примечательно, что церковные люди никогда не поминают черта. До революции 1917 года вообще в России неприлично было чертыхаться, всякий раз упоминание черта было вызовом, эпатажем. После революции слово «Бог» стали писать с маленькой буквы, а диавол – с большой, в послереволюционной литературе, поэзии слово чёрт становится очень популярным.
Боятся ли верующие люди бесов, демонов?
Разумеется, нет. Святитель Афанасий Великий писал: «Не следует совершенно бояться бесов, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой».
Однако подвижники веры всегда очень осторожно говорили на эту тему. Смеяться, подтрунивать над бесами не стоит. Лучше их побеждать в своей христианской жизни. Вот тогда, если преуспеем в подвиге, будем иметь право иронизировать над бесами. А пока недооценивать противника не стоит.
Как появилось учение Православной Церкви о злых духах?
Это учение изъяснено святыми подвижниками нашей веры. В Библии о сатане написано чрезвычайно мало. Этот пункт учения только намечен. Мало теории, но много… практики. Практики встреч и борьбы с темными бесовскими силами.
Так, в Евангелии мы находим много примеров борьбы Христа с сатаною. Даже когда Иисус приближается к бесноватым, бесы, находящиеся в них, в ужасе вопят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» .
Христос изгоняет бесов, можно сказать, что Он объявил всему бесовскому воинству войну не на жизнь, а на смерть. И такую же власть Он дает и всем верующим: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию!»
И подвижники веры с самых первых времён существования Церкви убедились, что эта борьба с диаволом – не миф, не благочестивый оборот речи, но реальность. И что христианин действительно получает в Церкви силы для борьбы с бесами.
В противостоянии бесовским силам у Церкви явилось и знание об этих силах, и знание о душе человеческой, которая выходит на борьбу с лукавым.
Известно ли, сколько демонов?
Демонов, так же, как и Ангелов, неисчислимое множество. Древний библейский герой, Иаков, увидев сонмы Ангелов, воскликнул: Это ополчение (т.е. огромное войско) Божие, а в книге пророка Даниила сказано ещё конкретней: Богу предстоят тысячи тысяч и тьмы тем... (т.е. речь идёт о миллионах Ангелов).
Точное количество ангельских существ определить невозможно. И хотя в Средние века на Западе велись споры, сколько Ангелов может поместиться на кончике иглы, всё это не более, чем домыслы.
Мы знаем лишь, что Ангелов и демонов, или бесов, великое множество, их во много раз больше, чем людей.
Над кем имеют власть бесы?
Над людьми грешными, злыми; часто каналом для вхождения демона в человека являются пороки или человеческие страсти. Но думаю, что лучше всего на этот вопрос могут ответить... сами демоны.
В житии св. мученика Трифона читаем, что в юном возрасте он врачевал болезни и изгонял из одержимых бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого святой мученик изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного. Св.Трифон вызвал беса, и все увидели его в виде чёрного пса с огненными глазами. «Св. мученик спросил беса: “Кто тебя послал в отроковицу?” Бес отвечал: “Отец, начальник всякой злобы, сидящий в аде”. Св. Трифон: “Кто тебе дал власть такую?” Бес: “Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим лёгкие искушения; а над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодны же нам следующие дела: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они – друзья наши, и одна их с нами участь ждёт”» .
Следует ли бояться бесов?
Конечно, нет, бояться бесов не следует. «Не следует их (бесов) бояться, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой» (свт. Афанасий Александрийский).
Но и забывать о том, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» , тоже не стоит.
Следует помнить, что христианская жизнь – это противостояние сатане, это битва с бесами и со всеми мыслями и чувствами, которые они хотят в нас посеять.
Как бороться с бесами?
Никакие магические приемы нам здесь не помогут. Только через личную духовную жизнь, молитву, через исповедь и Причастие мы получим силы противостоять сатане. Противостоять, отражать его атаки и победить его.
Бывает, что после обращения к экстрасенсам или колдунам человек, предполагающий, что в нём бес (или испытывающий бесовские нападения), чувствует заметное облегчение. На самом деле, никакого духовного исцеления не произошло. Бесы, видя оккультные манипуляции, которые производит над человеком экстрасенс-колдун, вступают в некую игру – на время перестают человека тревожить. Делают они это специально, намеренно, чтобы усыпить бдительность несчастного. А через некоторое время опять себя проявляют. Тот опять бежит к целителям. Опять на время бесы затихают. И так всю жизнь. Мучают жертву и смеются над её глупостью.
Если бесы не нападают на меня, говорит ли это о правильности моей духовной жизни?
Отнюдь нет. Помню, что, когда я поступил в Духовную семинарию, на одной из первых лекций преподаватель говорил:
«Братья, помните, что с того момента, когда вы решили связать свою жизнь с Церковью и поступили в Семинарию, вы стали врагами диавола. Ему неинтересно искушать людей мирских и неверующих. Они и так, в большинстве, принадлежат ему. Но его брань – против тех, кто серьёзно решил служить Христу. Все стрелы ада направлены на Обводный, 17!».
Несколько лет спустя я прочитал в «Прологе» (книге церковных поучений на каждый день) за 21 февраля подтверждение слов старого профессора.
«Мы (бесы), – отвечает бес одному из подвижников, – воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвою, а с ленивыми не боремся». Почему не борются? Потому что не радеющий о душе человек и так принадлежит бесам.
Я боюсь, что мои дети станут бесноватыми. Как их уберечь от этого?
Лучше меня на этот вопрос ответит преподобный Анатолий Оптинский: «Что касается детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как войдут в людей?»
От нас зависит привести детей в храм, научить их молиться, рассказать им о Божественной литургии, приобщить к постоянному причащению, которому предшествует Таинство Исповеди с раскаянием в содеянных грехах.
Как родители мы должны следить за детьми, как садовник смотрит за хрупким драгоценным растением. Поливать, рыхлить землю, удобрять, вырывать сорняки, оберегать от хищников. То есть, помогать детям расти в чистоте и доброте. Ежедневно молиться о детях. А остальное предоставить Богу.
Я знаю одну семью, где ребёнок ведёт себя, как бесёнок. Кусает и бьёт родителей, совершает несвойственные для ранней юности грехи. Как проводит этот ребёнок свободное время? Он целыми днями лежит перед телевизором. Родители на него не обращают внимания – и при этом опасаются, что в их ребёнка кто-то может вселиться. Вот таким родителям, пожалуй, есть чего опасаться.
Нет комментариев