Шишкин И. И. (1832-1898)
Сегодня мы вспомним художника, которого
газеты и журналы позапрошлого века называли «лесным богатырём», «царём леса». Это Иван Иванович Шишкин. Кому не знакомы его картины «Утро в сосновом бору», знаменитая «Рожь», «Сосны, освещённые солнцем». Впрочем ,зная картины, мы очень
мало знаем об их авторе.
Иван Иванович Шишкин родился в городе Елабуга Вятской губернии. Для небольшого уездного города это было время расцвета. Всем управляло знаменитое камское купечество. В Елабуге к началу 19 века было в три раза меньше жителей, чем в Вятке, но по количеству купеческих семейств уездный (аналог современного районного центра) город не уступал самой губернской столице.
И когда 18(25) января 1832 года в семье не самого богатого (по тогдашним масштабам) купца Ивана Васильевича Шишкина родился сын Иван, мало кто, я думаю, сомневался, что и этот мальчик, продолжая семейную традицию, займётся торговлей. Хотя не всё так просто. Дело в том, что отец Ивана Ивановича - Иван Васильевич, как тогда любили говорить, был талантливым самородком. Грамоте научился у дьячка, азбуке - у маменьки. Жители Елабуги называли Шишкина - старшего «наш Кулибин», очень уважали, несколько раз избирали городским главою. Он притягивал к себе людей правдолюбием, крепкими нравственными устоями, деловым и верным взглядом на жизнь. Старший Шишкин много читал. В доме была прекрасная библиотека. Увлекался историей. Даже написал книгу об истории родной Елабуги. По вечерам папенька рассказывал сыну о древних временах, преданиях, связывающих построение Елабуги с именем И. Грозного, о пугачёвщине и разбойниках волжских, бродивших когда-то и по здешним дремучим лесам.
Такие экскурсы в историю не могли не привести к невольному желанию лишний раз побродить по столь замечательным окрестностям, зарисовать их. И одним из любимых занятий у Вани, кроме чтения, стало рисование. На листках бумаги появлялись зарисовки Камы, лесных берегов её. Рисование становилось потребностью. И упражнения эти, дававшие пищу воображению и уму, всё явственней рождали мысль о необходимости быть художником. Рисовал он постоянно. Здорово. Похоже. Ярко. Заразительно. После окончания Елабужского уездного училища его привезли учиться в 1-ю мужскую гимназию города Казани, где рисованием стали увлекаться не только Ванины одноклассники, но даже и серьёзные, строгие педагоги.
Гимназии Шишкин не окончил, и чтобы, как он говорил, «не сделаться чиновником», отправился в Москву, поступил в один из самых лучших тогдашних художественных вузов России - знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался под руководством ученика великого Венецианова - А.Н.Мокрицкого.
Дальнейшая судьба художника складывалась блестяще. В 1856 году он переезжает в Петербург, там учится в Академии художеств у знаменитого пейзажиста, популярнейшего среди молодёжи 1880 -х,- Сократа Максимовича Воробьёва. Но на сколько же ученик превзошёл учителя! Не только по мастерству, а по самому духу творчества. Дело в том, что тогдашняя Академия художеств признавала лучшей итальянскую традиционную художественную школу, идущую от эпохи позднего Возрождения, и Сократ Максимович старательно переносил «итальянские мотивы» на нашу, российскую почву.
Шишкин же пошёл по совершенно иному пути. Он видел, ощущал Россию, даже живя в Германии, Италии, Франции, Бельгии, Чехии, Голландии
- везде, где после получения за пейзажи Валаама золотой медали Академии художеств провёл стипендиатом три года. За границей он учился у лучших профессоров, но при этом всё время тосковал по родине. Осталась запись в дневнике: « …зачем я здесь, отчего я не в России, я её так люблю!» Даже написанный в Германии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» у Шишкина напоминает каменистые берега нашего северного Валаама.
А в это время Иван Шишкин становится европейской знаменитостью. О нём пишут в прессе. Его работы называют «украшением Российской экспозиции» на всемирной выставке 1866 - го года в Париже. Успех был полный: «От рисунков моих здесь просто рот разевают, - писал Иван Иванович друзьям в Петербург, - да и от моих этюдов. Говорят, что мало бывало здесь художников таких».
И вот, не дождавшись нескольких месяцев, до окончания срока пребывания в Европе, Иван Иванович, затосковав, возвращается на Родину. Искусствоведы считают, что влияние европейской школы ощущается в его ранних работах. Это и «Прогулка в лесу», и «Стадо под деревьями» … Но всё равно перед нами Россия. Поэтичная, трепетная, хрупкая. И не продолжением ли венециановских жнецов кажется невероятно смелая, новаторская по композиции (четыре пятых полотна - летнее небо!) картина «В окрестностях Москвы» 1869 года!
А потом было несколько лет, которые сам Иван Иванович считает лучшими в своей судьбе. «Пора полного счастья!» Шишкин дружит с Саврасовым, Левитаном, Крамским. Но, главное, Иван Иванович влюблён. Его избранница - сестра лучшего друга, юного художника Фёдора Васильева, красавица Евгения Александровна. Венчание состоялось в октябре 1868 го года. Потом родились дети. Два сына и дочка.
И работа, работа, работа. Шишкин не просто сближается с передвижниками, он - лучший пейзажист Товарищества передвижных художественных выставок. Его тема - не бытовые, жанровые сцены, а природа, небеса, деревья, травы, животные. Дивные, понятные до деталей картины, словно детские сказки, которые так нравились детям, что Шишкин становится для пяти поколений наших ребятишек своим, «ребячьим» живописцем. Недаром его знаменитое «Утро сосновом лесу» сделали и праздничной открыткой, и рисунком на коврах, и картиной в детских, и даже конфетной обёрткой!
К сожалению, семейная жизнь складывается у художника трагично. Сначала умирает отец, потом - брат жены Фёдор Васильев, нежно любимая жена, два крошечных, обожаемых сына. Иван Иванович впадает в тягостную депрессию. Он много пьёт, не может работать.
Его спасает искусство. Шишкин пишет «Ручей в лесу» и сразу же «На покое в дубовой роще». И судьба, казалось бы, опять повернулась к Ивану Ивановичу светлой своей стороной. Как луч надежды, новая любовь. В апреле 1880 года Иван Иванович венчается со своей ученицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. В Сиверской, на даче, которая стала прибежищем Шишкиных, они писали этюды. По вечерам, вместе с приезжавшими в гости друзьями, пели старинные русские песни. Иван Иванович очень любил песню «Среди долины ровныя». Он позже так же назовёт одну из своих картин. В Сиверской у них родилась дочь Ксения (от первого брака у Ивана Ивановича была дочь Лидия).
Ольга Антоновна уже начала было подниматься после родов, как вдруг почувствовала резкое недомогание. Через несколько дней, она скончалась от воспаления. Смерть жены была тяжёлым ударом для художника. Многие бы смогли вынести подобные потрясения? Нашли бы в себе силы работать, жить, ходить по тем же улицам, мимо тех же самых домов, не покидать опустевших комнат квартиры, где когда - то жило его счастье? Но он не сломился, работа спасла его.
Вглядитесь в пейзажи Шишкина: какой силой наполнены работы того времени! Ведь именно вначале 1880-х годов Шишкин пишет свою знаменитую «Среди долины ровныя…». Огромный, старый ,раскидистый дуб, одиноко стоящий среди просторов юга России. И потом, уже в 1890-м- «На севере диком». Опять тот же мотив одиночества сильного, могучего духом, не сломленного судьбой человека. Мало найдётся в мире образцов подобной стойкости.
И одновременно с этим тихим шёпотом звучит тема единения с хрупким совершенным миром самого древнего на Земле Евангелия - живой природы. И лес у Шишкина не пустой. Он полон шагов, светится десятками настороженных звериных глаз, населён косулями, белками, медвежатами. Многие знают, что медведей к «Утру в сосновом лесу» написал Савицкий, но, глядя на эту памятную с младенчества картину, понимаешь, что и эти детёныши, и их мама - медведица всегда жили в лесу Шишкина, а в то перламутровое утро просто вышли на его сказочную поляну.
И родная природа, переходя на полотно, врачует израненную душу мастера. С автопортрета 1886 - го года на нас смотрит спокойный, мудрый человек, понявший что-то такое, о чём мы, живущие в суете 21-го века, можем лишь строить смутные догадки.
А знаете, как ответил в январе 1893-го года Иван Иванович Шишкин на вопросы корреспондента «Петербургской газеты»? «Моё главное достоинство - откровенность. Идеал счастья - душевный мир. Величайшее несчастье - одиночество. Кем бы я хотел быть? - Действительно великим художником. Страна, в которой я всегда хотел бы жить, - Отечество. Мой девиз – быть русским…» И ещё: «Работать! Работать ежедневно… Нечего ждать пресловутого вдохновения … Вдохновение – это сама работа!»
Иван Иванович Шишкин так и ушёл из жизни: 20 марта 1898-го года великий русский живописец, равных которому мало в мире, скоропостижно скончался, сидя за мольбертом, где стояла его последняя незавершённая картина «Лесное царство».
Один из современников так написал о художнике: «Шишкин по преимуществу великорусский талант. Уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки, каждой морщины коры и каждого изгиба ветвей... И это не холодное изучение… Нет, Шишкин жил и жив всеми своими деревьями и травами…»
Он был глубоко русским человеком и видел природу глазами своего народа. И, как никто, сумел передать сыновнюю любовь к ней.
https://bibtgo.ru/publ/jushalinskaja-poselkovaja-biblioteka-filial-3/videodajdzhest_ja_drugoj_takoj_strany_ne_znaju/4-1-0-7435
https://bibtgo.ru/publ/jushalinskaja-poselkovaja-biblioteka-filial-3/ulichnaja_akcija_chas_chistoty/4-1-0-7432
https://bibtgo.ru/publ/jushalinskaja-poselkovaja-biblioteka-filial-3/akcija_den_bez_oshibok/4-1-0-7430
https://bibtgo.ru/publ/jushalinskaja-poselkovaja-biblioteka-filial-3/biblioteka_sport_i_kniga/4-1-0-7427
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев