Наблюдение за обстановкой на дороге
Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения
Действительно, если водитель не видит пешехода, идущего наперерез движению его автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина? Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка – он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию. Можно ли считать причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему. В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.Приемы рационального наблюдения с точки зрения безопасности движения позволяют:Во-первых, иметь возможность обнаружить опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и пространство.Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки.В-третьих, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах. К ним относятся:– дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;– дорожные условия;– поведение и состояние других участников дорожного движения.Хотя их расположение и характер в различных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой.Правильное наблюдение – это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.Можно сформулировать правила наблюдения за дорогой. Слайд.
Правило первое – выдерживать траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.Если представить путь движения автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него то центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную, впереди, на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Слайд.
Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля. Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения.При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине. (Следи за центром пути движения)
Правило второе – смотреть как можно дальше вперед.Это помогает заранее заметить появившуюся опасность. Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Водителю нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что делать и реализовать свое решение.Водители, владеющие навыками безопасного вождения, оценивают обстановку, по крайней мере, на расстоянии, соответствующем пробегу автомобиля за 12 секунд – расстоянию, которое автомобиль преодолеет за 12 секунд. Слайд.Такой способ измерения расстояния непривычен, но, научившись им пользоваться, водитель получает возможность точно определять расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Чтобы определить расстояние в секундах надо выбрать какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.), и начать считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если автомобиль доехал до объекта, при счете меньше «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед.12 с – это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону торможения.Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу автомобилю. Допустим, что он движется с равной скоростью. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который должен иметь в запасе водитель.В городских условиях 12 с примерно соответствуют расстоянию между соседними перекрестками, т.е. кварталу. Во время вождения в городе следует следить за обстановкой примерно на квартал вперед. На загородной дороге, где скорость значительно выше 12 с – это расстояние, равное четырем городским кварталам, или около 400 м. (Смотри как можно дальше)
Правило третье – чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных объектов.Наблюдение необходимо вести не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это позволяет заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог. Основная цель наблюдения – поиск опасностей. Поэтому глаза должны быть активны, т.е. находиться в постоянном движении. Они как бы «сканируют» всю окружающую обстановку. Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10–15°. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект. Слайд.Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транспортной обстановке – это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т.п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, водитель рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.Чтобы избежать таких ошибок, необходимо использовать центральное зрение только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности движения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если на длительное время (более 1 с) сконцентрировать свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, объекте, существует риск пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность. (Сканируй дорогу, а не «глазей» на нее)
Правило четвертое – задний обзор.Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что он видит впереди своего автомобиля, с тем, что увидел в зеркале заднего вида.Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. Слайд.Осматривать дорогу позади автомобиля в местах с интенсивным движением следует чаще, чем обычно. Особенно важно следить за движущимися сзади автомобилями при смене полосы движения, снижении скорости, движении задним ходом и на протяженных или крутых спусках. При этом обращать внимание на следующее:– не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами;– нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля;– нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости.Не стоит смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно при движении за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.Всегда следует проверять обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением. Не создается ли этим маневром помех для движения других участников движения. Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала заднего вида и поворота головы. Особое внимание необходимо обращать на присутствие транспортных средств в «слепой» зоне.Слайд.Перед торможением следует проконтролировать обстановку сзади через зеркало заднего вида. Слайд.Особенно это важно в следующих случаях:– перед замедлением движения, при обнаружении на дороге опасности, которая, может быть, не видна водителю автомобиля, следующего сзади.– перед поворотом на примыкающую дорогу или во двор;– перед остановкой. (Нога на тормоз, глаза в зеркала)
Правило пятое – боковой обзор.Поскольку на маршруте движения автомобиля в любое время могут появиться другие транспортные средства или пешеходы, водителю надлежит следить за ситуацией вокруг автомобиля и появляющимися объектами. Следует наблюдать за обстановкой не только впереди и сзади автомобиля, но и сбоку от него. Слайд.Боковой обзор имеет особое значение на перекрестках и железнодорожных переездах.Это позволит иметь целостное представление о том, что происходит вокруг. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом, хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения. (Следи за обстановкой сбоку)
Правило шестое – наблюдение перед маневром.Перед выполнением маневров, водителю необходимо убедиться, свободно ли место, которое он собирается занять. Слайд.Наблюдая за обстановкой на дороге или полосе, на которую водитель собирается выехать, ему не следует упускать из виду автомобиль, движущийся перед ним, который может внезапно снизить скорость или остановиться. (При маневрировании не отвлекайся)
Правило седьмое – наблюдение и скорость.Чем больше скорость, тем больше должна быть область дороги, которую водитель контролирует.При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается, а надлежит следить за ситуацией вокруг автомобиля и появляющимися объектами.Поэтому на больших скоростях взгляд должен быть более подвижным. Не следует концентрировать его в одной точке. (Чем больше скорость, тем подвижнее глаза)
Прогнозирование опасностиДля водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он движется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с помощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения. Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на следующие вопросы:– что может произойти в ближайшем будущем;– что произойдет с большей вероятностью;– представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность;– какова опасность ситуации в целом.Для примера, рассмотрим конкретную ситуацию.Водитель движется на подъем по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэтому ее не видно далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой движется водитель. Навстречу ему может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь автомобиля увеличится.Опасность для движения можно разделить на два вида – непосредственная и потенциальная опасность.Непосредственная опасность – это опасность, которая очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок, выбежавший на дорогу прямо перед автомобилем.Потенциальная опасность – это опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоящий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точки зрения их готовности к риску, т.е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осознать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней справиться, вести себя так, что его поведение значительно увеличит вероятность возникновения ДТП.
Уметь предвидеть – это не только умение видеть, где и какая опасность ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов:1. Конфликт с транспортом, движущимся навстречу.1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу.Признаки опасности: у встречного транспортного средства включен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраивается на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой.1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения.Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомобиль приближается на большой скорости.1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу вашего движения.Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проезжей части.Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявлять признаки опасности.2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу вашего движения с соседних рядов.2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу.Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.2.2. Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения.Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыкающей дороге; интенсивное движение на главной дороге.2.3. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе справа, резко перестраивается на вашу полосу.Признаки опасности: впереди перекресток, на котором разрешен левый поворот только из левой полосы движения; автомобили, движущиеся справа, имеют большую, чем вы, скорость.2.4. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева, резко перестраивается на вашу полосу.Признаки опасности: на полосе слева от вас возникла помеха, впереди перекресток.Выявить и устранить эти конфликты можно, если наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя транспортные средства, движущиеся с большой скоростью с включенными указателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.3. Конфликт с транспортом, движущимся впереди в попутном направлении.3.1. Едущее впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистанция, разделяющая вас, быстро сокращается.Признаки опасности: у едущего впереди автомобиля загорелись стоп-сигналы, впереди регулируемый или нерегулируемый перекресток, далее разворачивающиеся или поворачивающие автомобили, а также неподвижное препятствие, другие помехи.Чтобы избежать возможных конфликтов, необходимо наблюдать за обстановкой, за впереди едущими автомобилями, снижать скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивать дистанцию.4. Конфликт с транспортом, движущимся сзади.4.1. Вы резко тормозите. Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного средства, быстро сокращается.Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; мала дистанция до автомобиля, движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного снижения скорости.Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно.5. Конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траекторию вашего движения под прямым углом.5.1. Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает на полосу вашего движения под прямым углом.Признаки опасности: плохая видимость обстановки на пересекаемой дороге; неисправен светофор; большая скорость приближающегося сбоку автомобиля.5.2. Пешеход перебегает дорогу перед вашим автомобилем.Признаки опасности: группа людей, стоящих у дороги; автомобили, стоящие у дороги (из-за них могут выйти люди).Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой движешься. Заранее выявлять находящихся у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги. Сможет ли водитель распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от того, насколько хорошо он умеет оценивать пространственно-временные параметры ситуации.Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречающиеся параметры, из которых складывается такая оценка: скорость и ускорение, дистанция, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которыми он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность. Как показывают результаты исследований, большинство людей делает такие оценки с недостаточной точностью. Отчасти это может быть объяснено тем, что в автомобиле человек лишается привычной для него связи, позволяющей оценивать скорость и расстояние.При беге, езде на велосипеде, скачке на лошади человек может оценить скорость по величине мышечных напряжений, чувству равновесия, дыхания и т.п. При езде на автомобиле эти привычки и естественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорости передвижения. Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оценке таких больших скоростей, с какими движутся современные транспортные средства.Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости. При длительном движении по прямой дороге без перекрестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие резкого снижения скорости.Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны для большинства водителей при определении скоростей движения встречного транспорта. В реальном движении это приводит к тому, что неправильно определяется то место, где произойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями. В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние. Например, человек, совершивший обгон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом деле.
Правила наблюдения в типичных дорожных ситуацияхК таким ситуациям относятся:– проезд перекрестков;– проезд пешеходных переходов и других мест с массовым появлением людей;– вливание в транспортный поток;– перестроение;– движение задним ходом.
Наблюдение при проезде перекрестка
Когда водитель подъезжает к перекрестку, ему необходимо внимательно изучить обстановку на перекрестке и вблизи него. Следует соблюдать следующую последовательность осмотра перекрестка – лево-право-лево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде перекрестка, потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь. Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось (т.е. приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит скорректировать свои действия.Необходимо следить за сигналами, подаваемыми другими водителями, сопоставляя эти сигналы с расположением их транспортных средств. Бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу.Например, водитель собрался поворачивать направо и соответственно готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то (ошибочно(?)) включает сигнал левого поворота.Необходимо быть внимательным, прежде чем предпринять что-то самому, нужно определить каковы же истинные намерения других водителей.Не следует забывать о пешеходах. Возможны случаи, когда пешеходы перебегают проезжую часть на красный, запрещающий для них сигнал светофора, поэтому здесь также важно определить их истинные намерения. Такие пешеходы могут появляться как справой, так и с левой стороны.Если перекресток регулируемый, следует руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, при этом очень важно определить время работы разрешающего сигнала, так как если он включен довольно продолжительное время, возможно, его переключение на запрещающий сигнал при въезде непосредственно на сам перекресток, или возможно резкое торможение впереди идущего транспорта.При проезде перекрестка в прямом направлении необходимо следить за встречным транспортом, который может поворачивать налево, не уступив дорогу.Если впереди идущее транспортное средство, с включенным левым указателем поворота, водитель которого намеревается повернуть налево или развернуться, остановилось на перекрестке, уступая дорогу встречному транспорту, то возможна ситуация, когда оно ограничит видимость встречных транспортных средств, которые поворачивают налево.Перед выполнением поворота налево с пересечением полосы встречного движения следует включить сигнал левого поворота, по крайней мере, за 30 м и убедиться в том, что расстояние между транспортными средствами встречного потока позволяет выполнить поворот. После этого следует убедиться в отсутствии транспортных средств и пешеходов на проезжей части, на которую автомобиль выедет после поворота. Непосредственно перед выполнением поворота следует еще раз посмотреть в сторону потока встречного транспорта.Как правило, на перекрестках опасные ситуации возникают из-за ограниченного обзора для одного или нескольких водителей.
Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей
При наблюдении за дорогой необходимо всегда выявлять места возможного появления людей: пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы. Слайд.Пешеходы тоже должны наблюдать за движущимся транспортом, оценивая скорость его движения и расстояние до него, и вести себя соответствующим образом. Но не следует ждать от них благоразумия и надеяться на него. Они за вами не следят, они вас не видят, у них другие проблемы, более важные, чем забота о сохранении собственной жизни.Особо значение приобретает наблюдение за пешеходами при движении в темное время суток, в осенне-зимний период времени года. В свете фар встречных транспортных средств пешеходы, одетые в одежду темных тонов, плохо различимы на фоне дороги, особенно в ненастную погоду. В таких ситуациях необходимо снизить скорость движения и внимательно наблюдать за пешеходами, движущимися по тротуарам и обочинам.
Наблюдение при слиянии с транспортным потоком
При нахождении на полосе разгона и намерении влиться в транспортный поток, движущийся по дороге, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в «слепых» зонах. Это даст полную информацию о происходящем вокруг автомобиля.Перед въездом на основные полосы дороги следует убедиться в отсутствии транспорта на выбранной полосе. Для этого следует посмотреть в стороны и назад.В момент въезда на дорогу очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди. Главное, на чем следует сосредоточиться, – это его скорость. Если он начинает замедлять движение, нельзя пропустить этого момента, следует начинать замедлять движение вместе с ним.
Наблюдение при перестроении
При смене полосы следует убедиться в отсутствии транспорта на выбранной полосе. Для этого перед переходом в другую полосу следует посмотреть в стороны и назад, чтобы убедиться в отсутствии транспорта. Обернувшись, посмотреть назад в направлении предполагаемого движения. Убедиться, что в области задних углов автомобиля никого нет. Помнить, что эти участки дороги, известные как «слепые» зоны, не видны в зеркала. Для того чтобы убедиться в отсутствии препятствий, водителю необходимо повернуть голову. Оглядываясь назад, не следует задерживаться и отрывать взгляд от дороги более чем на мгновение. Следует помнить о возможных внезапных остановках идущего впереди транспорта во время осмотра дороги сбоку и позади автомобиля в зеркала или при повороте головы.При смене полос водителю следует проверить обстановку на дальних полосах движения, т.к. водители движущегося по ним транспорта могут собираться перестроиться в выбранную полосу. Особенно внимательным нужно быть при обгоне. Здесь требования к водителю повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади.
Наблюдение при движении задним ходом
Обзор позади автомобиля всегда ограничен. Водителям следует по возможности избегать движения задним ходом. На стоянках торговых центров следует выбирать стояночные места, с которых можно выехать передним ходом. При необходимости движения задним ходом следует придерживаться следующих правил, позволяющих повысить безопасность этого маневра.Перед тем как садиться за руль, следует осмотреться. С места водителя можно не заметить находящиеся поблизости детей и мелкие препятствия.Положив правую руку на спинку сидения, следует полностью обернуться и осмотреться через заднее стекло. Зеркала не позволяют увидеть, что происходит непосредственно позади автомобиля. Слайд.Движение задним ходом следует выполнять с минимальной скоростью, поскольку при движении задним ходом значительно ухудшается управляемость. Необходимо остановиться перед тем, как двигаться задним ходом через тротуар или при выезде на дорогу. Осмотреть дорогу справа и слева и уступить дорогу пешеходам и транспортным средствам.По возможности следует выполнять движение задним ходом, прибегая к помощи стоящего снаружи человека.
Наблюдение непосредственно самой дороги
Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно. Поэтому следует внимательно следить за дорогой и предупреждающими знаками, они заблаговременно предупредят об опасности, и водитель сможет к ней приготовиться.Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие – цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выбить из рук водителя.При движении по плохому покрытию следует чаще переводить взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не надо забывать и о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизив скорость, будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.О некоторых опасностях, связанных с дорогой, информируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что водитель должен следить сам и быть внимательным. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой.Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Водитель не должен увлекаться слушанием радиоприемника, лучше «слушать» дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не отвлекать от вождения). Кстати, обгоняющий автомобиль скорее «услышишь» по нарастающему шуму мотора слева.«Плывущий» звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, по данным зарубежных исследований, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Водитель должен прислушиваться к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь его внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.
Ситуационный анализ дорожной обстановки
Умение анализировать – это прежде всего умение классифицировать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависимости от их влияния на безопасность движения автомобиля. Можно выделить три основные категории объектов.Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля:– неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы;– движущиеся препятствия – пешеходы, автомобили, велосипедисты;– препятствия, закрывающие обзор, – хол
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев