"И ВЕНЕЦ НА ЧЕЛЕ ЕГО ЛАЛАМИ АЛ"...( Фирдоуси,"Шахнаме").
Сложно в природе отыскать более красивый кристалл красного цвета, чем шпинель. Данный яркий минерал с переливами света дарит очарование и тепло. Своему хозяину ШПИНЕЛЬ непременно принесет счастливую жизнь и любовь. Минерал редкий .Первые упоминания о шпинели в качестве ювелирного камня принадлежат Марко Поло, после того как он побывал на Памире в XIII веке. В этом месте минерал начали добывать еще в IX веке. Только на тот момент его еще постоянно путали с корундом и рубином. Поэтому неудивительно, что путешественник упомянул, что существуют памирские залежи не шпинели, а «рубинов».
В качестве самостоятельного драгоценного камня её стали выделять всего полтора столетия назад. А до того шпинель называли «лал», как другие самоцветы красного цвета – рубин, пироп, турмалин. Поэтому о шпинели не найти упоминаний ни у Плиния, ни у Марбода, ни у Епифания. Не говорится о шпинели и в Библии или Коране, нет о ней ни слова и в античных преданиях.
Лал, рубин-балэ, балаш - шпинель
Откуда же это странное название – «лал», которое давали красным драгоценным камням? Оказывается, им они обязаны горе с одноимённым названием, находящейся на Памире. В середине IX века там добывали шпинель, или, как её тогда называли «бадахшанский лал». А.Е. Ферсман пишет: «На правом берегу бурного Пянджа, в известковой скале Кух-и-лал, далеко и высоко в отрогах Памира находятся старинные «рубиновые копи». Здесь в темных и низких подземных ходах добывался красный камень, и слава его широко разнеслась по всему Востоку…». Лал- шпинель - камень , весьма любимый на Востоке, Ал-Бируни писал:"Этот камень прозрачный, чистый и походит на превосходный яхонт по цвету".
"Кроваво-красные камни традиционно олицетворяли полноту мирской власти, сверкая в королевских коронах Европы и знаменитых регалиях русских царей. Веками считалось, что самые яркие рубины в сокровищнице Британии. Самый крупный из них — «Тимур-рубин» в 361 карат. Лишь немногим уступает ему второй по величине крупный самоцвет — «Черный принц». Их величина, пурпурно-красная, насыщенная и абсолютно равномерная окраска уникальны. Своеобразная форма «Тимур-рубина», сохранившего природную огранку и лишь слегка приполированного по граням, не имеет аналогов. Других таких рубинов нет в мире. Они столь превосходны и необычны, что возникло сомнение: а рубины ли это?
Результат экспертизы исторических камней британской короны оказался поразительным: самый большой рубин мира — «Тимур-рубин» не рубин! «Черный принц» не рубин! Не рубины, а лалы — благородная шпинель; похожий, очень похожий, но совсем другой минерал. Такой же самоцвет — яркая рубиновая шпинель в 256,2 карата — сверкает во французской короне. Большую императорскую корону, хранящуюся в Алмазном фонде СССР и выполненную для коронации Екатерины II в 1762 г. из ажурных серебряных полушарий, сплошь унизанных алмазами (4936), венчает темно-красная шпинель в 398,7 карата. Этот камень входит в число семи исторических камней Алмазного фонда", узнаем мы из книги Татьяны Здорик.
Королева красоты - королевский камень!
Шпинель иногда называют «величайшим самозванцем среди драгоценных камней в истории»,"маскарад" продолжался сотни лет. Исторически сложилось так, что мелкая красная шпинель почиталась почти столько, как и рубин, а иногда и больше! Сегодня же, после редчайших красных бриллиантов и рубинов, шпинель является самым дорогим и ценным из всех красных камней.
А великолепный нежно-розовый лал, величиной и формой похожий на крупную сливу, красующийся в одной из витрин золотой кладовой Эрмитажа, имеет другое происхождение. Эта шпинелевая подвеска принадлежала английскому пирату и королевскому флибустьеру Френсису Дрейку. Вполне возможно, что владыка морей Нового и Старого Света, ведший морские бои с испанскими галеонами за передел Нового Света во славу британской короны, получил эту награду из рук королевы, а может быть, это был трофей абордажных боев. Маленький парусный кораблик, выгравированный на плоской золотой розетке, скрепляющей камень с цепочкой, вызывает в памяти времена фрегатов и флибустьеров. С именем Дрейка связывают и еще два экспоната Эрмитажа:
https://world-jewellery.liv...
Россия не богата шпинелью. Ювелирные образцы обнаружены лишь около русла р. Слюдянки,Около Байкала находится также Малобыстринское месторождение. Но здесь шпинель бесцветная – наиболее редкий вид минерала. Ценится намного меньше красного, а для геологов представляет огромный интерес. Самоцветами также славится Урал. Хотя здесь найдена только одного цвета шпинель - зеленый камень. Минерал встречается в Кочкарском районе на юге хребта. Благодаря цвету, его часто принимают за изумруд. Существуют и камни фиолетового оттенка. Их также добывают в Кочкарском районе (р. Каменка). Самые большие кристаллы шпинели найдены в Якутии. В этом месте, на месторождении Эмельджак в республике Саха, встречаются образцы черного цвета. Эмельджакская шпинель (камень) достигает размера 8-12 см. Ее свойства аналогичны другим видам минерала, при этом имеется особое название – герцинит.
Сергей Есенин
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?
И еще спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?
И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
Поцелуй названья не имеет.
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.
***
«Отчего луна так светит тускло
На сады и стены Хороссана?
Словно я хожу равниной русской
Под шуршащим пологом тумана» —
Так спросил я, дорогая Лала,
У молчащих ночью кипарисов,
Но их рать ни слова не сказала,
К небу гордо головы завысив.
«Отчего луна так светит грустно?» —
У цветов спросил я в тихой чаще,
И цветы сказали: «Ты почувствуй
По печали розы шелестящей».
Лепестками роза расплескалась,
Лепестками тайно мне сказала:
«Шаганэ твоя с другим ласкалась,
Шаганэ другого целовала».
Говорила: «Русский не заметит...
Сердцу — песнь, а песне — жизнь и тело...»
Оттого луна так тускло светит,
Оттого печально побледнела.
Слишком много виделось измены,
Слез и мук, кто ждал их, кто не хочет.
. . . . . . . . . . . . . .
Но и все ж вовек благословенны
На земле сиреневые ночи.
Август 1925
***
Есть и еще одна Лала в поэзии.
Лал-дэд (букв. «бабушка Лал»), Лалла, Лаллешвари (1320—1392?) — средневековая индийская поэтесса, одна из первых авторов, писавших на языке кашмири. О жизни Лал-дэд известно немногое: считается, что она жила в XIV веке и была бродячей подвижницей, почитательницей бога Шивы (в стихотворениях которой он предстает как верховное божество, Абсолют).
В жасминовый сад души своей Лалла вошла.
Там Шива и Шакти соединились у жасминового ствола.
Там в чистые воды бессмертия погрузилась я.
Там погребу себя, недосягаемой стану для бытия. http://artsportal.ru/poetry ...
***
Пожалуй ни один из "восточных" поэтов не удержался от воспевания лалов.
Только в" Шахнаме", сочинённой Фирдоуси, лал в качестве драгоценного камня (или яркого сравнения) встречается добрый десяток раз.
Омар Хайям
Сын
Мать Сухраба Тахмина узнает о смерти своего сына
И к Тахмине пришло известье в дом,
Что умер сын, заколотый отцом.
От всех – в своем покое – в отдаленье
Она рвала одежды в исступленье.
Бушуя, как небесная гроза,
Не слезы – лили кровь ее глаза.
Она вопила в муке, и стонала,
И волосы с корнями вырывала.
Она огонь велела разложить
И волосы свои на нем спалить.
«Ты, сын, сказал: «Иду на бой! Мне верь ты!»
И я надеялась. Но где теперь ты?
Мой дух, бессонный взор витал мой там
И вопрошал: «Где сын мой? Где Рустам?»
Я думала, что, счастлив неизменно,
Как солнце, ты проходишь над вселенной,
Что ты искал отца, нашел его…
Ждала, чтоб ты домой привел его!
Не чувствовала даже я, что там,
В степи чужой, тебя убьет Рустам,
Что он не дрогнет сердцем пред тобою,
Перед твоею светлой красотою.
День ясный мой померк, поник во тьму.
Кого теперь я, сын мой, обниму?
О, кто разделит скорбь мою со мною?
Ведь нет тебя! Я от тоски изною!
Увы, чертог пустынен, мертв мой сад…
О сын, поник мой дух, померк мой взгляд!
О богатырь, с какой пошел ты силой
Искать отца, а встретился с могилой.
Ты нес в душе любовь, надежду, честь, –
И мертв ты! – Горя мне не перенесть.
Пред тем как обнажил Рустам кинжал,
Что ж ты мой знак ему не показал?
Что в руки талисман ему не вверил?
Быть может, ты, мой сын, в него не верил?
Что ж я с тобЪю не пошла тогда?
Всех нас тогда бы минула беда!
Меня Рустам бы издали заметил,
Узнал бы и с любовью нас бы встретил.
Не обнажил бы стали исполин
И не убил тебя бы, о мой сын!»
И так она стенала и рыдала,
Что всякая душа ей сострадала.
При виде исступленья Тахмины
Все были мукой за нее полны.
И были так сильны ее страданья,
Что рухнула царевна без сознанья.
И вот, едва в себя пришла, опять
Она о сыне начала рыдать.
Роняла слезы над убитым сыном
Кровавые, подобные рубинам.
К коню Сухраба подошла она,
Коня за шею обняла она
И в грудь его и в морду целовала.
Она, казалось, разум потеряла.
И слез ее кровавых ток стекал,
Возле копыт коня блестя, как лал.
И, обнимая, как дитя, одежды
Сыновние, взывала: «Нет надежды!»
Велела принести доспехи, меч,
И лук его, и украшенья плеч.
И, в кровь лицо ногтями раздирая,
Вновь причитала, сына вспоминая:
«Вот меч твой, шлем, кольчуга, вот твой щит!
А ты где, сын мой милый? – Ты убит!»
Аркан его велела с булавою
Принесть и положить перед собою.
Мечом Сухраба в отблесках огня
Велела хвост отрезать у коня.
Все золото с коней сняла она,
И все дервишам раздала она.
Ворот не отпирать она велела,
Сухраба трон убрать она велела.
Разрушить приказала светлый зал,
Где он перед походом пировал.
И черные завесы, как туманы,
Царевна опустила на айваны.
Сама одеждой синей облеклась,
От близких и от мира отрешась.
И день и ночь в тоске была она.
Едва лишь год и прожила она,
И умерла, тоски снести не в силе.
И тут – конец печальной старой были.
***
Фирдоуси
Шахнаме(Рассказ о рождении Сухраба )
Письмо Рустама Тахмина достала,
Тайник открыла, сыну показала
Клад золотой и три бесценных лала,
Чье пламя ярко в темноте сияло,—
Сокровища, хранившиеся там,
Что из Ирана ей прислал Рустам,—
Свой дар ей в честь Сухрабова рожденья,
С письмом любви, с письмом благоволенья.
«О сын мой, это твой отец прислал! —
Сказала мать, — взгляни на этот лал.
Я знаю, будешь ты великий воин,
Ты талисман отца носить достоин.
Признает по нему тебя отец,
Наденет на главу твою венец.
Когда тебе раскроет он объятья —
Утешусь, перестану тосковать я.
***
"Царь песнопений" Саят-Нова, которого армяне, грузины и азербайджанцы считают своим национальным поэтом,был современником Ломоносова .А это его строки, окрашенные в кроваво-красный цвет:
Протянул я руку. Уколола злючка, словно ежевика!
Кровь на пальцах проступила наподобье лала или
сердолика.
Перевод В. Потаповой
***
Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре (пер.Н.Заболоцкий)
ВСТУПЛЕНИЕ
Тот, кто силою своею основал чертог вселенной,
Ради нас украсил землю красотою несравненной.
Животворное дыханье даровал он твари бренной.
Отражен в земных владыках лик его благословенный.
Боже, ты единый создал образ каждого творенья!
Укрепи меня, владыка, сатане на посрамленье!
Дай гореть огнем миджнура до последнего мгновенья!
Не карай меня по смерти за былые прегрешенья!
Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?
Косы царственной -- агаты, ярче лалов жар ланит.
Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.
Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Мне пером была тростинка, тушью -- озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата.
Существуют разновидности ювелирной шпинели: рубиновая,Балэ-рубин,рубицелл,альмандиновая,сапфировая,хлорошпинель, ганит, плеонаст, уральская шпинель называется просто зеленый камень.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев