Вечный зов Анатолия Иванова
5 мая родился известный русский писатель Анатолий Степанович Иванов, автор таких бессмертных романов, как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В 70-ые годы вся огромная страна зачитывалась его произведениями. За короткий срок они выдержали десятки изданий, были переведены на иностранные языки. Тиражи с прилавков магазинов мгновенно исчезали, в библиотеках выстраивались очереди читателей. А когда по телевизору демонстрировались сериалы, снятые по его романам, вся страна была «прикована» к телеэкрану.
Будущий писатель родился в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области. Ни в детские, ни в юношеские годы он особо даже не мечтал стать писателем, публицистом. Точнее, наверное, мечтал, но где-то глубоко-глубоко в душе.
Когда Толе было девять лет, случилась беда – умер от неизвестной болезни отец. И, как старшему в семье, ему пришлось стать опорой и поддержкой матери – вдове с тремя детьми на руках было трудно прокормить семью.
Когда грянула Великая Отечественная война, выживать стало особенно трудно. Элементарно приходилось голодать. Чтобы не дать умереть семье с голоду, Толик днями и ночами проводил за ловлей рыбы. Оттого удивительнее, что в столь суровых почти нечеловеческих условиях, когда вопрос пропитания стоял буквально на первом месте, он умудрился успешно окончить школу и поступить на факультет журналистики Казахского госуниверситета. Отныне он уже был гордостью семьи. Но для Анатолия Степановича это было лишь первым шагом его большого пути.
Еще в годы учебы он начал активно писать и публиковаться в небольших районных изданиях. Но все это время он чувствовал, что журналистика — это не только и не столько то, чем он хотел бы заниматься на самом деле. Иванову хотелось найти себя на писательском, литературном поприще. Но в этом он даже себе порой боялся признаться, не то что окружающим.
В 1954 г. в «Крестьянке» Анатолий Степанович публикует свой первый рассказ «Дождь», затем выходит первая книга – сборник самобытных рассказов «Алкины песни». По просьбе Новосибирского ТЮЗа, Ивановым была написана пьеса по этому рассказу, 5 лет с успехом демонстрировавшаяся на сцене этого театра.
Однако же по-настоящему большой успех писателю принесла книга «Повитель». Роман принес автору не только всесоюзную известность, но и признание как писателя во многих зарубежных странах. Благодаря такому громкому успеху, Иванов без труда стал членом Союза писателей СССР.
Как говорил сам автор: «Я хорошо знал героев, о которых мне приходилось рассказывать, до мельчайших подробностей. У меня не было никакой внутренней потребности дополнительно изучать литературу, ибо всё, что было с героями, зримо, рельефно, вполне очевидно стояло перед моими глазами».
Второй роман – «Тени исчезают в полдень» – доказывал, что в советскую литературу пришел писатель эпического плана. В книге охвачена целая эпоха, масштабные события и остродраматические ситуации, глубокие характеры. Не случайно роман имел большой успех в экранной интерпретации.
Вершиной в творческой эволюции Иванова критика признала роман-эпопею «Вечный зов», в котором писатель не только достиг высокого художественного мастерства и гражданской зрелости, но и показал, что литература призвана исполнять роль вечевого колокола, чтобы будить сознание соотечественников на защиту родины от нависшей над ней опасности в канун пресловутых разрушительных «реформ». Без преувеличения, «Вечный зов» - пророческая книга, предсказавшая крушение социализма в России.
Так, один из главных персонажей «Вечного зова» – Лахновский, не церемонясь, сказал, каким способом будет осуществляться развал Советского Союза. Тогда ещё шла Великая Отечественная война. Приведем отрывок из его монолога:
«… Вы не представляете, какое возмездие ждёт Россию! Борьба далеко не закончилась! Наших людей ещё много в России. А за её пределом ещё больше. Вы не представляете, какими мы располагаем силами, какой мощью... Только действовать будем теперь не спеша. С дальним и верным прицелом... после войны мы пойдём другим путём. Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за детей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, растлевать, развращать её… Мы бросим всё, что имеем, чем располагаем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурманивание людей… Мы найдём своих единомышленников, союзников... своих и помощников в самой России... Общими силами мы низведём все ваши исторические авторитеты, ваших философов, учёных, писателей, художников, журналистов – всех духовных и нравственных идолов, которыми когда-то гордился народ... Историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишённым такой памяти, можно делать что угодно…».
«Вечный зов» Иванов писал на протяжении тринадцати лет. Он не ожидал, что процесс окажется настолько трудоемким, тяжелым. Но отступать было поздно. Многие «доброжелатели» говорили тогда, что своим «Вечным зовом» он только напрасно убьет лучшие годы для писателя. А если уж «Зов» не найдет отклик у читателя, произведение Иванова станет просто плевком в вечность. Но скептики и завистники жестоко ошибались.
Первая часть романа была опубликована в журнале «Москва» в 1970 г. и произвела фурор среди читателей и критиков. Все с нетерпением ждали продолжения. Для читателей 70-х годов подобное произведение было настоящим откровением. Никогда прежде история Отечества не преподносилась так живо, так объемно, так честно и неоднозначно. И, конечно, на этот роман сразу же обратили внимание кинематографисты. На киностудии «Мосфильм» немедленно запустили съемки 19-серийной киноверсии «Вечного зова». Кстати, Иванов принимал в этом активное участие, что писателям позволяют делать не часто.
В 70–80-е годы Анатолий Степанович обращается к жанру повести. Появляются новые его произведения: «Жизнь на грешной земле», «Вражда», «Печаль полей» и др. Историческим повествованием «Ермак», написанным в 1985 г., Иванов подтвердил свой давний интерес к отечественной истории. Михаил Алексеев, высоко отзываясь в целом о творчестве Анатолия Иванова, «по языку, по эмоциональному накалу, по краскам» отнес его повесть «Жизнь на грешной земле» к самому яркому «из всего написанного этим автором», где «на небольшой площадке тема выступает особенно выпукло».
Анатолий Степанович Иванов ушел из жизни в полном расцвете творческих сил, жизненной мудрости и гражданской зрелости – он умер 31 мая 1999 года в возрасте 71 года. Его книги, общий тираж которых давно перевалил за 30 миллионов экземпляров, читают столь же активно и чутко, как и прежде. Больше того, они обрели в наше непростое время особую, жгучую, живительную актуальность, помогая людям труда глубоко осознать настоящее и предвидеть будущее. Истинно выдающийся художник слова по праву заслужил народное признание.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев