Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6‑го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.
Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме).
Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие:
На вечерне вместо прокимена поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это – уникальная особенность указанных двух дней, больше в церковном году подобной замены прокимена на вечерне не бывает).
На утрене вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это особенность всех заупокойных суббот).
Тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичным «Тебе и стену и пристанище…»; оба эти песнопения нам «знакомы» по их использованию в панихиде.
17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псалтири) и читается духовенством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупокойная ектения, после 2‑й статии – заупокойные тропари по «Непорочных» «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма. После этого еще одна заупокойная ектения. Так 17‑я кафизма совершается во все заупокойные субботы.
Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, катавасия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия у этой песни совпадают).
По 6‑й песни: Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…». Кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На практике во время 6‑й песни диакон отверзает царские врата, священник и диакон выходят царскими вратами в центр храма, где диакон произносит малую ектению перед тетраподом. Далее при пении кондака и икоса священник совершает малое каждение, начиная с тетрапода (тетрапод, иконостас, хор и народ с амвона, завершение каждения на амвоне и вновь тетрапод спереди). По окончании каждения духовенство уходит в алтарь и царские врата закрываются.
На литургии короткая схема пения тропарей и кондаков по входе: «Глубиною мудрости…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
Прокимен читается один (заупокойный), чтения два: рядовое и заупокойное (это касается и апостольских и евангельских зачал).🙏
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев